Кошачье сердце

— Позвольте вас спросить — почему от вас так отвратительно пахнет?

Шариков понюхал куртку озабоченно.

— Ну, что ж, пахнет… Известно: по специальности. Вчера котов душили, душили…

Филипп Филиппович вздрогнул и посмотрел на Борменталя. Глаза у того напоминали два черных дула, направленных на Шарикова в упор. Без всяких предисловий он двинулся к Шарикову и легко и уверенно взял его за глотку.

— Караул! — пискнул Шариков, бледнея. — Доктор!

Михаил Булгаков «Собачье Сердце»

Пожалуй, все помнят эту цитату из романа Михаила Булгакова «Собачье сердце». Ненависть искусственно очеловеченного пролетария Шарикова к кошкам можно трактовать и символически. Кошка — животное свободолюбивое — «гуляет сама по себе». Хозяев, в отличие от собак, не боготворит, а терпит как необходимое зло, нужное для кормежки и защиты. В общем, склонна кошка к стихийной демократии и буржуазным ценностям, олицетворяет независимость и полное наплевательство на священный принцип власти. И, в отличие от Швондеров и Шариковых — кошка еще и чистоплотна.

Но речь, впрочем, не об этом.

Недавно у нелегкого дела Полиграфа Полиграфовича Шарикова нашлись достойные продолжатели — монахи Троице-Сергиевой лавры. Двадцать седьмого октября на форуме сайта «Пес и кот» появилось сообщение следующего содержания:

Сегодня по распоряжению отца эконома из Троице-Сергиевой лавры вывезли более 30 кошек на свалку. Кошек упаковали в мешки и просто бросили. Они будут погибать мучительной смертью. Женщины,которые там работают писать заявление не будут,так как их выгонят с работы,а в Сергиевом Посаде работу найти трудно. Нужна любая помощь. Хотя бы выпустить этих кошек.

Запись эта мгновенно пронеслась по Рунету, вызвав нешуточный резонанс. Узнав том, что монахи упаковали кошек в мешки и в этих мешках отнесли на помойку, где те будут медленно умирать от голода или удушья — люди реагировали довольно бурно. Добровольческая группа по спасению котов собралась быстро и выехала на охраняемую свалку, куда скинули упакованных в полиэтиленовые мешки животных. И действительно, в мешках обнаружили более тридцати котят, спасти из которых удалось только около десяти.

Фотографии с мертвыми и выжившими котятами мгновенно облетели Рунет, придав новый ход скандалу. В «Живом Журнале» записи об убитых котятах долго не выходили из топа самых популярных. Лично я написал об этом двапостинга, оба они попали к топ «Яндекса». И, если верить рейтингу компании «Суп», первый только за одну ночь посетило более пяти тысяч человек.

Вскоре вышла статья в журнале «Эксперт», подтвердившая всю имевшуюся информацию. Самих котов теперь выхаживают и раздают в «хорошие руки».

Вокруг мертвых котов поднялся серьезная шумиха. Помимо защитников животных, нашлись тут же и защитники администрации лавры. Они стали утверждать, что скандал этот — спланированная провокация, направленная против Русской Православной Церкви. Опираясь на сомнительные факты вроде отдельных фотографий котов и пластиковых мешков, они доказывали, что это фальсификация — а из-за угла мерещится страшная тень западных спецслужб и прочих врагов православия. Защитники лавры проявляли суровый скепсис и наотрез отказывались верить в историю с котами, пока она подтверждена лишь кучей свидетельств очевидцев и большим количеством фотографий — очевидцы, мол, от лукавого, а фотография — и вовсе бесовское изобретение.

Попробуем разобраться.

ЗВЕРОПОКЛОНСТВО ПРОТИВ ПРАВОСЛАВИЯ

Защитники лавры окрестили эту историю не иначе как «зверопоклонство против Православия».

Итак, что же такое «зверопоклонство»? Какие на самом деле мотивы двигали теми, кто распространял информацию, возмущался действиями монахов?

