Российскую оппозицию подводит отсутствие стремительности в действиях.
Это общая беда и «левых» и «правых». Положение усугубляется низкой самооценкой, которую внушили оппозиционерам государственные средства массовой информации.
Впрочем, скептическое отношение к возможностям оппозиции свойственно и относительно независимым СМИ. Вместо того, чтобы «раскачивать лодку», якобы фрондирующие журналисты и аналитики, только разводят руками. Ничего, мол, не поделаешь! Оппозиция сегодня слишком слаба, чтобы предпринимать какие либо решительные шаги. Никаких шансов добиться успеха у неё сейчас нет. Высказываются, конечно, и более радикальные мнения, но общая картина получается пессимистической.
Само собой разумеется, этот пессимизм негативно влияет и на настроения в обществе. Протестно настроенная часть населения приучается чувствовать себя неспособной изменить окружающую реальность.
Вспомним недавнюю избирательную кампанию в ГосДуму. Даже в немногочисленных источниках, альтернативных кремлёвской пропаганде, почти не обсуждалась возможность активного сопротивления оппозиции нарушениям на выборах. Сами же нарушения и фальсификации рассматривались как нечто неизбежное, с чем всё равно придётся смириться. Большое внимание уделялось вопросу: смогут ли СПС и «Яблоко» собрать больше одного процента голосов избирателей. При этом очень скромно освещались предложения «Другой России» портить бюллетени или выносить их с избирательных участков. Журналистка радиостанции «Эхо Москвы» Светлана Сорокина уже после выборов искренне удивилась в эфире, узнав, что такие предложения вообще существовали. Что же говорить о простых потребителях информации?
Между тем, как показали результаты голосования, вынос или перечёркивание бюллетеней были лучшей формой протеста оппозиции против системы. Во всяком случае, власть не могла бы манипулировать унизительными для коммунистов и либералов цифрами.
Несмотря на очевидную нечестность выборов, близкие к оппозиции СМИ не стали более радикальными. Продолжает доминировать бессильная полудиссидентская точка зрения, согласно которой установившийся в стране статус-кво продержится ещё долго. На эту критику можно возразить, что СМИ всего лишь констатируют реальное положение дел. Но история последних десятилетий знает немало примеров, когда слова сами формировали политическую реальность. Ясно, что власть располагает несоизмеримо большими ресурсами, чем оппозиция, но, как говорится, капля камень точит. Достаточно было бы нескольким радиостанциям и изданиям в течение полугода побыть рупорами радикальных идей, чтобы протестные силы резко активизировались.
До президентских выборов осталось чуть меньше трёх месяцев, однако время для радикализации разного рода несогласных ещё есть.
Хотя формальные итоги думской кампании вроде бы свидетельствуют о прочности режима, представители внесистемной оппозиции могут быть довольными. То есть довольными настолько, насколько вообще можно быть довольными при такой политической ситуации.
Официальные источники сообщают, что за «ЕдРО» проголосовало примерно 63-64 процента. Получается, что «медведей» поддержало около 37 процентов от общего числа населения. Если учесть массовые нарушения на избирательных участках, выходит, что реальный рейтинг единоросов где-то около 30 процентов. Это значит, что даже по данным Центризбиркома Путин не тянет на роль общенационального лидера. Далее, шестьдесят процентов явки при колоссальном административном ресурсе и оголтелой пропаганде — это поражение.
А так как выборы в ГосДуму Кремль приравнял к референдуму, можно с чистой совестью заявлять, что нынешний президент не получил поддержки от большинства населения нашей страны. То есть — вопреки победным заявлениям «Единой России» группа Путина, безусловно, проиграла.
Беззастенчиво пользуясь административным ресурсом, «Единая Россия» со значительным отрывом обошла другие партии, но общенационального лидера из Путина всё равно не вышло.
Именно на таком результате выборов в ГосДуму должны сейчас настаивать и « левые» и «правые» оппозиционеры. Трудно найти лучший способ для их консолидации в период предвыборной кампании.
Не стоит слушать пессимистов и скептиков. Опираясь на цифры, нужно как можно скорее и громче заявить: итоги парламентских выборов показали, что ни «Единая Россия», ни лично Путин, не пользуются поддержкой даже со стороны половины российских граждан.
Следовательно, нынешний президент не имеет ни малейших оснований в какой-либо форме оставаться главой государства по истечении срока своих конституционных полномочий.
Не имеет он и права определять, кто будет следующим главой государства. В этом праве Путину отказал народ России 2 декабря 2007 года.