Фонд социо-прогностических исследований "Тренд" (Trends Foundation) при содействии Московского центра Карнеги (Carnegie Moscow Center) организовал 28 февраля презентацию книги Джозефа Ная младшего "Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике" (Joseph Nye Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics, 2004). На русский язык книгу перевел директор фонда "Тренд" д.ф.н., проф. В.И.Супрун. В ближайшие дни работа Дж.Ная должна появиться на прилавках книжных магазинов.
Подзаголовок книги "Гибкая сила" может иного читателя ввести в заблуждение, усомниться в ее серьезности, полезности для академического сообщества: "Как добиться успеха в мировой политике". Ведь чего только не попадается в книжных магазинах под многообещающим началом "Как…"!.. Как добиться взаимности? Как вернуть любимого? Как добиться повышения зарплаты без ссоры с боссом? Как за две недели преодолеть вредные привычки; выучить иностранный язык… И пр., и т.д.
Но здесь совсем иной замысел и другие намерения. Автор этой книги — представитель американского академического сообщества, с серьезной административной карьерой. В его творческой биографии служение и отечеству, и музам. Начиналось все со звания бакалавра с отличием (summa cum laude), полученного в Принстонском университете, затем магистратура и аспирантура в Оксфордском университете, и на выходе кандидатская степень (Ph.D.) в области политических наук в Гарварде. Дж.Най в прошлом профессор Гарвардского университета (преподавал там с 1964 г.), декан Школы государственного управления им. Дж.Кеннеди при том же университете (1995–2004). Во время успешной академической карьеры он работал также помощником секретаря в Госдепе, был председателем Национального совета по разведке (1993–1994). Най — автор многочисленных статей, подготовил антологию "Власть в глобальной информационной эпохе" (Power in the Global Information Age, 2004), часто выступал в качестве аналитика и в различных СМИ. Так что неудивительно, что в 2005 г. Дж.Най был признан одним из десяти наиболее влиятельных в США интеллектуалов в области международных отношений.
Из перечисленного видно, что перед нами автор с научными понятиями и богатым жизненным опытом. Такой выберет правильную форму и наполнит ее соответствующим содержанием. Предлагаемая нам форма порождена формулой: все в мире обусловлено взаимодействием двух сил — "гибкой" и "жесткой". Если добавить к перечисленному выше из послужного списка еще и то, что Дж.Най возглавлял также и Институт "Восток — Запад", то можно предугадать заранее как неизбежность бинарной оппозиции в смысловых построениях, так и скрытое присутствие образов "иня" и "яна". Но об этом чуть позже.
На языке оригинала книга появилась в 2004 г., но основная идея пришла автору на ум пятнадцать лет назад. Затем, благодаря долгим раздумьям над вызовами со стороны меняющейся действительности, она оформилась в стройную геополитическую концепцию. И теперь с нею может познакомиться российский читатель.
Книга читается легко, автор пишет просто… Сказывается опыт лектора и дает о себе знать богатый опыт составления аналитических записок. Но, несмотря на простоту стиля, все написанное излучает определенную энергию. Но эта энергия не будоражит читателя. И во время своего выступления перед аудиторией автор демонстрировал уверенность в правоте, спокойствие за будущее своей истины (или же просто давала о себе знать разница часовых поясов?). "Борьба миров" продолжается, более того, начинается новый фазис, Бен Ладен все еще не пойман, а он спокоен… Как Кутузов на поле боя в исполнении Л.Толстого в романе "Война и мир".
Борьба продолжается — борьба за влияние, борьба за жизнь. И здесь имеются свои победители и побежденные. И по-прежнему важно, какой ценой достигается победа.
Най словно знает, где подлинное, а где мнимое зло. Но он не вычерчивает "оси зла". Он знает, что желанной цели — торжества демократии во всем мире — можно достичь различными способами. Как минимум, идя двумя путями: "жестким" (hard) и "мягким" (soft). Най выбрал второй путь. Он обрел истину, простую, но способную, как ему кажется, еще раз перевернуть мир. Очень точно, чисто, и в нужную сторону. Перед нами ученый. Но и у него есть определенная мечта: все следует делать во благо Америки. Потому как Америка несет в мир благо. Только не все это понимают, или не верят. Но не надо нервничать, не стоит хвататься за дубинку. Надо улыбнуться, и настоять, точнее, убедить в своем. Не выставить других идиотами, а представить себя в истинном свете.
Америка все еще супер-держава. У нее имеется колоссальный властный потенциал. Но как его реализовать наиболее разумно? Сила есть. Как правильно использовать ее? Последовать совету Дж.Ная. Потому как он не за слабую, а за сильную Америку. Он за силу, за власть. Только принимает во внимание, что "власть выступает во многих одеждах". И он отдает предпочтение той, что выступает под видом "мягкости", "гибкости". "Гибкая власть" не есть слабость. Наоборот, ей по силам большее, чем жесткой власти. Объясняя распад Советского Союза, Най видит причину не в упадке нашей экономики, не в ослаблении ВПК, а в истощении ресурсов "гибкой власти" СССР. Мы не проиграли в противостоянии на уровне "жестких сил", мы уступили на линии взаимодействия "мягких сил". Напрягая милитаристские "мышцы", мы потеряли гибкость, утратили "привлекательность" для мирового сообщества.
Дж.Най не злорадствует по поводу развала СССР. Но он недоволен и тем, как ведет себя победитель — США. Если и дальше так будет продолжаться, то оставшаяся сверхдержава повторит судьбу СССР. А Най, как патриот, этого не хочет. У него можно заметить легкую неприязнь к "ястребам" из нынешней администрации, которые тяготеют в одеянии к стилю тяжело армированного рыцаря. Да, Америка — держава. Но она должна выступать на всеобщем празднике жизни не как "держиморда" (человек с грубо-полицейскими наклонностями), не как "мировой жандарм". А как нечто желанное, заветное, загадочное и обольстительное. Это должна быть такая форма бытия, глядя на которую, все бы сказали — вот она, жизнь в лучших ее проявлениях! Давайте все так жить будем!
Жизнь полна противоположностей. И социальная вселенная предстает как непрестанная борьба взаимоисключающих сил. И Дж.Най понимает, что этой борьбе — тысячи лет. Бинарные оппозиции завораживают уже одним своим перечислением: свет — тьма, добро — зло, красивое — безобразное, профицит — дефицит. Ну а когда на этих антиномиях строятся идеологии, философские системы, дается объяснение сути всего происходящего с нами, то многие получают ментальное удовольствие… Везде борьба двух начал. Всюду проявляет себя воля к власти. Дж.Най постигает субстанцию власти в ее акциденциях — "гибкость" и "жесткость".
Жесткая власть (hard power): власть военная, экономическая. Здесь преобладает материальный фактор: будь то наступление железной армады, или экономические санкции против конкурента (корпорации или иной непослушной страны). Несмотря на свою близость к военно-промышленному комплексу, Най меньше всего интересуется именно этой формой власти. И не потому, что он романтик и так уж любит все "высокое и чистое", а потому что прагматик. Потому как именно гибкая форма власти получает больше шансов в современных условиях. А все оттого, что полем боя становится информационное пространство. И по нему носятся не танки, а ценности морального и эстетического свойства.
"Гибкая ("мягкая") власть" (soft power) Дж.Ная — это информация. Это власть не материальных факторов (пули или рубля, боеголовки или доллара), а информации и образов. Опирающийся на "гибкую власть" использует власть ценностей. Данная форма власти подвижна, легко приспосабливается к обстоятельствам. И именно в этой гибкости, изменчивости ее сила. Чтобы не возникло искажающих суть явления иллюзий, даже терминологически подчеркивается: не "мягкая" власть, — что может ассоциироваться со слабостью, — а "гибкая власть". И она сгибает иную железную волю. Как в эпоху "холодной войны", во время противостояния двух сверхдержав — СССР и США. Будучи на равных в военном отношении, СССР проигрывал битву на уровне ценностей. Если в Штатах кое-кто и кое-где испытывал симпатии к нашим ценностям, то в СССР подавляющая часть советских граждан обожали американскую культуру. Если некоторые американцы уважали СССР, то подавляющее число советских граждан обожали все американское. Одни только джинсы и джаз нанесли сокрушительный удар по всему советскому. А сколько еще было вещей и явлений, привлекательных для наших граждан, представляющих конкретизацию той самой "гибкой силы"! Американская поп-культура сделала для победы больше, чем ВМФ и ВВС.
Что такое гибкая власть? В понимании Дж.Ная, это "способность получить то, что вы хотите получить, через привлечение, а не через подавление или некие "проплаты"".
Можно, например, "дать в лоб" конкуренту и заставить его до некоторых пор испытывать чувство страха и уважения. А можно и влюбить в себя. Дж.Най рекомендует Штатам выбрать второе. Это не только безболезненно, но и перспективно! Ведь это возможность долго и гарантированно получать удовольствие! И в основе этого удовольствия — власть над другими. Только не над теми, которые покорены силой, а над теми, кто обожает тебя. Эта власть основана на привлекательности культуры. Поэтому Дяде Сэму необходимо спрятать "кнут" и выпекать побольше "пряников". Можно даже пряники в форме кнута делать, или еще чего иного. Важно разрядить обстановку. И как можно больше "пряников"! Потомку как ""соблазнение" всегда было более эффективным, чем подавление".
И действительно! Если кто не согласен с Дж.Наем, пусть вспомнит самое начало Библии, эпизод из книги Бытия. Там нечто подобное уже было описано: соблазнение Адама и Евы змием победило запрет вкушать плод.
Но слушая или читая Дж.Ная, вспоминается не Библия, а трактаты из китайской философии. Например, "Чжуан-цзы", где сказано: "Чистое и мутное — сила Инь и сила Ян — пребывают в равновесии, и в блуждающем свете звучит их гармония". В универсуме китайской мысли миром правят Инь да Ян. Инь/Ян — одна из пар основополагающих категорий китайской мысли, выражающая идею универсальной дуализированности мира, конкретизирующаяся в бесконечном ряду оппозиций: темное — светлое, пассивное — активное и т.д. Модель "Инь-Ян" определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. И любая сторона Инь, и любая сторона Ян, в свою очередь, делятся на Инь/Ян, и т.д. И вся эта "диалектика" изложена в канонических книгах: "Ли цзи"("Книга обрядов"), "Юэ цзин" (Канон о мызыке"), "Ши цзин" ("Книга песен"), "Шу цзин" ("Книга истории"), "Чунь-цю" ("Весны и осени") и "И цзин" ("Книга перемен").
Мы же находимся во вселенной (политическом универсуме), где все подчинено оппозиции двух сил: "гибкой" и "жесткой". И есть здесь своя "каноническая книга" — "Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике" Джозефа Ная младшего. И он понимает, что все раздваивается, и базовые элементы оппозиции в свою очередь раздваиваются в представлениях других сознаний: то, что для одних "гибко", для других — "жестко". Тем не менее, важно следовать политическому Дао. И этот путь истины — в освещении Дж.Ная — использование в мировой политике исключительно "гибкой силы".
Из этого не следует, что Дж.Най встанет на путь недеяния, обратится в фанатичного пацифиста, станет брататься с лидером "Аль-Каиды". Он видит, что в его мире имеются свои варвары, которые ставят своей целью развалить могущественную империю. Только эти новые варвары — "современные высокотехнологичные террористы". И, несмотря на всю постиндустриальную мощь Америки, за всеми не уследишь и всех не перебьешь. Хотя Дж.Буш — точнее, репрезентируемая им группа — и настроен именно на этот стиль поведения. Выявив "ось зла", он торопится вбить в том или ином регионе "осиновый кол". А все это происходит из-за неспособности перестроиться, изменить стиль поведения в новых условиях, из-за желания идти старым путем, следуя принципу "жесткой силы". Дж.Най сетует на то, что правительство США тратит в 400 раз больше на жесткую, чем на гибкую власть. Он же делает ставку не на железные каски, начиненные электроникой, под которыми часто пустая голова, а на профессионалов, у которых холодный ум, горячее сердце и чистые руки. Такие нравятся людям.
Дж.Най хочет убедить лиц, принимающих решение, в необходимости вложения средств в привлекательность страны. И в этом умонастроении нам открывается женственная сторона американского духа. Привлекательность, привлекательность, и еще раз привлекательность! Только ставка на "гибкую силу". И тогда никто не устоит перед Америкой. Только следуя такому стилю поведения, можно сохранить тот порядок, который приемлем Америке. И, что немаловажно, при этом он будет всем нравиться! Все будут получать удовольствие! Не будет огорчений: ни среди тех, кто полюбит Америку, ни у Америки, которую все будут любить.