Некоторые могут сказать, что, мол, смерть двух десятков каких-то котят — сущая ерунда. И ведь действительно — в Москве, например, обитают десятки тысяч бездомных животных, и все они периодически гибнут на улицах города. Для людей выросших в деревне смерть животного вообще не является событием — и это нормально. Для живущих натуральным хозяйством животное либо является едой, либо выполняет какую-то функцию в хозяйстве — в обоих случаях отношение сугубо утилитарное. И когда житель деревни топит котят — это, скажем так, хозяйственная процедура. Неприятная, но порой необходимая.

Совсем другое дело город. Для городского человека общение с животным происходит лишь в формате общения с животным домашним. А домашнее животное всегда персонифицировано — это «почти член семьи», обладающий собственным именем и своей «эрзац-личностью». У человека деревенского животное живет за границами его личного мира — вне дома, у городского — внутри, в доме. И убийство животного для городского — это уже не хозяйственная процедура, а именно убийство, пускай и «эрзац-личности». И если человек городской без надобности мучает и убивает животных — это свидетельствует о его нездоровой психике. И лучше обратить на это внимание пока его интерес не перескочил на более крупные живые объекты, например, в Битцевском парке.

Поэтому реакция пользователей интернета (людей городских) на убитых монахами котят — совершенно естественна и адекватна. Представьте себе, что у Вас есть кот, зовут его, к примеру, Барсик. Вы кормите его, а он радует вас самим фактом своего существования (для чего, собственно, и нужны домашние животные). Вы к нему привязываетесь. А затем кто-то берет его и сажает в мешок, где Барсик медленно и мучительно умирает от удушья. Затем этот кто-то пожимает плечами и с застенчивой улыбкой заявляет — ну что такого, это же всего лишь кот, вон их сколько по улицам бегает! Примерно так и выглядит эта история, а конец — оправдание монахов и их защитников.

Стоит вспомнить о том, что Троице-Сергиева лавра — это отнюдь не деревья, а старинный центр. И о том, что котят не утопили, а обрекли на медленную смерть в закрытых мешках. Лавра находится совсем не посреди пустыни — можно было и договорится об усыплении. Было бы желание.

Итак, что же такое «зверопоклонство»? «Зверопоклонство» — это совершенно адекватное желание нормальных городских людей не видеть рядом с собой психически больных, которые мучают и убивают животных. При этом отношение к животным может быть разным — я, к примеру, считаю, что бездомным животным в городе просто не место.

И если такое «зверопоклонство» против «православия» — тем хуже для тех, у кого такие превратные представления о православии.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРОТИВ ДИКОСТИ

Но были ли убитые котята главной причиной того недовольства, которое вылилось на Русскую Православную Церковь в ходе этой истории? Или все-таки эта история стала определенным символом, последней каплей, которая стала венцом других причин для недовольства?

Что такое Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) и чем она в последнее время занимается?

Вероятно, все слышали о многочисленных махинациях церковных иерархов связанных с беспошлинной торговлей алкоголем и сигаретами. Слышали все также и многочисленных гомосексуальных скандалах в Русской Православной Церкви. Все помнят о выступлениях церкви против современного искусства и культуры. Следует также вспомнить и о «добровольно-принудительных» пожертвованиях на «восстановление храмов», которыми обирают малый и средний бизнес, и которые оседают в итоге в карманах чиновников и иерархов. Не брезгует РПЦ и отъемом земли у граждан — им нужнее. А уж подлизывания РПЦ к действующей власти и вовсе уже достигли вселенских масштабов.

Отдельно стоит упомянуть о так называемых «основах православной культуры» — школьном предмете, преподаванием которого русских детей уподобили детям мусульманским, с их религиозным образованием, и прочим цивилизационно недоразвитым. То есть, сильнейшим образом опустили «цивилизационную планку».

Таким образом, РПЦ олицетворяет все самое отсталое и унылое в российском обществе, с недюжинной энергией несет в массы дикость и ретроградство. В этом перечне убитые котята уже перестают быть чем-то из ряда вон выходящим, и становятся просто самым ярким и очевидным проявлением той дикости, которую проповедует РПЦ. Именно против этой дикости и направлена волна недовольства, которую мы можем видеть в истории с котятами.

