Сразу мысль: а как народ? Нет, я понимаю — «Единая Россия», первая тройка, выборы, в конце концов. Есть о чем порассуждать. Но когда моя жена возвращается после обхода продовольственных магазинов в состоянии некоторой растерянности, сообщая о последних ценовых достижениях, я чувствую подлинное единение со всем русским народом. Миллионы «дорогих россиян» обсуждают примерно те же вопросы (и, подозреваю, в похожих выражениях), жены точно так же сообщают мужьям, что в этом месяце «на хозяйство надо бы добавить», причем все понимают, что сегодняшняя ситуация — это ещё далеко не край.
Ну ладно, голод нам пока не грозит. Перебьемся как-нибудь. Но вот зачем нас пытаются обмануть, да ещё столь бездарно? По данным Росстата, в сентябре в России наиболее существенно выросли цены на подсолнечное масло (на 13,5%), на пастеризованное молоко (на 9,4%), кисломолочные продукты (на 7,9%), творог различной жирности (на 7,4-7,5%). Ведь каждый гражданин, не являющийся инвалидом или олигархом, в состоянии посетить ближайший магазин и убедиться, что всё вышеуказанное подскочило иной раз процентов на 30-50, а некоторые сыры так и вовсе на все сто. Или за основу расчетов берутся цены не в средних супермаркетах, а в думской столовой? Особенно интересно слушать телевизионных аналитиков, толкующих о наконец-то достигнутой встроенности России в мировой рынок, причем настолько глубокой, что неурожай на зерно в Австралии сразу аукается ростом цен на хлеб в Твери. И не надо кивать на постмодернизм и Сорокина, слушая телевизионные байки о влиянии ипотечного кризиса в США и проблем лондонских банков на цены на российское молоко, производимое пока ещё не зарубежными коровами. Это всего лишь наш далеко не всеми забытый марксизм-ленинизм, призывающий население потерпеть отсутствие колбасы и сыра, поскольку нарастает борьба дружественного африканского народа с апартеидом.
Есть, правда, и позитив: уже найдены вредители, устроившие все эти безобразия. В первую очередь это, конечно, страны НАТО, мечтающие подгадить нашему ВВП (во всех смыслах этой аббревиатуры) в судьбоносный предвыборный период. А почему же ещё брикет скандинавского масла в соседнем с моим домом «Ням-Няме» подорожал с 85 до 117 рублей? Явные происки иностранных завистников.
Ну, и отечественные саботажники, разумеется, как же без них. Это «сетевики», т.е. владельцы торговых сетей сговорились скрысить доходы трудового населения. А то народец богатый слишком стал. Одни пенсии повысили где-то на 74, а где-то аж на 245 рублей в месяц. Пособие на приемного ребенка (чаще всего изъятого сердобольной женщиной из детдомовского ГУЛАГа) тоже 200 рублей. Ежели отъехать подальше от Москвы, почти кило мяса купить можно. В столице в лучшем случае грамм семьсот.
Но тут у нас разговор короткий. Крупный хозяйственник, брошенный партией на западные рубежи нашей Родины, Г.Боос просто пригласил к себе владельцев торговых сетей и скомандовал, что твой прапорщик: цены стой! Раз, два! И понятливые бизнесмены тут же пообещали заморозить цены на основные продукты до следующего лета. (Читай — до конца президентских выборов). Другое дело, неясно, не мигрируют ли эти самые основные продукты из Калининграда куда-нибудь восточнее, оставив калининградцам полупустые прилавки. А то госрегулирование мы уже проходили. Знаем, чем кончается.
Казалось бы налицо мелкие дефекты стабильной системы, в случае нужды лихо отшивающей наседающих критиканов. Неприятности начинаются позднее, когда политическое, слишком политическое, настойчиво предлагаемое с телеэкрана, начинает уж слишком явно контрастировать с человеческим, слишком человеческим существованием средней российской семьи.
Сперва повисает неприятное затишье. Вроде ничего и не происходит, «политическая активность» стремится к нулю, партии радостно вкуривают очередной план «новой жизни» как индейцы — трубку мира. Только презираемый пассионариями обыватель начинает потихоньку сосредотачиваться, делая в уме какие-то нехитрые подсчеты. Но о выводах пока никому не говорит.
В отсутствие внятных звуков, лишь какой-нибудь зловредный консультант-аналитик тихо бубнит про то, что «Аннушка уже купила подсолнечное масло. И не только купила, но уже и разлила».
Да кто ж такого зануду слушает?
Подробнее: Никита Кричевский. План Путина и продовольственный кризис