Половина из 40 социологических служб Украины — липовые
Перед тем, как приступить к прогнозированию исхода украинских выборов 26 марта и даже оценке нынешнего соотношения сил, необходимо чётко определить, опросами каких социологических служб мы будем пользоваться.
Вопрос этот, к сожалению, не праздный, так как за период с конца 2005 года по настоящее время на Украине заявили о себе в качестве социологических организаций, проводящих опросы и публикующих политические рейтинги, около 40 организаций. Из них добрая половина существует даже не на бумаге, а лишь в электронных письмах, которые рассылаются по интернет-СМИ, и никаких опросов в реальности не проводит, а просто "из пальца высасывает" те "рейтинги", которые им указывает заказчик — тот или иной политический блок или партия.
Особенностью многих липовых центров является то, что их названия созвучны с существующими центрами и фирмами. Так, существуют фонды "Украина" и "Украина-3000", но не существует "Украины-2000", которая озвучивает рейтинги. Существует фирма "Юкрейниан социолоджи сервис", сотрудничающая с коалицией "Чистые выборы", но не существует регулярно публикующая рейтинги "фирма "Юкрейниан социолоджи Онлайн групп" совместно с фондом "Честные выборы"", существует Украинский независимый центр политических исследований, но не зарегистрирован Всеукраинский центр политических исследований. Другие "центры" тоже звучат правдоподобно: так, очень активно о себе заявляет последнее время Всеукраинская социологическая служба, а параллельно "появляется" еще и Всеукраинская независимая социологическая служба. А параллельно с реальным центром "Социальный мониторинг" появляются призрачные "Социальная перспектива" и "Мониторинговый центр". На прошлых выборах несколько серьезных социологических организаций для проведения exit poll временно объединились в "Социологический консорциум", а на этих выборах из ниоткуда в СМИ появился "Первый украинский социологический консорциум", который насмешил всех не только аббревиатурой (ПУСК), но и "опросами", по которым 6 место в рейтингах да еще и с 6–7% занимает… Партия зеленых (по данным серьезных социологов имеющая менее 0,5%).
Естественно, только появившиеся на свет социологические организации, не имея собственной репутации, пытаются прикрыться от взглядов сомневающихся наблюдателей авторитетным названием (например, "Киевская социологическая академия") или именем исторического деятеля: так, в сообщениях украинских СМИ неожиданно возник "Институт политических и социологических исследований имени Тараса Шевченко", который не только не упоминался ни в одном сообщении СМИ 1997–2005 годов, но и впервые упомянут в конце февраля — начале марта 2006 года… Наконец, некоторые "социологи" выдают за собственные названия своих организаций такие сочетания слов, которые применимы в качестве нарицательных для любой социологической организации — "Центр социологических исследований", "Институт общественного мнения" и т. п.
Еще часть социологических организаций некие опросы проводят, но во время них намеренно искажают реальные настроения избирателей. Способов здесь может быть масса: и специально составленная анкета из вопросов, которые "напоминают" избирателю о "нужной" партии и подталкивают заявить о симпатиях именно к ней; и специально подобранные точки опроса по всей стране, когда избирателей опрашивают именно там, где "нужная" партия имеет наибольшие симпатии; и указание рядом с названием партии именно тех фамилий лидеров, которые могут максимально повысить или понизить её рейтинг; и просто внесение в анкету не списка из 45 участвующих в выборах партий, а специально урезанного списка. Оказывает, наконец, влияние и порядок расположения партий в списке: если избиратель симпатизирует двум партиям одинаково, то скорее заявит о поддержке той, которая стоит в начале…
Даже опросы авторитетных социологических организаций могут иметь серьезные погрешности
Даже вполне авторитетные и приличные социологи иногда за хорошие деньги могут завысить рейтинг одной-двух партий, являющихся постоянными клиентами. Особенно прославилась такой "покупкой рейтингов" партия "Вече" (благодаря чему с осени 2005 года в рейтингах "Социса" она уверенно конкурирует с Витренко), "Пора-ПРП" (с декабря проплачивает тому же "Соцису") и блок Костенко-Плюща (с февраля проплачивает "Соцмониторингу", благодаря чему рейтинг сразу вырос с 0,7% до 3,2%, хотя другие социологи роста не обнаружили). Однако надо отдать должное: серьезные социологи берут деньги за искусственное поднятие рейтинга редко и завышают его "в разумных пределах"… Что уже говорить о социологах, которые только появились и еще не успели заработать авторитет и уважение. Если серьезные социологи за деньги могут максимум "подтянуть" вас до 3%-го барьера, то у социологов-новичков партия с рейтингом в менее 1% может прикупить "рейтинг" и в 6–7%, да еще и "опустить" ваших конкурентов (чего серьезные социологи не делают, так как чем больше в итоге оказывается несоответствий с реальностью, тем сильнее потом это бьёт по репутации, а значит и по будущим доходам)…
Наконец, у серьезных социологических служб могут быть и ненамеренные искажения реальности. Например, когда они не слишком щепетильно и регулярно проверяют работу своих интервьюеров и вообще региональных представителей, а те могут часть анкет просто "дорисовывать" так, чтобы было похоже на реальность. Так как "дорисовывают" всегда в пользу тех, кто давно известен или воспринимается в качестве серьезной политической силы, то, естественно, при значительном проценте такой дорисовки социологическая служба слабо улавливает рост рейтингов не слишком известных партий (или наоборот продолжает его отмечать, когда он прекратился) и падение популярности известных партий, а совсем неизвестные аутсайдеры у нее не получают практически ничего, хотя в реальности и они что-то набирают…
Как отличить серьезных социологов от несерьезных?
Но как всё-таки отличить серьезных социологов от несерьезных, а тем более от мошенников, только называющих себя социологами? Первый и главный критерий — проведение социологической организацией опросов не только в период последних, но и нескольких предыдущих выборов. Такому критерию соответствуют около 10 украинских социологических организаций. Например, еще во время выборов 1998 и 1999 г. регулярные опросы проводили Украинский центр экономических и политических исследований (УЦЭПИ, к названию которого после смерти его основателя добавили "имени Александра Разумкова"), фонд "Демократические инициативы" (который позже стал проводить совместные опросы с "Юкрейниан социолоджи сервис" (ЮСС)), социологическая и маркетинговая служба "Социс-Гэллап" (позже сократившая своё название до "Социс") совместно с Институтом социологии НАН Украины, Киевский международный институт социологии (КМИС, директор которого Владимир Паниотто в 2004 г. создал и возглавил еще и социологическую компанию InMind), Украинский институт социологических исследований (УИСИ) совместно с центром "Социальный мониторинг", Фонд Свободы, а также Институт социальной и политической психологии Академии педнаук Украины (ИСПП АПН) и Институт социальных технологий. В 2000 году в медийном пространстве появляется Центр социальных исследований "София".
Все эти организации продолжают проводить регулярные опросы и сейчас. Впрочем, в 1998–99 годах существовали и некоторые организации, которые в настоящее время исчезли: Киевский институт трансформации общества, центр "Социополис", Центр политической диагностики…
Зато перед новыми выборами в Раду-2002 на Украине появляется "ФОМ-Украина" (проводящий опросы с помощью авторитетной Ukrainian marketing group), а потом и российский ВЦИОМ (который проводит на Украине свои опрос руками КМИС, "Социса" и DIAC). Уже на тех выборах прославились довольно неточными результатами Всеукраинская социологическая служба (созданная распоряжением премьер-министра А.Кинаха) и фирма "Имидж-контроль": последняя в ноябре 2001 года опубликовала результаты опроса, согласно которому второе место после коммунистов занимали… "Женщины за будущее" (стоит ли напоминать, что на самом деле коммунисты заняли второе место, а "женщины" — лишь 8-е). Сейчас Всеукраинская социологическая служба прославилась явным завышением рейтинга Соцпартии Мороза (а заодно и целого ряда других мелких партий, которые вероятно за это приплачивают, параллельно радикально занижая рейтинги Януковича). А другая реально существующая, но также недостаточно авторитетная служба "Соцiовимiр" ("Социоизмерение") известна завышением шансов Тимошенко и занижением — Януковича: 16 февраля её руководитель Владимир Полохало даже заявил, что "блок Тимошенко может догнать Партии регионов, электоральный потолок которой — 27%" (на самом деле для Тимошенко сейчас главная проблема — догнать хотя бы занимающую второе место "Нашу Украину").
Многие годы на Украине существуют и ряд региональных социологических организаций: донецкий DIAC, львовский "Соціоінформ", Крымский центр гуманитарных исследований и т. д. Они являются авторитетными в своих регионах, однако вряд ли могут быть признаны таковыми в масштабах всей Украины (особенно, когда они "выдают на гора" сомнительные сенсации: так, львовский "Соціоінформ" недавно объявил, что "Пора-ПРП" опередила коммунистов, причем не во Львове, а будто бы по всей стране…).
Сравнивать можно только результаты опросов за одну дату и в % от одинаковой совокупности опрошенных
Кроме "отсева" полу-достоверных социологов (искажающих рейтинги не всех, а только ряда "нужных" партий) и просто мошенников "от социологии", необходимо помнить о том, что сопоставлять между собой можно только рейтинги различных служб за близкий период времени, а также лишь рейтинги от одной и той же совокупности опрошенных. Проще говоря: одно дело — когда партия имеет 20%, а все остальные партии имеют в сумме 80%; другое дело, когда одна партия имеет 20%, все другие партии в сумме — также 20%, а остальные 60% — не определились или не хотят голосовать. Естественно, что 20% в первом случае несопоставимы с 20% во втором.
Такими совокупностями опрошенных могут быть: 1. все опрошенные; 2. собирающиеся голосовать; 3. определившиеся; 4. определившиеся и собирающиеся голосовать одновременно. С результатами выборов сопоставима лишь последняя совокупность — от нее мы и приведем результаты опросов в таблице.
Мы приведём здесь подборку только наиболее авторитетных социологических служб и только тех опросов, которые проведены во второй половине февраля или начале марта — таких социологических служб и таких их опросов оказалось 8. В связи со слишком давним сроком последнего опроса (26-31 января) в нашей таблице формально отсутствует чуть ли не самый авторитетный УЦЭПИ Разумкова. Однако УЦЭПИ проводит опросы по той же методике, что и "Деминициативы" (которые представлены в нашей таблице) и данные Центра Разумкова совпадают с данными "Деминициатив".
Мы приводим рейтинги такого большого количества серьезных социологических организаций для того, чтобы читатель имел возможность составить и свой собственный средний рейтинг, исключив из приведенных нами организаций те, рейтинги которых кажутся подозрительными (например, исключить из 8 служб две, ставящие блок Тимошенко выше "Нашей Украины", или другие две, показывающие для "Поры-ПРП" преодоление 3%, или еще одну, показывающую преодоление этого барьера блоком Костенка-Плюща).
Рейтинги в начале марта 2006 года (в процентах от числа собирающихся голосовать и определившихся с выбором)
"Деминициативы", 26 февраля — 6 марта | КМИС, 25 февраля — 5 марта | "ФОМ–Украина", 18 февраля — 7 марта | ВЦИОМ, 15–25 февраля | УИСИ-"Соцмониторинг", 2-7 марта | "Социс", 1-5 марта | Фонд Свободы, 1-5 марта | ИСПП АПН, 1-5 марта | Средний результат | |
Партия регионов | 33,1% | 36,2% | 34,0% | 32,9% | 31,5% | 36,5% | 31,8% | 28,0% | 33,0% |
Блок "Наша Украина" | 18,6% | 20,9% | 20,8% | 21,7% | 17,4% | 20,3% | 16,5% | 16,9% | 19,1% |
Блок Юлии Тимошенко | 18,4% | 14,3% | 15,6% | 16,9% | 15,3% | 15,2% | 19,6% | 18,9% | 16,8% |
Социалистическая партия Украины | 5,9% | 6,4% | 6,8% | 5,9% | 6,5% | 5,4% | 6,0% | 6,5% | 6,2% |