Чуть выше уже говорилось о взгляде сельском и взгляде городском. Очевидно, что цивилизация — это город, и никак иначе. Индустриальные страны превосходят страны аграрные, а постиндустриальные превосходит индустриальные. У каждой — свои ценности, наиболее подходящие под экономические и политические условия.

Советский Союз был страной индустриальной, а потому образование в нем было хоть и своеобразным, но сугубо светским — без всяческих «основ православной культуры». Теперь же Россия понижена в статусе до уровня сырьевого придатка индустриальных (Китай) и постиндустриальных стран (Запад). Фактически место России в мировой иерархии соответствует ныне стране аграрной — за тем уточнением, что в качестве самого востребованного сырья в современном мире нефть давно заменила пшеницу.

Но с точки зрения культуры, сырьевые страны идентичны аграрным: традиционная религия в самом диком своем виде. Что хорошо видно на примере исламских нефтеносных стран.

Экономически Россия уже является сырьевым придатком, политически приближается к этом — все урезая и урезая политические свободы. А на культурном поле вовсю трудится Русская Православная Церковь, стремясь и культурно подогнать русских под шаблон населения сырьевого придатка.

Как ведут себя религиозные институты в странах постиндустриальных?

Они трансформируют, подстраиваются под условия современного общества: Католическая церковь и многочисленные протестанты тому примером. РПЦ же, напротив, пытается подстроить общество под свои представления многовековой давности. Из года в год отвращая от себя всех разумных верующих.

Если что-то подобное истории с котятами случилось бы на Западе — представители церкви, скорее всего, принесли бы публичные извинения, а также сами инициировали бы процесс по делу о жестоком обращении с животными — сделали все для того, чтобы сохранить репутацию цивилизованных и разумных людей.

Как же реагирует Русская Православная Церковь?

Поначалу никак. Затем церковный бюрократический аппарат со скрипом заработал, и в качестве «антикризисного пиара» было выпущено следующее заявление:

«Та информация, которая поначалу вызвала совершенно естественное возмущение у нормальных людей, сама по себе ложная. Жаль, что возникло море таких эмоций, но, по существу, оснований для них не было. Мы открыты и готовы к сотрудничеству по защите животных», — сказал в среду «Интерфаксу» казначей лавры архимандрит Порфирий (Шутов).

Он объяснил, что необходимость в вывозе кошек с территории обители возникает у братии часто, поскольку в лавре очень быстро и самыми различными путями собираются бездомные кошки со всего Сергиева Посада: их подбрасывают, они приходят сами, и популяция их неуклонно растет в отсутствие собак и машин на дорогах.

По словам отца Порфирия, сердобольные люди в лавре подкармливают животных, и кошкам здесь живется довольно хорошо.

«Но мы не можем себе позволить такого количества кошек на территории лавры и поэтому, чтобы их не усыплять, периодически отвозим за город. Там их обязательно выпускают на свободу из мешков, и никто не обрекает кошек на страшную варварскую смерть», — заявил собеседник агентства.

По его словам, кошек из монастыря обычно вывозят на городскую свалку, где живут и кормятся бродячие животные.

Отец Порфирий рассказал также, что монастырь договорился о сотрудничестве с организацией по защите прав животных «Пес и кот»: зоозащитники будут, во-первых, лечить больных кошек, живущих в лавре, а во-вторых, через Интернет стараться пристраивать их в добрые руки».

Слова о том, что кошек выпускали, легко опровергаются фотографиями с места события — вероятно, в церкви не знают первого правила антикризисного пиара: врать ни в коем случае нельзя.

Договорились о сотрудничестве с защитниками животных? Прекрасно! Да вот только делать это надо было раньше.

Что делать теперь? Очевидно — наказать виновных, официально осудить происшествие, заверить, что впредь такого не случится. Это, конечно, в том случае, если РПЦ важна репутация цивилизованного религиозного института.

Но РПЦ это ни в коей мере не волнует. Их вообще не волнует степень цивилизованности их поступков — будь то убитые кошки, поборы в пользу «восстановления храмов» или религиозное образование в светских школах.

РПЦ сегодня — это воинствующая дикость, суть которой — опустить русских на один цивилизационный уровень с нефтеносными исламскими странами.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram