Отец американской бомбы Роберт Оппенгеймер однажды заметил: "Самый большой атомный секрет — это то, что ядерное оружие можно сделать". И действительно, когда полевые испытания показали, что "эта штука неплохо работает", атомное оружие из арсенала фантастов быстро перекочевало к военным. Теперь овладение тайной атома упиралось лишь в затраченные средства и время.
Наш разум так устроен, что мы не можем забыть нечто однажды изобретенное. А пытливая человеческая натура старается упрямо повторить то, что оказалось под силу другим смельчакам. И вот уже в начале 1960-х годов в мире появилось целых четыре члена официального "Ядерного клуба" — США, СССР, Великобритания и Франция. А пятый "неслух" — Китай вовсю готовился провести свои ядерные испытания. В конце 1990-х испытания ядерного оружия провели Индия и Пакистан, которые де-факто были признаны членами ядерного клуба. Сегодня мировая пресса дружно возмущается "ужасной" атомной программой Ирана. Но на Западе не любят вспоминать, как многие демократические государства в 1960-годы всерьез рассматривали вопрос о создании ядерного оружия (ЯО), а некоторые даже приступили к осуществлению военных ядерных программ. Это такие страны, как Израиль, Швеция, Швейцария, Италия, Западная Германия и другие.
Немирный шведский атом
Пример "нейтральной" Швеции — "спящей" ядерной державы — как нельзя показателен. Есть данные о том, что шведское правительство располагало детальной информацией по атомной бомбе, полученной из США, уже в 1945–1946 гг. Несколько секретных докладов о ходе работ над атомной бомбой были разведчиками направлены из США одновременно в СССР и Швецию. Часть материалов шведам была передана физиком Нильсом Бором после того, как он покинул Лос-Аламос. В 1945 г. было образовано Шведское Национальное Управление оборонных исследований, а в 1952 г. это Управление начало разработку атомной бомбы имплозивного типа. В январе 1957 года Швеция публично объявила, что она имеет все ресурсы для производства атомной бомбы в течение 6–7 лет. В мае 1968 года Швеция официально отказалась от программы создания ядерного оружия и в августе того же года подписала Договор о нераспространении. Но факт остается фактом, потенциала маленькой индустриальной Швеции хватило для создания своего ЯО.
Понятно, что названными выше странами список потенциальных обладателей ЯО не ограничивается. Ядерные разработки велись и, возможно, еще ведутся в Южной и Северной Корее, на Тайване, в Аргентине, Чили, Ливии, Египте, в том же Иране и в Бразилии. Кстати, совсем недавно Хосе Луис Сантана, бывший руководитель комиссии по ядерной энергии Бразилии, публично признал: местные военные тайно продолжали создание атомной бомбы и запланировали ее испытания на сентябрь 1990 года. Да что там Бразилия — пятая в мире по площади и по численности населения страна, если свою атомную программу имела скромная Румыния, когда еще когда была членом Варшавского договора.
Есть куда более скандальные примеры — в годы апартеида ЮАР незаметно создала свою ядерную бомбу, и семь изделий даже были поставлены на вооружение "белой" армии. В начале 90-х — что стало неприятным сюрпризом для мирового сообщества — ЮАР рассекретила атомную программу. Страна публично отказалась от ЯО и вроде бы уничтожила все ядерные заряды. Однако эксперты полагают, что соответствующая техническая документация и научно-технический потенциал у ЮАР, как и многих других "пороговых" стран, наверняка остались. По данным МАГАТЭ, необходимые технологии для производства ядерных вооружений есть уже более чем у 40 стран. Так что список потенциальных кандидатов на вступление в "ядерный клуб" постоянно растет.
Кто еще стоит на "пороге" Ядерного клуба?
Военные аналитики считают, что список возможных обладателей ЯО заметно превышает оценки экспертов МАГАТЭ. Соответствующий научный потенциал и развитая материально-техническая база позволяет Японии, Германии, Канаде и Австралии собрать свою ядерную бомбу в течение года-двух. По неофициальным данным, ЯО в ряде индустриальных стран фактически существует; например, в виде быстро собираемых частей. Случайно или нет, но многие германские политики все чаще вслух говорят о том, что немцам стоит подумать о создании собственного ядерного потенциала. Крупнейшая в Европе газета Bild недавно опубликовала интервью бывшего министра обороны ФРГ Руперта Шольца, который прямо заявил: Германия должна иметь возможность противопоставить угрозе "терроризма" собственный ядерный потенциал.
В этом упорном стремлении обзавестись персональным "ядерным зонтиком" нет ничего удивительного. Военные технологии ОМУ, такие как баллистические и крылатые ракеты и само ядерное оружие являются, по сути дела, разработками конца 40-х или начала 50-х годов прошлого века. Баснословные траты на их первоначальное производство были связаны с разработкой принципиально новых для того времени технологий и материалов. Или даже с созданием доселе не существовавших отраслей промышленности. Теперь почти все "пред-критические" технологии и материалы стоят не так дорого, поэтому и цена современного "атомного проекта" тысячекратно уменьшилась. Сегодня мирный и военный атом стал по карману средней руке государству.
