День рождения УПА: праздник, который всегда с тобой

Буйство страстей, которое имело место в Киеве 14 октября, причем столь идеологически мотивированное, может показаться странным, если проследить эволюцию тех видов и подвидов, которые формируют в украинской политике группу «радикалы».

В ходе последних пяти лет популяция «бешеных» как левого, так и правого толка стремительно растворяется в недрах подстроившихся под интересы корпораций партий политического истеблишмента.

Особенно заметна эта тенденция среди последователей прожекта «единой, соборной, самостийной», во фреймах от Сяна до Дона. Еще в 2001 году, во времена кампании «Украина без Кучмы», были очень заметна УНА-УНСО, наиболее известная праворадикальная группировка. Сегодня от ее былого величия осталось, пожалуй, лишь несколько группочек политизированного молодняка, чья рутина — хроническая вендетта со сверстниками-фанатами. Плюс экстравагантный арт-проект «Братство», враждующий со всеми своими бывшими соратниками.

Выпала в политический аут целая масть правых партий, претендующих на роль носителей исторической традиции украинского национализма. Это — наследники перестроечного движения «Рух» и репатриировавшиеся с Запада группировки эмигрантов. Еще несколько лет назад некоторые из этих партий выступали в качестве полноправных держателей пакета акций многопартийного блока «Наша Украина», предложившего кандидатуру Ющенко на пост президента. А уже этой весной в президентской администрации их презрительно попросили урезать аппетиты до скромного участия в списке НУНС на правах приглашенных. Ветераны поначалу фрондировали, пытались сколотить собственный картель под названием «Правица», но в итоге были сожраны нашеукранским Левиафаном.

В ходе описанного процесса претерпела изменения и идеологическая составляющая всего правого центра. Никакой дискуссии на этот счет на страницах правой прессы просто не ведется. Идейными азимутами НУ являются заезженные антироссийские предрассудки, туманный кодекс победителей Майдана и вера в гений друга всех украинских пчеловодов.

Единственная оставшаяся массовой партия на правом фланге, которая по-прежнему руководствуется идеологическими постулатами, Всеукраинское объединение «Свобода» Олега Тягнибока –в прошлом, украинского друга стастусного европейского праворадикала Жан-Мари Ле Пена. Именно «Свобода» в этом году выступила в качестве застрельщика празднования в Киеве годовщины создания УПА.

Впрочем, у желания быть радикалами возможна иная, не идейная причина. Слишком уж подозрительно дорогой была последняя предвыборная кампания «Свободы» - партии, в предвыборном списке которой, нет ни одного крупного (или даже средней руки) бизнесмена. Зато явно непроходная «Свобода» увела у оранжевых добрый шматок электората в их западно-украинской вотчине.

На левом фланге тенденции аналогичны. Архиреформистская коммунистическая партия, выбросившая в ходе избирательной кампании лозунг поддержки «производительного капитала» (читай, Партии Регионов) вышла победителем в противоборстве с воинствующими антиамериканистами — прогрессивными социалистами Натальи Витренко, О том, что выборы для обеих партий, по существу, превратились в дуэль, красноречиво говорят данные Центризбиркома: по сравнению с прошлогодними выборами КПУ приобрела триста тысяч голосов, а более радикальная ПСПУ — потеряла четыреста тысяч.

Откуда, в таком случае в сумрачный осенний день, на фоне столь очевидного упадка общественного веса радикалов и кризиса их организационных структур, и вдруг такая яркая вспышка политэкстрима?

Здесь уместно вспомнить, что красно-черный день календаря (14 октября) приобрел нынешний нарратив лишь три года назад, когда на почве симпатий и антипатий к УПА в центре Киева впервые состоялись массовые столкновения между ультраправыми и крайне левыми. Причём потасовке предшествовали интересные телодвижения в обоих лагерях.

Пребывающие в состоянии перманентной конкуренции на предмет «кто на свете всех круче», «малые националисты» накануне Покровы сгрудились, говоря модным ныне термином, в одну «ширку». Стоит ли говорить, что уже утром 15-го октября эта Антанта рассыпалась. До следующей Покровы.

Подобная тяга к единению в это же время странным образом возобладала и в кругах их левых оппонентов. Громкий скандал вокруг удавшегося мордобоя через год помог вывести партийным лидерам вывести людей на улицы. Но новых столкновений не было, разве что милиция временно изолировала самых шумных. Зато шумихи в прессе было в избытке. В этом году история сродни прошлогодней.

Между тем, очевидно, что все напряжение вокруг 14 октября можно легко снять: достаточно одной из сторон конфликта хотя бы пару раз проигнорировать мероприятие позволить недругам продефилировать по пустующим осенним воскресным утром улицам украинской столицы.

Стоит вспомнить, что десяток лет лет назад примерно такой же сакральный статус, как и нынешний марш в защиту УПА, имел для правых лозунг защиты Крещатика от коммунистов. Ежегодно 1 мая и 7 ноября цепочка националистов не давала красным топтать брусчатку центральной улицы. А потом как-то вдруг перестала. Кто помнит об этой традиции сегодня, даже среди самих правых?

Между тем, демарш президента Ющенко с награждением командующего УПА Романа Шухевича званием героя Украины, и закономерная жесткая реакция левых и Партии регионов, создает информационную почву для продолжения противостояния в следующем году. Марши за и против УПА для обеих фракций украинской элиты — лишь способ реабилитироваться в глазах избирателей за собственный оппортунизм.

Тем более это уместно сделать накануне новой коалициады — процесса формирования правительства, состав которого в итоге может быть самым неожиданным для уверовавшего в оранжевые либо бело-голубые мифы электората.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram