Причины нынешнего кризиса в Грузии пока не ясны. Очевидно, что в грузинском руководстве давно зрело недовольство излишне авторитарной политикой Михаила Саакашвили. И какая-то часть руководства страны воспользовалась как назревавшим недовольством элит, так и довольно значительным недовольством населения, поскольку Грузия остается одной из беднейших стран не только СНГ, но и мира. Поэтому бунт против действующего президента имел вполне объективные причины.
Судя по тому, какие приветственные клики на первых порах издавала российская пресса, создавалось впечатление, что за попыткой свержения Саакашвили может стоять Россия. Однако в последнее время видно, что, скорее, она организована западными спонсорами Михаила Саакашвили, недовольными тем, что он проводит излишне самостоятельную политику.
Кремль заинтересован в смещении Саакашвили. Но неизвестно, придет ли ему на смену политик, более заинтересованный в том, чтобы учитывать интересы Кремля, чем нынешний грузинский лидер. Напомню, что предшественник Михаила Саакашвили, Эдуард Шеварднадзе, которого сейчас считают чуть ли не пророссийским, в действительности был не склонен считаться с российскими интересами, и проводил достаточно одиозную антироссийскую политику. Но смещение Шеварднадзе с его поста привело к ухудшению российско-грузинских отношений. Поэтому не исключено, что новая революция также принесет только новое обострение этих отношений.
Вариантов развития ситуации ровно два: это сохранение Саакашвили у власти и, напротив, его свержение.
В случае сохранения Саакашвили у власти, он, скорее всего, продолжит тот курс, который он проводит сейчас. Это антироссийский курс на централизацию Грузии и уничтожение непризнанных государств, прежде всего, Южной Осетии и Абхазии.
Если же произойдет смена Саакашвили, то возможны два сценария. Это, прежде всего, погружение Грузии в хаос, в каком она находилась при Шеварднадзе, когда территория Грузии была фактически расколота. Но этот сценарий не выгоден Западу, поэтому, вероятно, на смену Саакашвили придет политик, который продолжит курс Саакашвили на вступление в НАТО, в перспективе в ЕС, и на консолидацию грузинского государства, на преодоление возникшего в 90-х годах раскола.
На данный момент Саакашвили ведет себя очень уверенно, он разогнал антиправительственный митинг, добился закрытия антиправительственной телекомпании «Имеди». То есть, он действует как очень опытный политик, подавляя главные очаги сопротивления — он разогнал толпу и закрыл оппозиционный канал.
Из опыта «оранжевой» революции видно, что именно толпа на площади, требующая отставки правительства, и приступающая потом к силовым действиям, а также работа независимой телекомпании, которая может освещать события, подавая их как народный бунт, являются основными рычагами для свержения правительства.
Саакашвили разогнал демонстрантов, в том числе достаточно жесткими методами, и закрыл антиправительственную телекомпанию. Это означает, что на данный момент он одержал тактическую победу, что оппозиции не удалось заставить власть пойти на уступки, это означает, что попытка революции должна пойти на спад, поскольку любая революция переживает какой-то пик, когда люди готовы пойти на какие-то насильственные действия, и если успеха достичь не удается, то ажиотаж спадает, спадает и протестная активность.
Саакашвили многое сделал, чтобы достичь этого результата, поэтому он имеет очень высокие шансы сохранить свой пост.