Более того, если частный полет в космос на собственной ракете стал с недавних пор по силам амбициозному бизнесмену, а не только крупной ТНК, то совсем не за горами перспектива создания частного ядерного оружия. Довольно странно спрашивать о знании критических атомных секретов у таких продвинутых фирм, как, скажем, Симменс или Дженерал Электрик, которые строят АЭС по всему свету. Почему-то об этой надвигающейся проблеме в МАГАТЭ предпочитают умалчивать. Объяснение тому простое — частные корпорации не являются государством — единственным субъектом Договора о нераспространении ЯО, а всесильные ТНК не подписывали каких-то ненужных международных бумажек.
Ядерное оружие для "чайников"
Распад биполярной мировой системы в 1990-х только подтолкнул стремление "пороговых стран" обзавестись своим "ядерным зонтиком". После нападения стран Запада на Югославию и Ирак, стало окончательно ясно — национальный суверенитет может быть надежно обеспечен только политикой "ядерного национализма". А единственное средство надежно обезопасить себя от угрозы нападения со стороны США и их союзников — это вести независимые разработки в области ядерного оружия. Особое сдержанное отношение США к атомной Северной Корее только укрепило в мысли, что наличие национальных ядерных сил является самым надежным инструментом, гарантирующим независимость страны. Например, Россию сегодня делает влиятельной мировой державой отнюдь не фантастические запасы нефти и газа, и не формальное членство в Совбезе ООН или председательство в "большой восьмерке", но остаточный ядерный арсенал, доставшийся в наследство от СССР.
Похоже, что на современном уровне развития технологий процесс создания "национального" ядерного оружия стал необратим. И вся истерика западных стран по поводу бесконтрольного распространения ядерного оружия и громкие обвинения в адрес стремительно "атомизирующегося" Ирана, по меньшей мере, лицемерны. Ведь наиболее активную помощь в создании ядерного потенциала "третьих стран" оказывали те государства Запада, которые сейчас громко кричат о необходимости борьбы с "террористическими режимами", близкими к созданию ЯО. Особенно впечатляет "интернациональная помощь" в создании пакистанской "исламской" ядерной бомбы в 1970-х годы. Иначе как ударной стройкой капитализма этот атомный проект не назовешь! В итоге, кроме самой бомбы, в Пакистане образовался "черный рынок" торговли ядерными материалами и технологиями. У колыбели этого бизнеса рынка стоял отец пакистанского атомного оружия Абдул Кадыр Хан и его неназванные западные друзья.
В недалекой перспективе "черный рынок" ЯО может приобрести вполне респектабельные формы. В среде западных экспертов все чаще поговаривают о создании нового поколения "ядерного оружия для "чайников", специально предназначенного на продажу. Чтобы сохранить видимость приличия, необходимо исключить возможность использования этого вида оружия в наступательных и террористических целях. Для этого предполагается оснастить особый вид ЯО неизвлекаемым устройством спутникового позиционирования, которое превращает заряд средней мощности в идеальное оборонительное оружие для заданного театра военных действий.
Атомные наследники СССР
В мировой ядерной иерархии постсоветские страны занимают особое место. Как потомки крупнейшей ядерной державы они получили свою долю развитой атомной инфраструктуры — шахты, заводы, реакторы и технологии. Четырем странам бывшего СССР — России, Украине, Беларуси и Казахстану — помимо атомной недвижимости досталось и вполне движимое имущество — ядерные боеголовки. К примеру, в конце 1991 г. ядерный потенциал независимого Казахстана насчитывал 1400 ядерных боеголовок для ракет СС-18 и 240 крылатых ракет для Ту-95 — это была четвертая ядерная держава планеты.
В мае 1992 года министры иностранных дел России, Украины, Беларуси и Казахстана и госсекретарь США подписали протоколы к советско-американскому Договору по СНВ. Тем самым постсоветские страны обязались "полностью ликвидировать СНВ, дислоцируемые на их территории", в течение семи лет. Впоследствии три республики присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия уже в качестве "безъядерных государств". Тем самым, впервые в мире ряд стран приняли решение добровольно отказаться от всего ядерного арсенала. В обмен на это Украина, Беларусь и Казахстана получили международные гарантии территориальной целостности, после чего подписание Россией договоров по границам (с утратой Крыма, Донбасса и Северного Казахстана) стало лишь техническим вопросом.
Сегодня во многих постсоветских странах все чаше слышатся призывы к восстановлению былого ядерного "статус-кво" и прилагаются усилия по сохранению и развитию атомных технологий. Белоруссия, например, обзавелась сверхмощным компьютером, вполне позволяющим без испытаний смоделировать процессы ядерного взрыва. На днях о планах приобретения суперкомпьютера заявил соседний Азербайджан, которому срочно потребовалось произвести расчет погоды на Каспии. Украина начинает открыто манипулировать своим возможным возвращением к ракетно-ядерному статусу. Неоднозначная позиция Евросоюза вокруг ядерной программы Ирана свидетельствует, что многие международные игроки крайне заинтересованы в изменении сложившихся правил игры в ядерную "монопольку".
