Бывают аргументы, полемизировать с которыми — одно удовольствие. По той простой причине, что они основаны на заведомой неправде и не содержат в себе никакой логики. К "аргументам" подобного плана можно было бы отнести и возражения Госсовета Татарстана против принятия Закона РФ о государственной национальной политике, предложенного соответствующим комитетом российской Госдумы. Если бы не одно "но". Доводы татарской стороны сильны вовсе не логичностью, коей нет, а тем, что они опираются на вполне определённое идеологическое видение мира. Видение, слишком хорошо и слишком печально знакомое нам по временам "пролетарского интернационализма".
Это мировоззрение достаточно чётко определил ещё Владимир Ульянов-Ленин в словах о том, что русский народ должен быть, в правовом положении, поставлен в условия "такого неравенства, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически". Каким именно фактическим преимуществом русский народ пользовался в жизни советской страны перед другими народами — этого "основоположник" не объяснил. Никакого преимущества, кроме чисто арифметического преобладания в массе населения, русские в СССР не имели.
Однако вампирическая концепция донорства русского народа в пользу других народов пронизала собой политическое мышление не только советской, но и постсоветской элиты. Она въелась в плоть и кровь наших соседей по государственному дому. И поэтому для некоторых из них кощунственной представляется сама постановка вопроса о возможности предоставления русским каких-то прав, связанных с этничностью. Само слово "русский", если оно не прилагается к существительным "фашизм" или "свинья", приобретает в их ушах неполиткорректное звучание. И с этой психологией невозможно бороться доводами логики.
В том же, что дышащие патологической русофобией возражения против нового законопроекта полностью алогичны, убедиться просто. Достаточно вообразить себе политику, построенную на диаметрально противоположных принципах. Итак, что же возмутило профессиональных блюстителей суверенитета одного из не самых больших субъектов Российской Федерации?
Статья 16 законопроекта, особенно разозлившая критиков, гласит, что "русский народ признаётся государствообразующим народом, самоопределившимся на всей территории РФ". Допустим, что закон будет гласить: "Русский народ не может признаваться государствообразующим народом, самоопределившимся на всей территории РФ". Сразу возникает вопрос: где та территория, на которой самоопределился русский народ? Ведь согласно статье 5 (п.3) Конституции, "федеративное устройство Российской Федерации основано на… равноправии и самоопределении народов".
Можно подвергнуть обоснованному сомнению этот тезис, как с точки зрения здравого смысла, так и с позиций остальных статей Конституции, где указывается (ст.3 п.1), что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ". Народ — в единственном числе! Но, пока в Конституции содержится норма о праве народов на самоопределение, Закон должен подтверждать эту норму для всех этносов России, а не устанавливать какие-то привилегии для некоторых из них (как сейчас). Ясно, что или русские должны быть признаны народом, самоопределившимся на всей территории России, или они должны получить свою национальную республику на большей части её территории. Второй путь, с очевидностью, абсурден. Русская республика как составная часть РФ может существовать только в воспалённом воображении некоторых свихнувшихся "патриотов".
Также очевидно, что явным подтекстом возражений против законопроекта является необольшевистская идеология дискриминации русского народа, ибо русские (по крайней мере, пока) не могут быть отнесены и к категории нацменьшинств в России, о правах которых почему-то всегда особенно пекутся наши законодатели. Русских как народ попросту предлагают по-прежнему не допускать в правовое пространство Российской Федерации.
Как заявил член Госсовета Татарстана Разиль Валеев, неприемлемым для его республики представляется и такая формулировка законопроекта, согласно которой "представители русского народа не могут рассматриваться в качестве коренных малочисленных народов или национальных меньшинств на всей территории РФ". Опять уважаемый член Госсовета РТ не в ладах с логикой, а равно и с элементарной арифметикой! Выходит, что русские могут и должны рассматриваться в качестве национального меньшинства или малочисленного народа?
Возмущены татарстанские парламентарии и тем, что органы государственной власти обязуются учитывать "потребности и интересы русского народа" при разработке программ социально-экономического и национально-культурного развития народов РФ на всех уровнях, а также возможностью разработки законодательных норм, "учитывающих особенности отдельных этнографических групп русского народа, исходя из местных исторических и культурных традиций". Данные положения, по мнению депутата, направлены на закрепление особого положения русского народа и противоречат Конституции России, провозглашающей равенство всех народов.
По логике татарских экспертов выходит, что русские не должны иметь прав, аналогичных правам представителей других народов РФ! Чего тогда стоят рассуждения г-на Валеева о "равенстве"?! Кстати, само понятие "равенства всех народов" неконституционно. В Основном Законе России говорится о равенстве прав человека и гражданина, независимо от национальной принадлежности (ст.19)! Это две разные вещи. Жонглируя терминами, члены Госсовета РТ осуществляют грубую подмену понятий.
Совершенно конституционным является требуемое законопроектом знание всеми гражданами государственного языка. Оно автоматически вытекает из положения п.4 статьи 43 Конституции РФ, где устанавливается обязательность общего образования.
Сказанного, как представляется, достаточно, чтобы понять, что в основе возражений Госсовета Татарстана лежат соображения, идущие наперекор сохранению единства Российской Федерации, диктуемые стремлением узаконить дискриминацию русского народа по всей территории РФ. Попутно это послужило ещё одним поводом для публичного шельмования русского народа, изъявления оголтелой ксенофобии в адрес русских. Однако констатация этого, в общем-то, очевидного факта не снимает главного вопроса: на достижение каких целей должна быть направлена национальная политика в РФ? Если, конечно, исходить из интересов Российского государства, а не группок отдельных лиц, мечтающих о его скорой и окончательной ликвидации.
История показала, что возможны, с теми или иными отклонениями, только два направления национальной стратегии — строительство государства-нации или же полиэтничного государства-цивилизации. Предложенный законопроект ориентирует государственное строительство на создание именно российской нации. И вот в этом, действительно, содержится момент, способный торпедировать самые благие намерения разработчиков законопроекта. При нынешних условиях, при современном состоянии межэтнических отношений в России, при наличии (скажем прямо!) множества этнических комплексов во взаимоотношениях народов РФ, складывание российской нации является несомненной утопией.
Утопия может быть полезной или вредной. Есть ли польза в ориентации народов России на слияние в общегражданскую нацию? Смотря по тому, какой видится эта нация. Не будем сейчас вдаваться в долгие рассуждения о том, что есть некие государственно-правовые ценности, приверженностью которым можно спаять полиэтничную нацию, несмотря на все ментальные различия слагающих её народов. Понятно, что, при надлежащей работе коллективного государственного разума, можно обозначить ценностный уровень, общий для всех народов России и не деформирующий, в то же время, специфики их этнического самосознания. Всего этого, наверное, можно достичь. Вопрос только в том, окупятся ли затраченные усилия?
Ведь очевидно, что успешное складывание российской нации может совершиться только в том случае, если именно русское этническое самосознание станет доминирующим в самосознании этого новообразования. Лишь тогда русское большинство — реальный державообразующий народ России — примет "правила игры": слияние со своими соседями в одну нацию. Проще говоря, государствообразующая нация России может быть только русской нацией, или её не будет вовсе.
Поэтому отчасти можно понять тревогу татарских националистов по поводу означенного законопроекта. Понять — и предложить иной вариант. Пусть народы России остаются самими собой, без трансформаций в постсовковую "историческую общность"! Пусть они сохраняют свою самобытность и своё этническое лицо! Единственно возможный компромисс, о котором я говорю, это — признание национальной правосубъектности всех населяющих Россию народов в обмен на их отказ от правосубъектности территориальной. Не только русский народ является самоопределившимся на всей территории России! К татарам это относится не в меньшей степени. Равно как к башкирам, якутам, чеченам и т.д.
А это означает простую вещь: в составе Российской Федерации не должно быть никаких национальных республик! Названия субъектов федерации, как-то Татарстан, Башкортостан и т.п., могут сохраняться, но лишь как географические наименования, отражающие исторические особенности местностей. В Законе, а лучше — в самой Конституции, должно быть чётко прописано, что названия субъектов федерации не могут служить указанием на особый статус того или иного народа в данном субъекте. Собственно, на такую логичную модель государства-цивилизации чётко ориентирует разработанный ИНС конституционный проект.
В противном случае, если принять логику сторонников "национальных суверенитетов" внутри РФ, следует придать всем краям и областям статус национальных Русских Республик: Русская Алтайская республика, Русская Амурская республика, Русская Московская республика… Бред, скажете вы! И будете правы. Но тогда следует признать бредом Республику Татарстан, Республику Саха и т.п.
Тот путь, на который толкают Российскую Федерацию противники признания государствообразующей роли русского народа — прямой путь к противопоставлению народов РФ друг другу, к разжиганию межнациональной розни и к государственному распаду. Как пишет известный философ и публицист Виталий Аверьянов на страницах журнала "Политический класс", "интересы русских в России не противоречат интересам не-русских коренных национальностей. "Россияне" только теснее объединятся и солидаризуются между собой через признание и утверждение законных интересов русского ядра. Вопрос стоит так: либо вместе с русскими против разрушителей национальных интересов — либо с разрушителями России при стыдливом умалчивании о правах, интересах и традициях русского ядра". Ёмко и истинно. К этому можно добавить лишь то, что "наша федерация в нынешнем виде есть дурное ленинское наследие, с которым мы до сих пор носимся не потому, что ценим и признаем, а потому, что еще не решили, как пристойнее от него избавиться".