Создание Совета Безопасности ООН, как известно, закрепило расклад сил на планете, сложившийся в результате Второй мировой войны. Не удивительно, что сейчас, после не менее значительных изменений в мире, его состав оспаривается. Вполне вероятно, что в XXI веке этот состав будет определяться не только земными, но и космическими параметрами.
В социальном устройстве современного мира, по словам известного британского социолога Зигмунда Баумана, главным стал "доступ к глобальной мобильности". Мечты и желания туриста становятся высшим выражением того, что сейчас называется "глобализация". Уже сейчас одной из особенностей XXI-го века становится переход от геополитики к космополитике как основному измерению мироустроительства. Во всяком случае, в России уже 12 лет существует Институт космической политики, ставящий перед собой целью не только оценку и прогнозирование потребностей в космической технике и технологиях, анализ экономических аспектов космонавтики, формирование и мониторинг информационных потоков в области космонавтики, но также разработку правовых проблем космической деятельности, изучение истории космонавтики и связанных с нею областей науки и техники, изучение проблем организации космической деятельности, тенденций развития космической науки и промышленности и даже исследования в области космического образования и культуры.
Вот количественные обоснования. Член Международной академии космических наук Чжу Илинь недавно подсчитал, что к концу 2004 г. всего в мире были запущены более 5700 ИСЗ (пилотируемых космических аппаратов, зондов и т. п.). По другим данным, эта цифра весьма приблизительна, разнится с другими подсчетами на несколько сот аппаратов. В любом случае пока трудно сказать со всей определенностью, смогут ли космические исследования в ближайшее время стать способом гармонизации земных проблем, на что уповает такое оригинальное философское направление, как русский космизм. Но вот, по авторитетному мнению главы российского правительства Михаила Фрадкова, отдельно взятому землянину, особенно если он — не обремененный космическими обязанностями турист, полеты в космос, скорее всего, полезны для здоровья. А как иначе можно расценить прекрасное самочувствие и отличное расположение духа второго космического туриста на российско-американскую МКС Грегори Олсена?
Счастливое лицо космонавта-бизнесмена не оставляло сомнений, что он считает выложенные за недельный турпакет на МКС $20 миллионов потраченными не зря. По всей вероятности, он и в космосе оставался не только туристом, но и бизнесменом, знаменуя собой, возможно, появление новой популяции космобизнесменов. Хотя пока что уже формирующаяся очередь из желающих слетать в космос — в основном туристического свойства. В этой очереди стоят и россияне. Так космос довершает социальное структурирование землян.
Вспомним еще раз о "русском космизме"… В последнее время он как будто бы стал прибежищем консервативно-ностальгических настроений. Однако теперь работники российской космической отрасли демонстрируют завидную космическую предприимчивость, до которой далеко не склонным отрываться от почвы реформаторам.
Чем-то возвращение этого международного космического экипажа в составе Сергея Крикалева и американца Джона Филлипса, а также космический туриста Грегори Олсен на Землю на российском корабле "Союз" напоминало "земные" кадры фильма "Солярис". Россиянин Сергей Крикалев вернулся на Землю из своего шестого полета мировым рекордсменом по общей продолжительности пребывания в космосе (более 803 суток), что на 56 суток больше предыдущего рекорда. Космонавты привезли на Землю пробы и кассеты с результатами проведенных на борту исследований, обитателей орбитального "зооуголка" — улиток и червей, а также выращенный в невесомости редис. Российская часть научной программы включала около 40 различных экспериментов.
Однако свою серию серьезных медико-биологических и биотехнологических научных экспериментов провел и 60-летний Грегори Олсен. Его пример дал главе Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николаю Севастьянову основания заявить: "Сегодня мы переходим от космического туризма к коммерческим космонавтам, которые летают на орбиту со своими программами. Если первый космонавт-коммерсант Деннис Тито был чистый турист, то Грегори Олсен уже не любит, когда его называют туристом. Он летал со своей программой. Будущее пилотируемых полетов — это рынок услуг по транспортировке людей в космос, в том числе и ученых, которые должны проводить эксперименты", — считает Николай Севастьянов.
Несмотря на открывающиеся перспективы космобизнеса (или благодаря оным) по словам Михаила Фрадкова, в ближайшее время со стороны правительства будет проявлено большее внимание, чем это было до сих пор. Уже даны поручения проработать вопросы о секторах промышленности, в которых можно использовать технологии, разработанные в ходе реализации проекта многоразового космического корабля "Клипер". ""Клипер" — универсальный проект, позволяющий развивать ряд технологий, которые будут использоваться для промышленности Земли", — считает Фрадков.
