«Оранжевая» коалиция, созданная вчера в украинском парламенте, как и любая другая, какое-то время будет жизнеспособной.
Вопрос — какое время.
Это зависит от умелых или неумелых действий ее организаторов и участников.
Особенность политической ситуации на Украине связана с тем, что там существует несколько, как минимум три, равнопорядковых сильных игрока: блок Юлии Тимошенко, блок президента Ющенко и Партия регионов Украины Януковича. Это сильные игроки — кто-то сильней в одном, кто-то в другом, но в целом, если рассматривать их силу как в спортивном многоборье, по совокупности баллов, куда включаются экономический ресурс, политический ресурс, статусный ресурс, — это игроки равнопорядковые.
Поэтому коалиция будет достаточно неустойчивой, поскольку оппозиция, которая включает Партию регионов Украины и еще две партии, почти равна ей по силе. А в такой ситуации, когда силы оппозиции и власти примерно равны, коалиция не может быть устойчивой долгое время.
Если созданная коалиция сумеет сформировать правительство, то его политика будет достаточно агрессивной по отношению к России и будет более направлена на укрепление отношений с Европой и Соединенными Штатами. Дело в том, что сама логика политической борьбы предполагает, что должен быть какой-то политический враг и какой-то политический друг. Россия хорошо вписывается в стандарт политического врага, и это как раз то, что ожидает традиционный электорат «оранжевых».
И хотя сдерживающим фактором в отношениях между нашими странами является газ, но, поскольку эта тема обыгрывалась с обеих сторон, она уже не будет сильно влиять на украинскую политику в отношении России. Украина научилась — и достаточно эффективно — перекладывать ответственность за проблемы, связанные с газом, на Россию (в глазах западного общественного мнения). Поэтому газ перестал быть очень сильным рычагом давления России на Украину.
Вряд ли возможно серьезное ухудшение отношений между нашими странами. Я просто обозначаю потенциальный вектор, потому что проблемы, которые будут решаться на Украине, имеют, в первую очередь, внутриполитический характер. Будет продолжаться поиск баланса между «оранжевой» коалицией и оппозицией, и ухудшение отношений с Россией не может быть самоцелью.
Здесь очень многое зависит и от политики России, которая тоже не является пассивным игроком. Поэтому прогноз, который сегодня можно дать, очень во многом зависит как от поведения России, так и от действий «оранжевой» коалиции. Вряд ли стоит делать прогнозы исходя из истории наших отношений.
Мы уже знаем, что не стоит вмешиваться уж слишком активно в украинскую реальность, и я думаю, что Россия будет придерживаться этой взвешенной, осторожной — по крайней мере, за последние два года — политики в отношении Украины. Я считаю такой подход наиболее удобным для России.