На фоне этой "женственности" четче заметно наше отличие. Ведь наше руководство пока делает ставку на ВПК. Потому как до сих пор считается, что балет балетом, а армия — это наше "мужское начало", безусловное достоинство. Не всем нравится, зато позволяет сохранить хоть какой-то порядок.
На вопрос — "Каким будет будущее? Каков последний шаг политической эволюции? Победит ли "гибкая сила", или "жесткая"?" — Най, выступая в Московском центре Карнеги, ответил: — "Я реалист. Люди не ангелы. Те могли бы построить отношения на "гибкой силе"". Нам же остается жить в ближайшем будущем во взаимодействии жесткой и гибкой сил. Но предпочтительнее все же последняя. И для Штатов, и для других стран…
А для нас? Однажды, будучи СССР, мы уже проиграли США. Дж.Най предлагает извлечь из этого урок: не напирать на экономику и ВПК. Что же нам сегодня делать? Как вести себя, если принять схему Дж.Ная? Увлечься, прельститься Америкой? Или, последовав совету — перековать мечи на скрипичные ключи, — сами стать более привлекательными для других? Как быть, когда нет диалектического материализма, а вместо него — диалектика "гибкого" и "жесткого".
Наше сознание находится под обаянием двух форм политической "прелести": военно-экономической силы и эстетико-культурологической привлекательности. Но разве в последнем случае привлекают не для того, чтобы покорить?
Тело, что осыпано лепестками красной розы, все равно ориентировано на господство над партнером. Только в книге Дж.Ная это тело иных размеров. Это США. И смысл книги — в руководстве, как сохранить господство. Миром кто-то должен править. Сейчас это прерогатива Америки. Но негативные тенденции могут изменить существующий порядок вещей. Так что пора сменить маскхалат, убрать милитаристскую эстетику. Надо перестать править при помощи "жесткой силы", перейти на "гибкую силу". Присыпать "тело" лепестками роз. Порядок вещей сохранится, но всем будет приятно.
Америка перестанет быть Америкой, когда ослабнет ее воля к господству. И пока она еще желает власти любой ценой. Даже посредством переодевания, переоблачения. Выпячивания на первый план вечных ценностей. Хуже никому не будет, а пользы выжать можно много больше. И информационное пространство дает такие возможности для маневров!
Как нам самим действовать в свете последних тенденций? Борьба продолжается — борьба за влияние, борьба за жизнь. И здесь были, есть и будут свои победители и побежденные. Все еще важно, какой ценой достигается победа. И что особенно приятно, и в нас пробуждается воля к победе. Если посмотреть на политический универсум глазами Дж.Ная, то в каком формате нам следует действовать: "гибком" или "жестком"? Побивать других, или достигать победы посредством привлекательности? Что и кто нам в этом поможет? Вкладывать деньги в искусство, устраивать международные гастроли? Или наши внутренние проблемы и геополитические задачи решит облаченный в красивую форму солдат-контрактник?
Что делать? Принять новый тренд — действия с позиции "гибкой силы"? Если принять эту тенденцию, то, что все же необходимо будет нам сделать, чтобы в атмосфере "привлекательности" все же оказаться победителем? Чтобы не мы всех — или одну Америку любили — а и нас любили? Раз они постараются быть привлекательными, мы должны быть убедительными в информационном пространстве, куда переносится соперничество в форме эстетико-культурологических ценностей.
Не соблазнять, а убеждать следовать за собой!
На каком основании? На том, что мы следуем истине… Не эстетика на уровне косметики, как способ достижения первенства, а истина космического, универсального характера… А это уже тяжело! Напряжения больше, чем при оживлении умершего было ВПК.
Или оставить все как есть, и следовать своим путем посредством "жесткой силы". И будем бдительны! Ведь вдруг книга Дж.Най — обман? Карнавальное переодевание Пентагона? Циничная спекуляция ЦРУ вечными ценностями? Каждый сделает свой вывод, и будем надеяться, что он поможет ему выжить в этой нелегкой жизни. Уже хорошо! В любом случае, книга Дж.Ная заслуживает прочтения. Ее автор проявляет и волю к жизни, и убежденность в правильном понимании ее смысла. Интересным был вечер, полезным будет прочтение книги.