В отличие от действующих в настоящее время транспортных пилотируемых кораблей "Союз", "Клипер" сможет совершать маневры на орбите и будет способен брать на борт шесть человек вместо трех и доставлять на орбиту груз до 700 кг. вместо 200 кг. Максимальная длина нового космического корабля — около 10 м., диаметр — около 3,5 м., стартовая масса — 13 т., то есть в два раза больше, чем у "Союза". Новый космический корабль может быть использован не только для доставки (и эвакуации) экипажей на орбитальную станцию, но и в качестве составляющего элемента в грядущей марсианской эпопее. Длительность автономного полета "Клипера" — 15 суток, а в пристыкованном состоянии его ресурса хватит на год.
При этом российские космические чиновники с радостью готовы переквалифицироваться в туроператоров, а не в новые органы космонадзора. В ближайшее время планируется принципиально расширить и спектр услуг: российские КБ заняты проектированием орбитальных отелей и космических кораблей, позволяющих катать туристов вокруг Луны. Не за горами появление "космической здравницы", которая, может быть, переведет совсем в новую плоскость ностальгию по "всесоюзной здравнице" (каковым был, если кто-то забыл, Крым).
Между тем в США уже вышел "Справочник космического туриста". Его автор, генеральный директор агентства Space Adventures Эрик Андерсон, убежден, что она станет "незаменимым путеводителем для всех кто грезит о путешествии в глубины космоса". В книге будут рассматриваться основные вопросы, имеющие отношение к теме — от стоимости подобного путешествия до навыков выживания в экстремальных условиях, можно будет найти разделы, посвященные наиболее "интересным маршрутам", типам ракет, космических кораблей, а также руководство по самоподготовке и тренировкам. Его предшественниками стали двое других супербогатых космических туристов американец Денис Тито в 2001 г., а через год африканец Марк Шаттлуорс. Несмотря на запредельную цену, Андерсон не сомневается, что его путеводитель будет интересен широкой аудитории, а не только горстке миллионеров. "Конечно, полет за 20 миллионов долларов — это очень дорого, это могут позволить себе только богачи. Но книга — это своего рода учебник для тех, которые хотели бы побывать в космосе в наше время… их миллионы и миллионы", — утверждает Андерсон. Space Adventures сейчас разрабатывает и другие, более "экономичные" программы: суборбитальный космический полет примерно за 100 тысяч долларов, и полет невесомость гораздо дешевле — 3 тысячи долларов. Четвертым космическим туристом собирается стать японский Интернет-деятель Дайсуке Еномото.
Президенту США Джорджу Бушу не осталось ничего другого как подписать закон, регламентирующий частные полеты граждан в космос. Этот закон дает теперь гражданам право совершать коммерческие полеты на частных космических судах на собственный страх и риск. Таким образом, открывается законодательный путь для полетов в космос частных космических аппаратов с пассажирами на борту, что, по мнению авторов закона, привлечет крупных инвесторов в данную отрасль.
***
Первым частным космическим кораблем, совершившим полет на низкую космическую орбиту в сентябре 2005 г., стал аппарат SpaceShipOne, построенный американским любителем космонавтики Бертом Рутаном при финансовой поддержке одного из основателей компании Microsoft Пола Аллена. Этот корабль стал первым в истории космическим аппаратом, построенным на частные средства, что позволило получить создателям корабля приз в размере 10 млн. долларов США. Регулярные коммерческие запуски космических туристов должны начаться в 2007 г. Так рождается новое, космо-туристическое, свободное от бродяг пространство, если исходить из наблюдения З.Баумана о двух парадигмах эстетического отношения к миру, воспринимаемому как пища для чувств — "матрицу возможного опыта (опыта не в смысле того, что с тобой происходит, а в смысле состояний, которые ты переживаешь)". Другим следствием глобализации, утверждающей сменившую трудовую этику эстетику потребления, становится превращение другой, большей, части людей в бродяг. "Освободившийся от пространства, независимый капитал более не нуждается в мобильной рабочей силе (а его самый свободный, самый передовой и высокотехнологичный авангард практически не нуждается в рабочей силе вообще, как мобильной, так и неподвижной). Поэтому требования сломать последние оставшиеся барьеры (в нашем случае — космические. — А.Л.) на пути свободного движения денежных потоков или потоков товаров, приносящих деньги, сопровождается требованиями о сооружении новых стен и новых рвов (называемых то "законами об иммиграции", то "законами о гражданстве"), препятствующих движению тех, кто лишился корней, физически или духовно". Космическая утопия — это чисто космо-туристический, свободный от бродяг мир. Однако вспомним и образцы космической антиутопии Станислава Лема, населившего космос космическими бродягами.
