В своё время Эдуард Лимонов в книге «Дисциплинарный санаторий» подробно написал о культе жертв, распространённом в современной цивилизации.
Наиболее удачным моментом анализа этого культа было выявление его политической подоплёки. Лимонов совершенно верно указывал на манипулирование жертвами исторических трагедий в борьбе между идеологиями и государствами.
Поскольку «Дисциплинарный санаторий» был написан в начале 90-х годов, в книге в основном рассматривался период «холодной войны». В эти годы культ жертв использовался Западом для морального давления на СССР и другие коммунистические страны. Именно поэтому Лимонов тогда преимущественно занимался разоблачением умышленной непоследовательности и ангажированности западных политиков.
Так как с тех пор прошло достаточно много лет, в анализ культа жертв нужно внести некоторые важные дополнения.
Оттолкнёмся от двух недавних эпизодов в американской и российской политике. Речь идет о признании геноцида армян комитетом по международным делам конгресса США и «дне политзаключённого» в России.
И в первом, и во втором случае, ясно, что представители государственной власти желают продемонстрировать общественности торжество исторической справедливости. Современная либеральная мысль с некоторыми оговорками, в целом приветствует такие жесты. Оговорки появляются в связи с «авторитарным имиджем» Путина или сомнениями в целесообразности признания геноцида армян для Соединённых Штатов. Но, так или иначе, считается: признавая преступления прошлого, власть и общество достигают некоего нового уровня гуманности и просвещения, недоступного предыдущим поколениям. Такой взгляд на события даёт заинтересованным людям возможность трактовать историю государств как медленное, но неуклонное приближение к торжеству морали.
Но не будем здесь вдаваться в споры о геноциде армян, сталинских репрессиях, Холокосте… В данном контексте нас интересует другой вопрос: не является ли демонстративное осуждение прошлого оправданием для преступлений, совершаемых здесь и сейчас?
Известная средневековая практика выдачи индульгенций на самом деле никогда не прекращалась. Принцип индульгенции существовал до появления самих индульгенций, существует и спустя столетия после их отмены. В основе этого принципа лежит допущение возможности заключения сделки с вечностью. Выдача индульгенции предполагает отсутствие причинно-следственной связи между прошлым настоящим и будущим, а значит и безнаказанность зла. Откупившись от «тёмного» прошлого можно спокойно наслаждаться «светлым» настоящим и снова грешить.
Понятие индульгенции, взятое не в узко-историческом, а в широком философском смысле, не обязательно означает уплату материальной дани лицу, играющему роль духовного авторитета. Это может быть и символическое осуждение прошлого, призванное показать окружающим, что покаявшийся в грехах стал отныне другим. В этом случае «духовный авторитет» становится коллективным и называется общественным мнением.
Индульгенции, в указанном выше смысле, приобретают не только люди, но и государства. Двадцатый век нам даёт тому немало примеров.
Важная особенность индульгенций, получаемых государствами, состоит в том, что они часто приобретаются за счет осуждения чужого прошлого, а не собственного. Образцом такого рода манипуляций может служить осуждение нацисткой Германии. После разгрома Рейха мировое сообщество единодушно проклинает фашистскую идеологию и тем самым создаёт себе моральное алиби. Если источником зла на земле был фашизм, то его всеобщее осуждение означает, что все остальные на определённый период автоматически становятся невиновными. Американцы могут спокойно сравнивать с землёй Дрезден и сбрасывать «Малыша» на Хиросиму.
Формулировка «нет ничего хуже фашизма» действует до сих пор. Очень уж она на руку современным международным бандитам.
Ещё одна возможность получить в массовом порядке индульгенции открылась после распада советского блока. «Хорошими» на этот раз становились все те, кто когда-либо объявлял себя антикоммунистами.
Разумеется, в мире существует немало искренних противников фашистской и коммунистической идеологий, но суть дела не в этом. Индульгенции нужны тем, кто сегодня хотят казаться чистыми за счёт осуждения прошлого.
Можно спросить: а у кого, собственно, приобретаются эти индульгенции? Ответ будет следующий: у общественного мнения, возведенного в ранг морального авторитета.
Пикантность ситуации заключается в том, что общественное мнение не возникает само по себе, а формируется извне. И очень часто огромное влияние на его формирование оказывают как раз те силы, которым нужна индульгенция.
Вернёмся теперь к частным эпизодам, с которых начинали.
Часть американской элиты в преддверии неизбежной войны с Ираном принимает резолюцию, осуждающую геноцид армян девяностолетней давности. К чему эта попытка имитировать гуманизм в политике перед началом бойни? Всё просто: осуждая преступления позавчерашние, американцы стремятся казаться носителями морали сегодня.
Цинизм Владимира Владимировича Путина вообще не имеет границ. Отмечать на государственном уровне день политзаключённого в России образца 2007 года – это просто гнусность (иное дело - гражданское поминовение репрессированных).
Интересно, что Путин явился на мероприятие вместе с Патриархом. Очевидно, нынешняя российская власть желает обеспечить себе моральное алиби при помощи Церкви.
Этот небольшой текст написан, чтобы вывести на поверхность некоторые скрытые психологические или даже экзистенциальные мотивы, заставляющие власть предержащих исповедовать культ жертв. Не стоит верить крокодильим слезам правителей. Они заставляют нас проливать настоящие слёзы.