Коммунистическая партия Украины | 4,0% | 3,9% | 4,0% | 4,0% | 6,1% | 3,5% | 5,7% | 5,6% | 4,6% |
Народный блок Литвина | 3,7% | 2,5% | 4,5% | 3,3% | 5,3% | 2,4% | 4,8% | 4,7% | 3,9% |
Блок Наталии Витренко "Народная оппозиция" | 2,0% | 1,5% | 2,6% | 2,3% | 3,3% | 3,5% | 2,9% | 3,7% | 2,7% |
Гражданский блок "Пора" — ПРП | 2,5% | 2,2% | 2,1% | 2,1% | 3,0% | 3,5% | 1,1% | 3,2% | 2,5% |
Украинский народный блок Костенко и Плюща | 1,5% | 1,7% | 1,0% | 1,4% | 3,3% | 1,8% | ~0,9% | 1,8% | 1,7% |
Оппозиционный блок "НЕ ТАК!" | 1,0% | ~0,5% | 0,9% | 0,7% | 2,5% | ~1,2% | 2,3% | 1,9% | 1,4% |
Остальные 35 партий | 7,0% | 6,7% | 4,2% | 5,4% | 3,3% | ~3,2% | 8,2% | 5,4% | |
Против всех | 2,3% | 3,2% | 3,5% | 3,4% | 2,5% | 3,5% | 0,6% | 2,7% |
Примечание. КМИС, "Деминициативы", УИСИ-"Соцмониторинг", Фонд Свободы и "Социс" опубликовал результаты от голосующих и определившихся — мы приводим их без изменений, а данные остальных организаций были подвергнуты пересчету (из совокупности опрошенных, от которой опубликовали результаты ИСПП АПН, исключены 7% неопределившихся, "ФОМ-Украины" — 10,9% неопределившихся и не собирающихся голосовать, ВЦИОМ — 17,69% неопределившихся, затрудняющихся и не участвующих в выборах).
Несостоявшаяся отставка правительства серьезно повлияла на рейтинги, но не измелила общих тенденций
Картина симпатий украинских избирателей в данный момент вполне ясна. Но может ли она измениться за оставшиеся две недели (а по отношению к средней дате опроса остаются даже три недели)? Для того чтобы спрогнозировать, чья популярность будет расти, чья снижаться, а у кого она останется стабильной, надо проанализировать тенденции последних месяцев. При этом необходимо наиболее пристально изучить изменения симпатий за период после газового кризиса и особенно после отставки правительства 10 января. Дело в том, что реальной целью голосования оппозиции за отставку правительства Еханурова было желание понизить предвыборные шансы возглавляемой Ехануровым "Нашей Украины": регистрация предвыборных списков уже была закончена, и поменять список "партии власти" в случае отставки было невозможно. Именно нежеланием топить свою "Нашу Украину" и объясняется отказ Ющенко исполнять решение парламента и предлагать нового кандидата в премьеры: признание президентом отставки Еханурова повлёк бы за собой неминуемый крах правительственного блока на выборах.
Однако сразу после голосования за отставку правительства это событие, напротив, вызвало консолидацию сторонников "Нашей Украины" и деморализацию электората Тимошенко, на 70% выступавшего против отставки не полностью "своего", но всё-таки оранжевого правительства. Сторонникам Ющенко очень удачно удалось разыграть тему голосования за отставку как результата "заговора московских агентов в отсутствие президента". "Основной причиной отставки Еханурова является месть Кремля за принципиальность в отстаивании украинских интересов в газовом вопросе. Волю северо-восточных патронов выполняли политические марионетки — Партия Регионов, Блок Юлии Тимошенко, СДПУ(о), КПУ и Народная партия Литвина" — зачитал в эфире украинских телеканалов обращение "Нашей Украины" председатель её исполкома Николай Катеринчук. В "работе на интересы России" обвинили оппозиционеров и министр юстиции Сергей Головатый и даже пресс-секретарь Ющенко Ирина Геращенко.
