Во времена "развитого социализма" все интересные книги продавали в магазине с "нагрузкой". В нагрузку полагалась обычно книга неинтересная, в мягкой обложке, и, как правило "Политиздата". Однако бывали и исключения. Однажды к роману братьев Стругацких "Обитаемый остров", вышедшем в очень популярной тогда серии "Библиотека приключений", автору этих строк дали в нагрузку потрясающую книгу работы "Молодой гвардии" — "Фашизм под голубой звездой".
Роман Стругацких был довольно забавен для своего времени. Там, как помнится, наводили конституционный порядок на отдельно взятой планете. Но политпросветовский "Фашизм под звездой" впечатлял гораздо больше. Там некие монструозные "еврейские врачи-убийцы" осуществляли операции по пересадке глаз арабских подростков раненым израильским летчикам. И ещё масса других подробностей о "коварных сионистах" и их страшной деятельности. Хорошо, что она не попала в руки безумцу Копцеву, жертв могло быть больше. Впрочем, "нагрузочные", политиздатовские книги в своем большинстве были, все-таки, довольно пресными и совсем не пугающими. Полки книжных магазинов ломились от политической макулатуры, которую никто не читал. Только писали.
Очередной политпросветовский бум пришёлся на перестройку, вернее на одну из её составляющих — гласность. Самиздат вылез из антисоветского подполья и, облачившись в ледериновые одежды политиздата, стал править бал на книжном рынке. Пишущая братия превратилась в "Мальчика-наоборот", и страна наполнилась сочинениями сначала о плохом Берии, потом о плохом Сталине, потом о плохом Хрущеве, потом о плохом Брежневе. Параллельно возникли хорошие американские империалисты, хороший Власов и хороший Троцкий. И заодно хороший Хаббард.
Эффект получился прямо таки противоположный. Население люто возненавидело пришедших к власти демократов. Правда, скорее не за вывернутый наизнанку агитпроп, а за дилетантски осуществленные экономические реформы. Политическая книга, теперь уже не о строительстве коммунизма, а о строительстве капитализма, стала по "застойному" пылиться на магазинных полках. Для того чтобы заинтриговать обывателя, нужно было сотворить нечто уж совсем монструозное, вроде кремлёвских мемуаров Коржакова, где раблезианствующий Ельцин разве что гусятами не подтирался.
После 1993 политическая литература практически впала в спячку, чтобы возродиться ко второму сроку президента Путина. Всё это время источником политпросвещения служили газеты. Сейчас, когда маятник политических акцентов качнулся в сторону противоположного от либерального, консервативно-государственнического уклона, газета как "коллективный пропагандист" уступает место политической книге. Самые умные, вроде неугомонных Проханова и Лимонова переводят количество в качество. Прохановский "Политолог", например, — это безразмерная передовица из "Завтра".
Интерес к политической книге инициировал гигантские тиражи подобных изданий. Классические детективы и фантастика — традиционные объекты для чтения в самой читающей стране мира, уступают место книгам так или иначе политическим. Свежий пример. Антиутопию Доренко "2008" язык не поворачивается назвать художественным произведением. Чисто Демьян Бедный, только в прозе. Политическая составляющая также очень сильна у авторов "патриотической" фантастики. Это, прежде всего Сергей Алексеев с "Сокровищами Валькирий", Юрий Петухов и "Звёздная месть", Роман Злотников с его "Империей". "Дозоры" супермодного Лукьяненко, собственно, завуалированная под фентези контртеррористическая операция. Причём с чётко расставленными политическими акцентами. Интересно, что также на грани жанров балансирует Максим Калашников, вносящий фантастические элементы в свои имперско-патриотические проекты. Вообще серия "Великое противостояние", пользующаяся огромной популярностью и где Калашников занимает самое, пожалуй, почетное место, держится на трёх китах — классическом советском имперском патриотизме, антиамериканизме и милитаризме. Для большинства книг этой серии характерны элементы весьма модной сейчас "альтернативной истории". Идеальным творцом "альтернативной" политлитературы можно считать антипода либерализма Юрия Мухина, чьи книги полностью разрушают историческую космогонию перестройки.
