Я хочу начать с маленькой частной истории. Детали ее никому не будут интересны, тут важен принцип, поэтому я опишу ее без расшифровки имен и названий.
Более десяти лет назад создавалась одна общественная организация. Был создан оргкомитет из пятнадцати человек, в котором был всеми признанный лидер (ну или скажем так — этот человек мог на первом же этапе от всех других претендентов на лидерство избавиться).
Для этого лидера создание организации было интересным делом, он вкладывал в нее свою душу и хотел и дальше продолжать в ней работу, управляя ее деятельностью. Но человек этот не хотел быть ее «названным руководителем», т.е. не хотел называться «председателем», «президентом» и т.п. Не из скромности. Ну, что поделаешь — у всех у нас есть свои слабости, не все любят бесконечно давать интервью, ходить по посольствам, да банкетам, фотографироваться на календарях.
Из этого не следовало, что человек всем сказал, что он отказывается от управления структурой, нет — он так всем прямо и заявил — «руководить буду я, устав организации мы так и напишем — я стану тем должностным лицом, которое будет управлять исполнительным органом структуры и, одновременно — коллегиальным политическим. Но еще у нас будет должность с названием «Председатель»: ее займет человек, у которого будут представительские функции. И все».
Все с этим согласились — и первые месяцы после учреждения структуры и утверждения ее устава все так и шло. Один руководил, другой занимался представительством и совершенно не вмешивался в дела. Зицпредседатель не имел представления даже о том, сколько человек состоит в организации, не знал их по именам, не решал их вопросов, не знал даже состава руководящего органа.
Потом случился между этими двумя людьми конфликт.
И вот здесь «неформальный руководитель» с огромным для себя удивлением обнаружил, что половина несколькотысячной организации ориентируется в этом конфликте не на него, а на того Председателя, с которым она даже не знакома. И плевать они (эта половина) хотели на уставные нормы, на изначальные договоренности, на знание конфликтующими их собственных проблем. Руководителем для них был Председатель — а все остальные — просто «плетущими интриги». Только с большими усилиями ситуацию удалось переломить — меняя для этого устав на съезде и передавая все полномочия Председателю. Правда и самого Председателя переизбрали на бывшего «неформального руководителя», но это другой вопрос. На этом все интриги завершились — и больше не возникали.
Мораль басни в том, что в России иначе не бывает.
Ведь я намеренно привел не какой-нибудь исторический общегосударственный пример, а рельную ситуацию с маленьким общественным движением. Даже в нем проявилась коренная российская общественная черта с неприятием различных «масонских» управленческих схем. Не переваривают русские всяких «серых кардиналов», эта должность всегда гибельна априори. А если возникает сильный «премьер» при слабом «президенте», то общество немедленно его толкает на президентский пост, не желая довольствоваться даже названием его должности. Примаков — еще один хороший пример в этой связи. Ну а напоминать всем — как недолго Брежнев, Горбачев и т.д. оставались лишь генсеками, даже не стоит. Это при том, что в СССР народ даже и не думал о том, что по Конституции страны Председатель Президиума ВС СССР, а не генсек ЦК КПСС является формальным руководителем.
Я думаю, что разглагольствования некоторой части «образованщины» по поводу «монархисческой сущности русского народа» в данном случае неуместны. Дело ведь не в том, что русские все время хотят, чтобы ими руководил Царь. Дело не в царизме как таковом. Просто русскому характеру ближе такая управленческая схема. Простая и понятная. Руководитель руководителем и называется. Он и правит. Советуется он с кем-то (что желательно), не советуется, это дело его. Но за ним последнее слово, которое — закон. Царь не обязательно ведь тиран и т.п. Просто единоначалие — и всё.
Более того — история всегда издевается над дураками. Именно те, кто больше всех критикуют единоначальные схемы в России и ратуют за «парламентские республики» — всегда сбиваются в структуры, слишком сильно напоминающие тоталитарные секты с одним руководителем. Я не буду приводить пример с какой-нибудь всем известной партией «Груша». Зачем? — я не хочу никого обижать. Полно и других образцов, имя им Бог ведает.
Перейду к главному, о чем я хотел сказать. В предыдущих своих статьях я уже высказывал свое мнение о катастрофичности положения России. Катастрофа заключается даже не в том, что надвигается какой-нибудь дефолт или что-нибудь такое, а в том, что на нашей территории скоро может не оказаться вообще никакого самостоятельного государства — в виду того, что мы испытываем жесточайший демографический кризис, имеем крайне слабую армию с самым слабым за всю ее историю руководством. Наличие у нас еще пока большого количества ракет вовсе не означает, что руководство страны и армии, случись что, проявит волю к их применению. В Ираке армия тоже была, только сопротивления она американцам не оказывала… Фактически — не имеем вообще никакой экономики, т.к. нельзя назвать экономикой просто продажу дорогой нефти, деньги от которой не просто не вкладываются в промышленность, науку и образование, а даже и не у нас хранятся.