Эти события серьезно повлияли на рейтинги основных игроков. В то же время изменения носили в большинстве случаев одномоментный характер (сразу после отставки), а в дальнейшем, напротив, всё постепенно начинало возвращаться "на круги своя". В связи с этим о росте или снижении популярности стоит говорить лишь за период после отставки, так как один и тот же электорат мог по-разному вести себя до неё, во время и после…
"Наша Украина" и блок Тимошенко обмениваются электоратом, а популярность Януковича остается стабильной
Естественно, что в ситуации поиска и нахождения "московских агентов", заинтересованных в подрыве собственного государства, рост популярности Тимошенко был прерван обвалом её рейтинга. Впрочем, ненадолго. По данным КМИС, рейтинг блока Тимошенко упал с 21% в опросе 9–20 декабря и до 13,2% в опросе 18–28 января, однако потом снова начал восстанавливаться: уже в опросе 4-13 февраля он вырос до 16,6%. С рейтингом "Нашей Украины" происходили обратные процессы: после отставки он вырос с 18,4% до 23,3%, но уже через две недели снова стал возвращаться на прежние позиции (20,4%). Далее по данным КМИС наступила стабилизация: рейтинг "Нашей Украины" немного вырос и затем немного упал, а у Тимошенко остался без существенных изменений (от всех опрошенных — чуть вырос, от голосующих — упал).
Тенденция сближения рейтингов двух главных оранжевых блоков усиливается с приближением дня выборов. По данным "Деминициатив"—ЮСС, рейтинг блока Тимошенко упал с 18,7% в опросе 17–30 декабря до 17,1% в опросе 19–31 января, однако потом снова начал восстанавливаться — до 17,3% в опросе 5–21 февраля и 18,4% сейчас; рейтинг же "Нашей Украины" вырос после несостоявшейся отставки правительства с 15,0% до 21,7%, затем снизился сначала до 21,0%, а потом и до 18,6%. Ту же тенденцию демонстрируют исследования УИСИ-"Соцмониторинга": если с конца декабря по 17-25 января рейтинг "Нашей Украины" вырос с 16,5% до 22%, то в опросе 18–22 февраля он снизился до 18,5%, а в опросе 2–7 марта — до 17,4%; рейтинг блока Тимошенко, также упав с 16,1% до 13,7%, снова вырос до 15,3%. По данным "Социса", рейтинг "Нашей Украины" вырос с 14% в ноябре до 20% в январе, но и в марте остается на том же уровне; рейтинг блока Тимошенко упал с 18,7% в ноябре до 13% в январе, но к началу марта снова вырос до 15,2%.
Такой обмен электоратом между двумя главными оранжевыми игроками вполне закономерен: как показывают опросы, 40% сторонников "Нашей Украины" хотят видеть премьером Тимошенко, а не Еханурова, в то же время они одновременно симпатизируют Ющенко, который поддерживает "Нашу Украину", а эмблема президентской кампании Ющенко (подкова с надписью "Так!") является сейчас эмблемой "Нашей Украины".
При нынешней тенденции изменения симпатий электората, за оставшееся до выборов время рейтинг "Нашей Украины", скорее всего, упадет на 1–1,5%, а блока Тимошенко — на столько же вырастет, в результате оба блока получат практически одинаковый результат — по 17–18% каждый.
В то время как оранжевые блоки обмениваются электоратом, популярность Партии регионов Януковича в последние два-три месяца остается стабильной — это показывают практически все опросы всех социологов. При этом партия Януковича одна наберет примерно столько же, сколько "Наша Украина" и Тимошенко вместе.
Коммунисты и социалисты повторяют результат президентских выборов-2004
Популярность социалистов Мороза и коммунистов Симоненко остается достаточно стабильной, мало отличаясь от результатов президентских выборов-2004 года, когда они набрали соответственно 5,8% и 5,0%. Впрочем, коммунисты могут получить на этот раз еще меньше.
Популярность социалистов, по данным "Социса", колебалась в декабре-феврале в пределах 5,8–6,5%, а в начале марта упала до 5,4%, по данным ЮСС-"Деминициатив" в декабре и январе она пребывала на уровне 5,5%, а в феврале упала до 5,0%, но в марте выросла до 5,9%. По данным УИСИ-"Соцмониторинга", после падения в январе до 6,1%, в феврале был рост до 7,2%, но в марте — снова падение до 6,5%. По данным КМИС, партия Мороза имела 5% в середине декабря, 6,3% в начале февраля и 6,4% в начале марта. Скорее всего, популярность Соцпартии не изменится и за ближайшие три недели, тем более что она более года фактически остается неизменной.