Суета вокруг урана
Повышение общего интереса к атомным программам связано также с тем, что к 2050 г. специалисты прогнозируют увеличение мощностей мировой атомной энергетики, по крайней мере, вдвое (по другим оценкам — даже в четыре раза). Это означает строительство нескольких сотен ядерных реакторов и соответствующее наращивание производства ядерного топлива, причем центр экспансии ядерной энергетики перемещается в Азию. Новые "ядерные драконы" — это Китай, Индия, Япония, Северная Корея, Тайвань. Только один Китай намеревается в ближайшее время ввести 27 новых атомных энергоблоков, так что спрос и цена на уран и атомные технологии будут постоянно возрастать.
Уже сейчас во всем мире наблюдается дефицит природного урана. Всего только три страны в мире имеют большие запасы уранового сырья — это Канада, Австралия и Казахстан. На среднеазиатский уран, как на глобальный источник стратегического сырья, претендуют все мировые державы— европейские страны, Япония и США. Особый интерес к казахскому урану проявляет Россия, поскольку без него Россия не сможет обеспечить не только энергетическую безопасность Евросоюза, но и собственную безопасность.
Сегодня у Российской Федерации возник огромный ресурсный дефицит уранового сырья для электростанций и различных видов вооружений. После бойкой распродажи гигантских запасов обогащенного "советского урана" и оружейного плутония в рамках программы Гор-Черномырдин российская атомная промышленность встала перед трудной проблемой. Большинство атомных электростанций Европы и Соединенных Штатов успешно работает на обогащенном "советском уране", который был извлечен в результате демонтажа ядерных боеголовок, но как же обеспечить топливом собственно российские АЭС? Это трудно сделать без помощи Казахстана и Узбекистана — после распада СССР у России фактически остался единственный урановый рудник.
Урановые "вершки" и газпромовские "корешки"
Чтобы заинтересовать страны Центральной Азии российский президент Владимир Путин предложил создать в России или "в других государствах "ядерного клуба", сеть центров по обогащению урана. Но давайте разберемся в плюсах и минусах этого проекта. Как разъяснил представитель американской администрации, путинское предложение — это лишь часть совместного плана Соединенных Штатов и России по контролю над доступом к ядерному топливу и отходами его переработки. Главная идея заключается в обеспечении испытывающих энергетический голод стран ядерным сырьем и возвращении отходов от его переработки в несколько специализированных центров в России и США. Таким образом, предполагается исключить возможность использования делящихся материалов для создания ядерного оружия, а заодно извлекать немалую монопольную прибыль.
Особый "шарм" новым американо-российский инициативам придает законодательный запрет на переработку и захоронение "чужих" радиоактивных отходов на территории США. Американский Конгресс здесь действовал вполне обосновано — эти атомные центры могут стать объектом нападения со стороны "международных террористов". Получается, что в грядущем "атомном проекте" американский гегемон будет контролировать поставки ядерного топлива и снимать урановые "вершки", а все издержки — в виде радиоактивного загрязнения и террористических атак — достаются России и другим странам.
Правда, в награду за "таскание радиоактивных каштанов" российским младшим партнерам по бизнесу разрешено извлекать немалую ренту из среднеазиатского сырья. Если сегодня Россия перепродает среднеазиатский газ вчетверо дороже, извлекая доход до четырех миллиардов долларов в год, то о норме прибыли в атомной сфере можно только догадываться. Не секрет, что в последнее время "Газпром", его политические кураторы и газпромовские "корешки" проявляют огромный интерес к атомной отрасли, весьма перспективной, быстро развивающейся и необычайно доходной. Получается, что за риторикой г-на Кириенко о воссоздании легендарного "Средмаша" скрываются неплохие денежки для анонимных инвесторов из очередного "РосУкрЭнерго".
В этом новом "урановом проекте" Средней Азии отводится скромная роль шахтера на смертельно опасном руднике. Используя привычные нефтегазовые аналогии, можно сказать, что добывать и торговать сырой нефтью среднеазиатским "неоколониям" разрешается, а иметь нефтеперегонный завод — уже нет. Так что новое предложение Путина и Буша — "снимать атомные сливки", пользуясь статусом старейшего члена "ядерного клуба " — не вызвало особого энтузиазма у богатых ураном соседей России.
Большинству модернизирующихся стран, таки как Иран и Казахстан, принципиально важно обладать у себя в стране полным ядерным циклом. Фактически это означает создание современного научно-промышленного комплекса, способного решать технологические задачи на уровне самых развитых стран. Так что сегодня атомная бомба — это не самоцель, а необходимое средство для того, чтобы вырваться из мировой Полупериферии.
Сокращенный вариант. Полный текст статьи будет опубликован в журнале "Мир Евразии" №3 (28), март 2006 г. При написании статьи использовались материалы открытой печати.