Для думающей части русских эта мысль очевидна и без меня, а с другой частью россиян сейчас спорить не хочется. Повторяю — именно в этот момент, т.е. хотя бы сейчас, увы — сколько времени упущено! — Россию должен возглавить хороший руководитель (о Великом на ближайшие два-четыре года — даже не мечтаю), чтобы суметь при полной концентрации сил страны и своей самотверженной работе выправить ситуацию и начать постепенное развитие, восстановление армии, модернизацию экономики за счет изъятия сверхдоходов у воров, восстановление влияния (и т.д.) России в оторванных от нее территориях — да и во всем мире.
И еще он должен ответственнее всего подойти к кадровому управленческому вопросу в стране, чтобы в этой новой среде наконец-то появился тот Лидер — которого мы ждем все.
Но такого лидера нет. Просто нет. Путин и его команда за восемь лет правления не только усугубили экономическое, научное и внешнеполитическое отставание России. Вдобавок ко всему они совершенно вытоптали политическую поляну внутри страны. Даже если есть у нас лидеры, которые могли бы повести страну вперед (Владимир Васильевич Квачков, например), то никоим образом демократическим путем их до выборов не допустят.
Внутри же самой команды Путина настолько сильна внутривидовая борьба, что более или менее приемлемые для страны (как Владимир Якунин, например) кандидаты даже не смогли принять участие в предвыборном забеге.
Что же дальше? Просто нам дадут в президенты старого колхозника, а сами разбегутся кто-куда — наблюдать со стороны наши надвигающиеся ужасы?
Я этому не верю. Не просто не хочу верить, а НЕ ВЕРЮ! Повторяю сказанное в предыдущих статьях.
Я считаю Владимира Владимировича Путина ХОРОШИМ РУССКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. Да, он совершенно негодный руководитель, осознано или нет — но подведший страну к краю пропасти. А, собственно — с чего нам его в этом обвинять? Он не собирался править Россией. Его поставили — он и радовался. С аристократической элитой в Европе знакомился да деньги копил. Всего было вдосталь — ну случилось так с нефтью. Да и не хотел он руководить. И сейчас не хочет, на мой взгляд. Не его это — ему куда веселее отдыхать в Европе, тратить накопленные огромные богатства и в качестве какого-нибудь международного чиновника (президента МОК, например) иметь неприкосновенность в мире и дома, чем копаться с реформой ЖКХ да ссориться с Западными хозяевами жизни из-за даже минимального отстаивания интересов России, рискуя своими сбережениями.
Вот этого никак не хотят понять те (большая часть из них), кто его не любит. Стоит кому заикнуться про «третий срок» — как тебя назовут подхалимом (и это самое мягкое слово), тогда как подхалимы на самом деле как раз те, кто призывает его уйти.
Но Путин — хороший русский человек, который не может так подло поступить с Родиной — просто сбежав с деньгами на Запад.
Он понимает, что должен остаться руководить страной и хоть что-нибудь сделать в исправление своих собственных ошибок — во искупление их.
Сможет он это сделать — или не сможет — я не это обсуждаю. Я обсуждаю — хочет ли он этого?
Теперь о моих упованиях.
«Государь» в Путине победил уже «купца» — я в этом уверен. Не в том смысле, что он стал достойным России руководителем, который знает что и как делать. Нет, этого и близко нет. Просто я говорю о том, что через восемь лет пребывания в Кремле (даже просто тупо сидя на троне под разглагольствования PR-службы и при сказочном долларовом потоке) человек начинает любить власть, а не только деньги. Ведь Кремль — место намоленное и в этом смысле тоже, тут прав старый Проханов.
Я другого боюсь. Я боюсь, что он решил остаться как-нибудь неправильно, не тем способом, каким в России вообще можно остаться у власти.
Рассмотрим все возможные варианты размышлений Владимира Путина на эту тему.
1.Путин досиживает свой президентский срок до конца, страна избирает президентом Зубкова, а Путин становится «национальным лидером» с какими-то полномочиями, прописанными в новом законе.
Так вот — это невозможно. Не-воз-мож-но.
Я с этого начал свою статью. Никакие «национальные лидеры» у нас в стране не руководители, будь они одновременно секретарями Совета безопасности, председателями партии «Единая Россия» или еще кем-нибудь подобным — не имеет значения. За руководящими указаниями губернаторы, министры и т.д. уже через несколько месяцев начнут бегать к президенту, сидящему в Кремле, и власть в любом случаи перетечет туда, там же будут распределяться и все финансовые потоки и пр.