Рейтинг коммунистов по данным ЮСС-"Деминициатив" колебался в декабре-феврале в пределах 4,3–4,5%, но в марте упал до 4,0%. По данным КМИС он упал с 5,7% в декабре-январе до 3,1% в начале февраля, но вырос до 3,9% в начале марта. По данным "Социса" он упал с 4,6% в январе до 3,2% в конце февраля, а в марте поднялся лишь до 3,5%, при этом директор "Социса" подчеркивает, что его служба скорее всего не охватывает часть "скрытого электората коммунистов". По данным "ФОМ–Украины", коммунисты имели 5,8% в опросе 30 января — 7 февраля и даже 6,2% в опросе 9-17 февраля, но к началу марта скатились до 4,0%. По данным УИСИ-"Соцмониторинга", в тот же период рейтинг коммунистов вырос с 6,0% до 6,9%, а потом упал до 6,1%.
Очевидно, что в целом имеет место тенденция падения популярности коммунистов, которые за оставшееся время до выборов могут потерять еще от 0,5% до 1%, то есть опустятся до 3,5–4%. А предположения о наличии у них "скрытого электората" оправдывают себя только тогда, когда их популярность растет, либо когда основной политический водораздел идет по линии "коммунисты — власть": так было в России на выборах 1995 (их популярность росла), 1996 и 2000 годов (они были одним из двух главных претендентов на победу). Когда же у них популярность падала (российские выборы 1999 и 2003 годов) и они не были серьезной альтернативой власти (2004 год), никакого "скрытого электората" у коммунистов не обнаруживалось.
Блок Литвина в день выборов окажется на грани 3%-го барьера
Что касается блока Литвина, то, несмотря на идущую уже несколько месяцев активную рекламу блока и участие в списке и агитации за него певицы Софии Ротару, последнее время он немного теряет популярность. По данным ЮСС-"Деминициатив" в декабре-январе он имел 4,5-4,6%, в феврале — 4,0%, в марте — 3,7%. По опросам "ФОМ-Украины", в начале февраля блок имел 4,3%, в середине — 3,4%, в марте — снова 4,5%. УИСИ-"Соцмониторинг" в январе-феврале давал блоку неизменные 5,7%, но в марте его популярность упала до 5,3%. По данным КМИС, в декабре у блока Литвина было 4,5%, в конце января — 3,3%, в начале февраля — снова 4,5%, но в марте — лишь 2,5%. По данным "Социса", популярность "Народного блока" в народе падает еще более устойчиво: 4,6% в январе, 3,7% в начале февраля, 3,2% в конце февраля и 2,4% в марте.
Очевидно, за оставшееся до выборов время Литвин может потерять еще от 0,5% до 1% голосов, оказавшись на грани 3%-го барьера, а то и за его гранью.
Витренко и Кличко не проходят, а "Не Так!" может получить меньше 1%
Рейтинг Витренко не показывает явной тенденции к росту (а только она могла бы гарантировать блоку прохождение в Раду), скорее оставаясь стабильным в своих колебаниях. По данным КМИС, в конце января за блок голосовали 1,6%, в начале февраля — 2,1%, а в марте — снова 1,5%. По данным ФОМ, результаты Витренко за аналогичные периоды составляли 2,2%, 2,0% и 2,6%. По данным "Деминициатив" в конце января блок имел 2,7%, в середине февраля — 3,1%, в марте — лишь 2,0%. По данным "Социса", эти колебания на протяжении января-марта рейтинг Витренко колебался между 2,8% и 3,5%, по данным "Соцмониторинга" в феврале-марте он застыл на отметке 3,3%.
Скорее всего, блок Витренко окажется ниже 3%-го барьера. И даже если у блока появятся шансы, необходимо учитывать, что Ющенко жизненно необходим провал Витренко, отсутствие которой в парламенте сделает Партию регионов более сговорчивой. Присутствие же Витренко в Раде заставит Януковича опасаться потери части электората в случае компромиссов с Ющенко.