"Два мира, два представления о мире, две стратегии. И что парадоксально, эта постсовременная действительность дерегулированного/локализующегося мира находит лишь бледное, одностороннее и крайне искаженное отражение в постмодернистских произведениях. Гибридизация и поражение "сущности", провозглашаемые в постмодернистских апологиях "глобализирующегося" мира, ни в коей мере не передают всю сложность и остроту противоречий, раздирающих этот мир. Постмодернизм — это одно из многих возможных толкований постсовременной реальности — всего лишь выражает кастовый опыт глобалистов — шумной, решительно заявляющей о себе, влиятельной, но относительно узкой группы "экстерриториалов" и "глобтроттеров". Он не учитывает и не выражает иных разновидностей опыта, которые также являются неотъемлемой частью постсовременного пейзажа… "Бывшие периферийные зоны явно пошли своим путем, чтобы о них не говорили постмодернисты, — цитирует далее З.Бауман В.Бурштата. — И они чувствуют свою беспомощность, столкнувшись с реалиями исламского фундаментализма, уродством трущоб Мехико или просто когда черные самовольно вселяются в полуразрушенный дом в Южном Бронксе… Под тонким слоем пены глобальных символов, ярлыков и услуг кипит котел неизвестности, которая нас не слишком интересует и о которой нам, в общем, нечего сказать"". Начало XXI-го века оказалось ознаменовано поднятием крышки китайского космического котла. На очереди иранский.
***
"Космос является областью, которая принадлежит всему человечеству, ресурсы космоса также принадлежат всему человечеству. Успехи различных стран в развитии космонавтики являются успехами всего человечества", —утверждает в интервью корр. Синьхуа главный конструктор национальной программы пилотируемых космических полетов КНР Ван Юнчжи. По его словам, "успехи Китая в области пилотируемой космонавтики также являются огромным успехом человечества".
Вспомним, что еще во втором веке китайцы изобрели первые ракеты — пороховые "огненные стрелы", бумажные трубки, заполненные порохом и привязанные к обыкновенной стреле (напомним, что как бумага, так и порох изобретены также в Поднебесной империи). Лучник поджигал порох в трубке и пускал примитивную ракету из лука. Пороховой заряд увеличивал дальность полета до 300 метров (на 100 метров дальше обычной), оперение обеспечивало устойчивость в полете, а, попав в цель, оружие не только пробивало ее, но и поджигало. В XV веке у китайцев уже были ракеты, — в хрониках того времени описан полет мандарина Ван-Гу на небеса. Вельможа построил странный агрегат — сидение, прикрепленное к двум коробчатым воздушным змеям и обвешанное сорока семью пороховыми ракетами. Слуги одновременно подожгли ракеты, и смелый экспериментатор взлетел на небо в прямом и переносном смысле. Можно смеяться над подвигом "первого китайского космонавта", но тот действительно вошел в историю освоения космоса — именем Ван-Гу назван кратер в самом центре обратной стороны Луны.
Основателем китайской космонавтики считается Цзэн Ху-Шэн. В 1935 он отправился на учебу в Соединенные Штаты Америки, где заинтересовался исследованиями реактивного движения и довольно быстро вошел в число ведущих ученых в области космонавтики. В 1938 Ху-Шэн стал одним из основателей JPL — главной космической лаборатории США. В 1945 г. ему поручили задание государственной важности — собрать и вывезти из оккупированной Германии все материалы по ракетной программе рейха, с которым он превосходно справляется. Ху-Шэн первым из представителей Нового света встретился с отцом германской ракеты Вернером фон Брауном и вывез его в Штаты. В 1949 г. он разработал так называемый "Космоплан Цзэна". Этот проект затем лег в основу американской программы "Спейс шатл". В Китай, где как раз шла культурная революция Мао Цзэдуна, ученый возвращаться не хотел, но и американские расизм, маккартизм и антикоммунизм ему тоже не нравились. В 1950 г. ФБР помещает известного ученого, гражданина США и члена коммунистической партии Цзэна Ху-Шэна под домашний арест. В 1955 в результате международных переговоров президент США Эйзенхауэр отдал китайского ракетчика КНР.
Вернувшись на родину, Ху-Шэн в 1956–1960 годах работал по советско-китайской программе передачи ракетно-ядерных технологий и обучению китайских студентов в вузах СССР. Затем отношения между странами прервались, но накопленный опыт позволил КНР испытать в 1961 г. собственную версию советской баллистической ракеты Р-2, которая в свою очередь была почти полностью скопирована с немецкой "Фау-2", а в 1966 — поставить на вооружение межконтинентальную баллистическую ракету. Политическая борьба эпохи культурной революции тормозит ракетные исследования. Тем не менее, в 1970-м удалось запустить первый китайский спутник "Донгфангхонг — 1" ("Красный Восток — 1").