Каким бы старым колхозником Зубков ни был, а просчитать его до конца нельзя — тем более, что на Виктора Алексеича могут начать влиять какие-нибудь параллельные центры силы. А еще и могут повесить ответственность на человека с таким названием («нацлидер») — случись в стране что.
Но не это главное, главное то, что это не есть руководящая должность. Следовательно — путь в «нацлидеры» есть уход от власти — а я считаю, что Путин так подло поступить не может.
2.Уйти в отставку 29 ноября 2007 года с тем, чтобы попасть в Думу депутатом — и стать председателем Госдумы.
Ничем не отличается от первого варианта, спикер Думы — никакая не власть. На такую подлость по отношению к стране Путин не пойдет.
3.Досидеть президентский срок до конца, а потом при президенте-колхознике четыре года быть премьером (дальше все равно никто не загадывает).
Исключено. Во-первых, как уж было сказано, премьер в России не руководитель, главный все равно президент, такова уж русская политическая ментальность. А это мы уже обсуждали.
Плюс ко всему — на этой должности нужно работать. Вкалывать. Не думаю, что Путину соскучился по тяжелой хозяйственной работе.
4. Досидеть президентский срок до конца или уйти досрочно (29-го ноября, например), президентом становится Зубков, Путин при нем премьер, через короткий промежуток времени у Зубкова инфаркт или еще чего — Путин становится и.о. и выдвигается заново.
Весьма вероятно, что Путин так и сделает. То есть она думает, что он так сделает.
Лично я считаю этот вариант слишком мелким для Настоящего Руководителя. Зачем это прерывание в правлении почти на год, тем более — когда можно этого не делать (в следующем пункте напомню вам как), при этом всему народу давая понять, что так все и произойдет. Похоже на мелкое мошенничество и сильно роняет Путина в глазах народа.
Ко всему, есть еще некоторая вероятность, что крепкий старик Зубков вовсе не захочет получать инфаркт.
5. Есть вариант, в котором Путин может проявить свое величие.
Сегодня вторник, 27 ноября.
Вчера Совет Федерации РФ назначил дату очередных выборов президента РФ на 2 марта 2008 года.
В соответствии с законом о выборах президента, лицо, занимающее высший государственный пост в РФ второй срок подряд на момент начала избирательной кампании по выборам не может выдвинуться в качестве кандидата еще раз.
Но началом избирательной кампании по закону считается не принятие данного решения Советом Федерации, а — его публикация. С. Миронов уже заявил, что опубликовано оно будет 28-го.
Таким образом — если Владимир Путин не завтра выступит с обращением к нации, а сегодня до 24.00 и объявит о своей отставке с поста президента, то завтра утром он уже он не будет главой государства (в этот момент и.о. президента окажется всенепременный Зубков) — и завтра же или в пятницу Владимир Владимирович Путин сможет смело выдвигаться в Президенты заново — Конституции совершенно не нарушив(напоминаю еще раз — нельзя «три раза подряд», а т.к. здесь будет иметь место прерывание срока — то новый срок получится не третьим, а «вторым первым»).
По крайней мере — это будет честно.
Идеально было бы в этой речи сегодня вечером услышать слова искреннего раскаяния за все совершенное за последние восемь лет, но — как я уже говорил — есть пределы даже у чуда. Хотя, на мой взгляд — скорее именно покаяние вместе с крайне честными выборами (с выдвижением на них всех настоящих конкурентов и критиков, от Глазьева до Ходорковского, и приглашением всех возможных наблюдателей), а не юридические закавыки придадут новому Путину настоящюю легитимность, ведь в таком варианте он победит в любом случаи и с любой критикой.
Но не такой Путин человек — чтобы на это пойти. Поэтому мы сможем довольствоваться и призывом к единению, наряду с устрашением внешними врагами и т.п.
Подведу итог.
Не столько опасаясь расплаты за свои деяния, сколько будучи хорошим русским человеком и желая исправить свои ошибки, а равно не видя себе замены — В.В. Путин решил остаться Руководителем РФ.
Но подлинный руководитель в России — это президент. Никакие «национальные лидеры», премьеры, председатели правлений «Газпромов», «Единых Россий» и т.д., секретари Советов безопасности и пр. — не являются равными президенту и вообще реальными начальниками страны.
Значит — только четвертый и пятый пункт из данной статьи возможны к применению. Мелкий четвертый и великий пятый.
Какой из них выберет хороший русский человек — это мы скоро увидим.