Заключение "коалиционного договора" между рассорившимися участниками Майдана — основная тема украинских СМИ в последнее время. Однако эта тема является ширмой, скрывающей от любопытных глаз публики куда более важный вопрос, который встанет на повестку дня сразу после парламентских выборов — вопрос о формировании правительства. Согласно никем не отмененной политической реформе, сформировать новое правительство должно парламентское большинство.
Некоторые политические силы в Украине, участвующие в "коалиционных" переговорах, уже вовсю спекулируют на теме "выборов нового премьер-министра", признавая тем самым вторичность и ситуативность вопроса о "коалициях". Желание изменить сложившуюся повестку дня четко прослеживается в действиях тех "помаранчевых" сил, для которых вопрос о коалиции является тактическим и конъюнктурным.
Политологи обсуждают возможность реинкарнации оранжевого союза между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. Народный союз "Наша Украина" (НСНУ), ощутив реальность "бело-голубого" реванша, начал понимать необходимость диалога для создания правительственной коалиции в будущем парламенте.
НСНУ диалог необходим, поскольку без него существует угроза оказаться за бортом нового правительства (и это при действующем Президенте). Подписание соглашения до выборов выгодно НСНУ по прагматическим соображениям: оно поможет вернуть разочаровавшихся избирателей. Между тем все понимают, что Ющенко согласится на воссоздание "коалиции Майдана" только при условии, что Тимошенко откажется от "премьерских" амбиций. Она не собирается на это соглашаться, напротив, постоянно подчеркивает, что "26 марта состоятся выборы премьер-министра". Однако, активно эксплуатируя тему премьерства, Тимошенко отказывается говорить, как и при чьей поддержке она собирается стать главой правительства. Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) не сможет получить большинство голосов в Верховной Раде в одиночку, значит, Тимошенко придется искать поддержки своей кандидатуры на стороне.
Анализируя возможные варианты правительственной коалиции в новой Верховной Раде, можно с уверенностью констатировать, что создание гарантированного относительного большинства будет зависеть от позиции нескольких политических сил. Среди этих сил можно отметить "Народный блок Литвина", Социалистическую партию Мороза, блок "ПОРА-ПРП" Кличко и, как это не покажется странным, Блок Юлии Тимошенко.
Отсутствие диалога и взаимопонимания между "помаранчевыми" значительно ослабит их позиции и существенно усилит "Партию Регионов", которая станет главной политической силой страны, и будет задавать новую повестку дня. Последствия провала переговоров по созданию "помаранчевой коалиции" негативно скажутся на рейтингах ведущих политических сил Майдана, независимо от того, кто из них и на каких условиях в последствии пойдет на союз с В.Януковичем.
Вероятность подписания БЮТ договора о создании "помаранчевой коалиции" до 26 марта близка к нулю. Рассчитывая опередить НСНУ и занять на выборах почетное второе место, Тимошенко может получить в руки козырь, распорядиться которым в старых рамках "помаранчевой коалиции" ей будет непросто. Поэтому весьма возможны новые, самые неожиданные, на первый взгляд, союзы с участием БЮТа.
Не исключено, что самым реальным союзом окажется тактическая коалиция БЮТа и "Партии Регионов", к которой может присоединиться "Народный блок Литвина". Подобная "антипрезидентская" коалиция ситуативно возникла во время голосования по отставке правительства Ю.Еханурова. Объяснить "тактический союз" с "Партией Регионов" удивленному избирателю Тимошенко может, провозгласив недопустимость "корпоративного реванша".
"Партия Регионов" способна пойти на соглашение с БЮТ в обмен на предоставление ключевых министерских постов, а "Народный блок Литвина" — в обмен на сохранение за его лидером кресла председателя Верховной Рады. В этом случае Янукович имеет все шансы практически самостоятельно сформировать правительство, а Тимошенко, формально имея статус премьер-министра, окажется лишена возможности контролировать Кабинет.
Такое правительство будет напоминать "пауков в банке", что может иметь тяжелые последствия для Украины. В сфере внутренней политики мгновенно начнется кампания по кадровой зачистке членов НСНУ в регионах (в некоторых регионах страны очень сильны реваншистские настроения). Кроме того, В.Ющенко утратит последние рычаги влияния на ситуацию в стране, и поэтому не сможет контролировать и внешнюю политику.
Реальной альтернативой конъюнктурного союза между БЮТом и "Партией Регионов" может быть только "коалиция Майдана". По данным разных социологических служб, эта коалиция способна объединить в будущем парламенте до 245 депутатов. Данный сценарий может реализоваться только в случае прохождения в парламент блока "ПОРА-ПРП". Именно его прохождение в парламент сможет сделать реальной подобную коалицию, добавив необходимое для парламентского большинства количество голосов, в чем очень заинтересован НСНУ.
"Оранжевая коалиция" имеет ряд серьезных преимуществ, в числе которых — однородный состав правительства, понятная и разделяемая всеми министрами идеология, основные положения которой соответствуют идеалам оранжевой революции.
Сценарий создания "помаранчевой коалиции" интересен также тем, что повторяет парламентские выборы 2002 года, когда партия, выигравшая выборы, не была представлена в правительстве, с той лишь разницей, что на месте "Нашей Украины" может оказаться Партия Регионов.
Что касается других политических сил, можно констатировать, что позиция "Народного блока Литвина" будет максимально "умеренной" до выборов и станет однозначной лишь после 26 марта.
СПУ, будучи "помаранчевой" и правительственной партией, почувствовав неопределенность ситуации, решила работать по всем направлениям, не исключая возможности создания блока и с "бело-голубой" частью политического спектра. Когда будут подведены итоги выборов и станет понятен расклад сил, социалисты смогут принять решение об участии в той или иной коалиции. Пока же на уровне деклараций Мороз остается последовательным сторонником "помаранчевой коалиции".
"ПОРА-ПРП" одними из первых озвучили необходимость создания оранжевой коалиции. Этот избирательный блок сможет сыграть ключевую роль в случае своего прохождения в парламент, дав необходимые для создания коалиции голоса. Усилия блока по созданию коалиции до выборов имеют стратегический характер, позволяя объединить избирателей, которые поддержали В.Ющенко на президентских выборах. Такой шаг, несомненно, прибавляет блоку сторонников.
Сценарии правительственных коалиций после выборов в Верховную Раду:
1. "помаранчевая коалиция": НСНУ + БЮТ + СПУ + ПОРА-ПРП
– возможна только в том случае, если 3-процентный барьер преодолеет блок "ПОРА-ПРП"
2. "конъюнктурная антипрезидентская коалиция": БЮТ + "Партия Регионов" (возможно присоединение "Народного блока Литвина" — ТЛЯ)
3. "бело-голубая коалиция": Партия Регионов + КПУ + "Народный блок Литвина" + блок Витренко + блок "Не Так!" — возможна только в случае преодоления 3-процентного барьера блоками Витренко и "Не Так!"
4. "коалиция сильных": Партия Регионов + НСНУ
5. "помаранчево-народная" коалиция: НСНУ + БЮТ + СПУ + ПОРА-ПРП + "Народный блок Литвина"
6. "розово-голубая коалиция": Партия Регионов + КПУ + "Народный блок Литвина" + Соцпартия
% | % | % | % | % | ||
Соціс | ВСС | Соціоінформ | середнє | розподіл в парламенті | депутатів у ВРУ | |
Партія Регіонів | 34,9 | 21,8 | 28,3 | 28,3 | 31,4 | 141 |
Блок "Наша Україна" | 21,9 | 15,8 | 20,4 | 19,4 | 21,4 | 97 |
Блок Юлії Тимошенко | 16,8 | 15,7 | 17,6 | 16,7 | 18,5 | 83 |
Соціалістична партія України | 6,1 | 8,1 | 7,5 | 7,2 | 8,0 | 36 |
Народний блок Литвина | 3,8 | 7,6 | 8,1 | 6,5 | 7,2 | 32 |
Комуністична партія України | 3,7 | 6,6 | 5,0 | 5,1 | 5,7 | 26 |
Громадянський блок "ПОРА — ПРП" | 3,4 | 4,3 | 4,0 | 3,9 | 4,3 | 19 |
Блок Наталі Вітренко "Народна ОПОЗИЦІЯ" | 2,9 | 4,5 | 2,0 | 3,2 | 3,5 | 16 |
Опозиційний блок Не ТАК! | 1,5 | 3,7 | 1,4 | 2,2 | ||
Помаранчева коаліція | 52,3 | 235 | ||||
конъюктурная коалиция | 49,8 | 224 | ||||
бело-голубая коалиция | 47,7 | 215 | ||||
коалиция сильных | 52,8 | 238 | ||||
розово-голубая | 55,8 | 251 | ||||
помаранчево-народная | 51,5 | 231 |
В силу наибольшей вероятности реализации первых двух сценариев, лозунг "НЕ ЗРАДЬ МАЙДАН!" становится главным вопросом повестки дня кампании.
Автор — соучредитель Международной Ассоциации молодых политических экспертов и консультантов.