У грузинской оппозиции нет шансов на победу

Причиной нынешнего кризиса в Грузии стало, во-первых, тяжелое положение населения страны, во-вторых, неудовлетворенность существующим режимом значительной части политической элиты.

Что касается оснований для обвинения российских спецслужб в причастности к политическому кризису в Грузии, то они у Михаила Саакашвили были самые веские. Кого еще обвинить в неумении руководить собственной страной, кроме России?

Россия абсолютно не заинтересована в дестабилизации обстановки в Грузии. В смещении Саакашвили заинтересованность есть — но не через хаос и силовые действия. То есть, дело не в том, что Саакашвили занимает достаточно жесткую позицию по отношению к России. Достаточно жесткую позицию занимают и представители оппозиции — и притом не менее жесткую, чем действующий президент.

Но Саакашвили проявил себя не только антироссийским политиком, — это бы полбеды. Он проявил себя как недоговороспособный политик, как человек, который дает обещания и уже на следующий день отказывается от их выполнения. А с таким контрагентом взаимодействовать всегда очень сложно и неудобно.

Введение в Грузии чрезвычайного положения было совершенно оправданно с точки зрения борьбы Михаила Саакашвили за власть. Другое дело, что внутренних ограничителей по принятию самых жестких мер в отношении оппозиции у него не было никогда — нет и сейчас. Был внешний ограничитель — из Вашингтона не было команды «можно», «можно становиться Мушарафом». Сейчас, видимо, такая команда появилась.

Пока видно, что диктаторская власть Саакашвили только укрепляется, потому что на стороне оппозиции безоружный возмущенный народ, а у него — отмобилизованные и обучавшиеся в течение не одного года американскими инструкторами войска и спецназ. При таком соотношении в настоящий момент оппозиции очень трудно рассчитывать на победу.

России любое развитие ситуации в Грузии ничем не грозит, поскольку у неё есть, как известно, два друга — армия и флот. России, конечно, неприятно, что на ее границах происходит дестабилизация, но сказать, что это какая-то сверхсущественная угроза, было бы преувеличением.

Повлиять на обстановку на российском Северном Кавказе ситуация в Грузии может лишь в том случае, если власти Грузии решат устроить «маленькую победоносную войну». Тогда, безусловно, народы Северного Кавказа кинутся на выручку и Южной Осетии, и Абхазии, и остановить их не удастся. И, безусловно, это не пойдет на пользу стабильности ситуации в России.

Что касается нынешней политики Кремля в отношении Грузии, то она, если оставить за скобками всю историю взаимоотношений наших государств за последние семнадцать лет, является наиболее адекватной из всех возможных.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram