В «Новой газете» от 22 октября 2007 года были помещены публицистические заметки Юрия Афанасьева. Название будто всплыло из 1990 года: «Трагедия победившего большинства. Размышления об отечественной истории и ее интерпретациях».
Их автор был когда-то верным «прорабом перестройки», большим докой по части идеологического подкрепления воинствующего либерализма, сверхзападником. Это человек из «обоймы». Он выслужил у новой власти РГГУ в качестве вотчины и обязан время от времени публично подтверждать свой статус служилого человека. Он и подтверждает. Как может. Как умеет.
Центральное место в опубликованной части заметок Афанасьева занимает тема Победы в Великой Отечественной войне. Для того, чтобы понять, каких взглядов автор заметок придерживается, имеет смысл привести здесь несколько абзацев из его труда:
«Почему мы преувеличиваем значение Победы?
Строго говоря, слово «преувеличено» для постижения сути Победы не годится вообще. Ее значение категорически искажено, надо бы сначала понять смысл этого события и только потом пытаться его с чем-то как-то соразмерять… Для очень многих вполне порядочных людей остается незыблемым правило: все что угодно обдумывай заново, только не войну и не Победу. Память о погибших — святыни, их трогать никак нельзя.
А если эти святыни мешают обрести самого себя, если они превращают жизнь в опасное блуждание в потемках?.. Если добраться до глубинных смыслов войны, будет, скорее всего, понятно, что в этой войне столкнулись два деспотических, тоталитарных режима. С точки зрения жестокости, бесчеловечности, с точки зрения безумной устремленности к мировому господству они ничем, в сущности, друг от друга не отличались. Для того чтобы иметь основание сказать: «Но мы не такие, ведь они же на нас напали» — пришлось специально изобрести такое понятие, как «Великая Отечественная война». С помощью этого понятия стало возможным уйти от неприятных для нас воспоминаний и раздумий о Второй мировой. Из плохо понятой истории получается, что СССР вступил в войну 22 июня 1941 года, а не 17 сентября 1939-го. На самом деле мы участвовали в войне с 1939 года. На стороне Гитлера. В союзе с Гитлером. В этом свете и война, и Победа смотрятся уже иначе по сравнению с привычными представлениями об этих событиях… Память о войне приобретает все более помпезный характер, а вместе с тем и откровенно националистический смысл. Победа в этом плане — лишь очередное проявление «вечного героизма» русского народа. Победа над нацизмом сводится к освобождению страны от иноземных оккупантов, которые многократно покушались на священную русскую землю. Память о войне лишается, таким образом, глубинного смысла. Ее вклад в формирование коллективной идентичности ограничивается «патриотической» риторикой, затемняющей истинные ценности, во имя которых велась война: свобода и разгром нацизма».
Прежде всего, я уточню собственную позицию: по моим публикациям всем и каждому должно быть ясно — я не являюсь фанатом Сталина и сталинщины, а Третьему Рейху подавно никогда не симпатизировал. Но текст Афанасьева считаю изрядной пакостью.
Прежде всего, он профессиональный историк и прекрасно знает, что военный союз между СССР и нацистской Германией заключен не был. Никогда. Пакт Молотова-Риббентропа отлично знаком историкам 20 века, и ни в каком месте этого документа о военном союзе не говорится. Раздел Польши, произведенный перед началом Великой Отечественной, означал прежде всего возврат территорий, отторгнутых от нашего государства в 1921 году по результатам советско-польской войны и под давлением Западной Европы. Он не предполагал совместных военных действий Третьего Рейха и СССР против стран-участниц антигитлеровской коалиции. Он предполагал изъятие восточнославянских народов из под нацистского ига.
Другой вопрос к уважаемому Юрию Афанасьеву: о какой «коллективной идентичности» он говорит? Идентичность «советский народ», мертворожденный и так и не реализовавшийся в истории, навевает ему странные сны? Или, может быть, общеевропейская коллективная идентичность, к которой, по его мнению, стоило бы приплюсовать еще и этносы, живущие на территории СССР? Это еще что за химера? Когда она начала «формироваться»? До 1917 года? После 1991 года? Но есть ли хоть одно серьезное подтверждение со стороны европейцев, что они считают нас частью своей «формирующейся коллективной идентичности»? Тот же Хантингтон это прямо отрицает.
Так значит, все-таки стоит помнить, что Великая Отечественная была в значительной степени не только «битвой режимов», но и битвой народов… И есть имена у тех народов, которые сломали хребтину железному зверю Третьего Рейха. А стало быть, это событие по праву включается ими как величайший успех, величайшая Победа в национальное историческое сознание.
Как беспокоит Юрия Афанасьева то, что Победа была одержана во времена сталинизма! Ах, удобнее было бы переместить ее с 45-го, скажем… годик в 94-й. Или 97-й! Жаль только, с победами в те времена у нашей страны было туговато...
Кто-то из наших современников уважает Сталина, кто-то обкладывает его последними словами, а кто-то равнодушен к этой исторической фигуре. Но надо прежде всего помнить: Сталин мертв, а народ наш жив. Можно как угодно трактовать роль генералиссимуса в той войне, но нельзя вырывать Победу у народа, представители которого миллионами легли за нее в могилы. И «освобождение от иноземных оккупантов» — такой же факт, как и «борьба с нацизмом», на которой призывает сделать акцент уважаемый автор. Почему одно следует подчеркивать, а другое — нет? Почему одно следует относить к ведомству «истинных ценностей», а другое лишать подобного статуса?
На мой взгляд, ситуация прозрачна.
Великая Отечественная война является одним из главным символов не какой-то выдуманной «формирующейся», действительно существующей коллективной идентичности русских. Число полей этой идентичности растет. Война, выигранная нашими дедами, сливается с 1612 годом, 1812-м и 1380-м, и даже от нашего тусклого времени кое-что натекает… ТАМ ПОБЕДИЛИ НАШИ. Так думают сейчас, так выражают свои мысли и свои пристрастия миллионы людей.
И это означает, что страна под названием Россия все больше отрывается от глобализационного проекта и растворения в «общечеловечестве». Она все больше «сама по себе». Она чем дальше, тем сильнее чувствует в себе самостоятельную и самодостаточную цивилизацию.
Ну а г-н Афанасьев и люди его склада тянут в обратную сторону, тащат страну в гибельную воронку 90-х: «Вернитесь! Мы все простим! Там-то и было настоящее счастье, просто вы этого почему-то не поняли». А для этого пытаются еще разок сунуть русским под нос их грязные носки. «Видите? Вот ваша история! Сплошной Сталин, везде Сталин, во всех щелях по Сталину, каждый правитель — инкарнация Сталина, а вокруг — океан рабов и десяток-другой светлых личностей, гуманистов-прогрессоров… Вы же все только ломали, все разрушали, всех угнетали. И ваша Победа — тоже не такая, посмотрите внимательнее, там сплошная грязь. Вот ваша Победа! А истинные ценности — свобода и борьба с нацизмом. Смиритесь же и идите туда, куда мы укажем».
Что на это ответить? У любого народа носки бывают грязными. Но если сравнивать историю с одеждой, то она никогда не ограничивается носками. Страна прошла через волну дикой, умопомрачительной, профессионально поставленной чернухи. Достаточно.
Позвоночник так и не искривился в вечном поклоне. Россия из грязной каши с трудом, но выбирается, и обязательно выберется. Люди хотят знать о созидательных усилиях своих предков, об их победах, об их успехах, об их творчестве. И они не успокоятся, пока не вернут себе чувство собственного достоинства и уважение к исторической биографии своего народа.
А прогрессорам пришло время постоять на задворках.