Сегодня в распоряжении КНР три космодрома (Цзюцюань, Сичуань, Тайюань) и аппараты следующих типов: автоматические корабли с возвращаемой капсулой, которые используются для фотосъемки планеты и научных экспериментов (кроме Китая только США и Россия умеют возвращать грузы с орбиты); не возвращаемые научно-исследовательские спутники; спутники связи (телефония, ТВ); метеорологические спутники, в том числе для предупреждения землетрясений; спутники собственной навигационной системы "Бейду", аналогичной американской GPS и российско-французской КОСПАС-SARSAT и, наконец, пилотируемые корабли "Шэньчжоу" ("Священный челн", другие варианты перевода — "Волшебная ладья", или "Божественная лодка").
Большой скачок в китайской пилотируемой программе произошел в 1994 г., когда остро нуждающаяся в деньгах Россия продала Китаю технологии производства корабля "Союз", стыковочного узла, систем жизнеобеспечения и скафандров, а в 1996-м двое китайцев прошли курс тренировок в российском Центре подготовки космонавтов. 20 ноября 1999 г. состоялся запуск космического корабля "Шэньчжоу-1". Полет был беспилотным, спускаемый аппарат успешно приземлился. 10 января 2001 г. стартовал "Шэньчжоу-2"с обезьяной, собакой, кроликом и улитками на борту. Полет длился 7 дней. 25 марта 2002 г. КНР запустила "Шэньчжоу-3", орбитальный модуль которого пробыл в космосе полгода. Полет "Шэньчжоу-4" продлился с 30 декабря 2002 года по 5 января 2003 г. В 2003 г. корабль "Шэньчжоу V" вывел в космос тайконавта номер один Ян Ливэя.
Героями второй китайской космической экспедиции стали два самых опытных пилота ВВС — 40-летний Фэй Цзюньлун и 41-летний Не Хайшэн.
Каковы дальнейшие планы КНР по освоению космоса? На 2005 год была запланирована пилотируемая орбитальная станция (аналог летающей сейчас Международной космической станции), а также полет к Луне автоматической станции. В 2011 г. должен появиться китайский луноход. 2012 г. — доставка лунного грунта на Землю. 2016 — пилотируемый облет Луны. 2020 — двухместный аэрокосмический самолет, высадка космонавтов на Луну. 2030 — Обитаемая лунная база. Таким образом, к 2020–2030 г. КНР планирует не только догнать РФ и США в освоении космоса, но и перегнать их. И тогда Китай можно будет переименовать из Поднебесной империи в Занебесную.
В ходе полета Фэй и Не провели, помимо прочего, серию экспериментов с использованием методов традиционной китайской медицины. В ходе них китайцы попытались минимизировать вред от пребывания в космосе, вызванный интенсивным излучением различного спектра и невесомостью. По мнению медиков, традиционная китайская медицина является более эффективной при лечении некоторых заболеваний, так как дает меньше побочных эффектов. Веяние времени: догнать и перегнать — мало, надо сделать это еще и как можно безвреднее, а в идеале — с оздоровлением.
Так вызовет ли китайский прорыв в космос новый этап вселенского противостояния с участием новой сверхдержавы или удастся найти некие единые космические основания землян? Американцы пока не склонны допускать китайских космонавтов на свои МКС. Объясняя это еще низким уровнем китайской космической техники.
***
Немаловажный вопрос соатвляют собой перспективы европейской космополитики, которая явно обгоняет европейскую космическую практику, становится важным фактором европейских интеграционных процессов на Земле. Два года назад завершился период консультаций, организованных Европейской Комиссией и Европейским космическим агентством, по обсуждению Зеленой Книги и по выработке космической политики объединенной Европы. В ряде европейских столиц были организованы семинары, встречи с участием сотен представителей космического сообщества. Внимание было сфокусировано на вкладе промышленного сектора в построение европейской космической политики.
Семинар в Берлине собрал представителей научных кругов. Участники встречи в Риме сосредоточили свое внимание на решении перспективных организационных вопросов, в то время как в Лондоне и в Праге основное место было отведено европейским инициативам и роли международного сотрудничества.
Так космос становится мегафактором, оказывающим наиболее глобальное влияние на личность и социум. Совместными усилиями рождается и новая космическая культура, основанная на космореализме. Между тем в космос стучится и исламский мир в лице Ирана — с космодрома "Плесецк" в 2005 г. в космос был запущен первый иранский спутник "Сина-1"…