Что касается рейтинга блока Кличко "Пора-ПРП", то все социологи показывают его рост в первой декаде февраля, когда блок очень активно начал свою кампанию, однако во второй половине февраля и в марте его популярность уже практически не растет. Примечательно, что три наиболее авторитетных социологических организации, в отношении которых нет ни малейших подозрений о "проплате" им рейтинга Кличко, показывают абсолютно одинаковую тенденцию. Так, по данным КМИС, 18–26 января рейтинг блока Кличко составлял 0,9%, 4–13 февраля вырос до 2,0%, а 25 февраля — 5 марта — лишь до 2,2%; по данным "ФОМ-Украины", 30 января — 7 февраля за "Пору-ПРП" голосовали 1,1%, 9➦17 февраля — 1,9%, 18 февраля — 7 марта — 2,1%; по данным ЮСС-"Деминициатив" 19-31 января блок Кличко имел 1,2%, 5-21 февраля вырос до 2,6%, а 26 февраля — 6 марта даже снизился до 2,5%. Отсутствие роста рейтинга Кличко во второй половине февраля подтверждает и проведенный на базе КМИС и "Социса" опрос ВЦИОМ 15–25 февраля (подробные результаты которого не предполагались для широкого опубликования, а лишь для внутреннего пользования), по данным которого, рейтинг блока Кличко (2,1%) также оказался ниже среднего рейтинга этого блока по КМИС и "Соцису" в первой половине февраля. Таким образом, если популярность блока Кличко и вырастет ко дню выборов, то не более чем на 0,1–0,3%, но не исключено и снижение на одну-две десятых процента — в любом случае блок оказывается за гранью 3%-го барьера.
Если же основывать прогноз не только на фактах роста или снижения популярности, но и данных о симпатиях к партиям и политикам (когда избиратель может назвать не одну, а несколько партий, которым он симпатизирует), то, в соответствии с этими данными, у Витренко намного больше шансов пройти в Раду, чем у Кличко и даже коммунистов и равные шансы с блоком Литвина. По данным "ФОМ-Украины", по рейтингу личной популярности Витренко занимает 6 место среди украинских политиков (включая президента), причем со своими 15% она даже на 1% опережает Юрия Еханурова. Когда же в опросе избиратель может "проголосовать" сразу за две партии (назвав не только одну партию, но и вторую, за которую он бы мог проголосовать в случае отсутствия первой), то здесь после известной тройки лидеров идут Соцпартия с 12%, блоки Витренко и Литвина с 10% у каждого, коммунисты с 8% и только потом "Пора-ПРП" с 5% и "Не Так!" с 4%. То есть, кроме отсутствия заметной положительной динамики, у Кличко отсутствует еще и потенциал для значительного роста (который у Витренко есть).
Впрочем, если Витренко и Кличко окажутся в одной компании с Литвиным — это будет еще не такое прискорбное поражение, как результат блока Кравчука-Медведчука "Не Так!", который теряет и без того невысокую популярность и рискует получить на выборах менее 1%, пропустив вперед не только националистов из блока Костенко-Плюща, но и даже не представленную в нынешнем парламенте партию бизнесменов "Вече".
Прохождение лишь 5-6 партий — следствие большого числа участников выборов и консолидации электората еще в 2004 году
Наши выводы несколько неожиданны. Но тот факт, что победителей на Украине окажется меньше, чем ожидали (и особенно меньше, чем хотелось бы!), вполне закономерен при 45 участниках выборов. Кстати, во время выборов в Раду-2002 из 33 партий и блоков набрали более 3% только 7. Сейчас же, когда участников стало больше, победителей неизбежно окажется меньше. Кроме того, серьезно влияет на нынешнюю расстановку сил и то, что всего лишь год назад отгремели три тура президентских выборов, во время которых произошла сильнейшая консолидация электората вокруг двух-трех основных игроков: тогда уже в первом туре из 25 кандидатов в президенты более 3% получили лишь четверо.
По нашему прогнозу, в украинский парламент проходят не 9–11 и даже не 6–8 партий и блоков, как прогнозировали многие, а лишь 5-6: Партия регионов наберет 32–35%, "Наша Украина" и блок Тимошенко — по 17–18%, Соцпартия — около 6%, коммунисты — около 4% и блок Литвина — около 3%. Таким образом, партия Януковича получает 180–200 мандатов, "Наша Украина" и блок Тимошенко — по 90–100, партия Мороза — около 35, коммунисты — 20–25. В случае попадания в Раду может получить 15–20 мандатов и блок Литвина. Какой по итогам таких выборов окажется правящая коалиция — об этом читайте в следующей статье.