Если демократами за почти десятилетний срок отпущенной им власти было издано пару десятков полит-популярных книг плюс ныне почти забытая "литература перестройки", этакий политизированный антипод советской литературы "социалистического реализма", то нынешний ренессанс политиздата целиком и полностью обязан имперско-патриотическим изданиям. С весьма широким, от монархизма до язычества, спектром идеологических пристрастий. Кроме того, существует гигантский пласт литературы "про III Рейх", не обязательно политической, но имеющей характерный политический подтекст. Книги эти с удовольствием потребляются читающей публикой. А также биографии и мемуары политических деятелей правого толка, издание которых было невозможно не только при "совке", но и при демократической вседозволенности.
Для внесения ясности в вопрос, что же читатель выуживает из моря разливанного политической книги, включая и политизированную художественную литературу, автором был проведен блиц-опрос в книжном супермаркете "Библио-Глобус" и альтернативной книжной лавке "Фаланстер". В "Библио-Глобусе" огромный выбор масса покупателей. В основном политической литературой интересуются мужчины среднего и выше возраста. На ура идёт "Неизвестный Гитлер" и "Записки кремлёвского диггера" Елены Трегубовой. Российский Хаусхоффер, сиречь Александр Дугин. Книги серии "Великое противостояние" и книги издательства "Европа".
О "Европе" стоит сказать отдельно. Созданное под эгидой ФЭПа весной этого года, юное издательство вышло на второе место по продажам политической литературы. Первое место удерживает "Яуза, Эксмо". Книги "Европы", особенно "Россия и мир в 2020 году" Александра Шубина и "Новая молодежная политика 2003–2005" Павла Данилина пользуются спросом не только состоявшегося поколения, но и у молодежи. Кроме "Европы" молодежь активно берёт книги про Путина и Лужкова, очевидно руководствуясь соображениями учебной необходимости. Как ни странно Чубайс и Клинтон находятся на последних ступеньках политического книжного рейтинга, несмотря на роскошное оформление. Ещё меньшим интересом пользуются, написанные как будто одним и тем же человеком, книги современных российских политиков.
В альтернативном "Фаланстере" царит "Ультра.Культура". Хотя издательство и считается традиционно левым, книги, им издаваемые скорее экстремальные, чем левые. Его директору Илье Кормильцеву пришло в голову издать "Дневники Тёрнера" и "Скинов" Нестерова, причём последние выдержали два издания. Несмотря на ультраправую, можно сказать "фашистскую", сущность этих книг, читатель проголосовал кошельком. Однако эксперименты с экстремистской книгой не всегда удачны. Радикально-исламскую книгу Муслима Дмитрия Ахтямова "Исламский прорыв" читатели не заметили, и не по причине глубокого отвращения к вах-хоббитской идеологии, а по причине исключительно низкого художественного уровня. Если по Москве соотношение покупаемой "правой" и "левой" политической литературы примерно 4 к 1, то в "Фаланстере" примерно поровну. Хорошо продаются книги издательств "Республика", "Радуга", "Колибри", "Европа", которые никак нельзя отнести к "левым". Единственно, кто так же лев, как "Ультра.Культура", — это "Ад Маргинем". Интересно, что в "Фаланстере", где каждого покупателя знают в лицо, рассказали что продукцию "Европы" берут буквально пачками, не только студенты, но и партийные функционеры, причём не обязательно из партии-гегемона.
Таким образом, можно предположить, что интерес читающей публики сосредоточен на литературе правой, умеренно правой, государственнической и национал-патриотической литературе, как публицистической, так и художественной и исторической. И даже технической, так как весьма популярны книги о вооружении сталинской и гитлеровской империй, несомненно, содержат определенную политическую нагрузку. По тиражам и издательствам, занимающимся этим вооружением, литература левого толка не идёт ни в какое сравнение с "правой" литературой. И, наконец, литература либерального направления, некогда доминировавшая, сравнима по спросу с "левой". Кроме весьма раскупаемых, Каспарова и Политковской и уже упомянутой Трегубовой, существенный вклад в успех либеральной книги вносят различные тюремные очерки, про очередных "жертв режима" с Ходорковским во главе. Но суммарно ни левая, ни либеральная книга не в состоянии соперничать с валом правой, национал-патриотической, имперской литературы, издаваемой не только с "подачи Кремля", но зачастую вопреки официальным доктринам.