В контексте дискуссии на АПН о философии Ницше и его влиянии на современность, я хотел бы поговорить не совсем о философе Ницше, но — о "Ницше" и "ницшеанстве". Собственно, о самом Ницше и его философии высказался лаконично и довольно верно Дмитрий Володихин в своей замечательной статье. Со сказанным нет смысла спорить, можно лишь добавить, что тема "Ницше и его философия" может считаться исчерпанной не потому, что философ на сегодня "устарел", — но просто потому, что она действительно исчерпана и обсуждена всеми "до конца". Поэтому теперь есть смысл обсудить Ницше так сказать "деперсонифицированно", как некий совокупный культурно-мифологический брэнд, обозначение-символ, наподобие "монгольской пассионарности" или "русской души": когда все понимают, о чём речь (хотя "на самом деле…", и так далее). Вот эти понятные нам "Ницше" и "ницшеанство" — в контексте более широкой темы того пути, которым идёт сегодня Европа, а шире говоря, и весь Запад, — и куда тянет за собою весь остальной мир, — и хотелось бы здесь обсудить.
Дмитрий Володихин абсолютно прав в своём взгляде из России на "Ницше" и всё, с ним связанное. Да, невзирая на наше уже классическое почтение к философии "безумного гения", — он прав, с одной лишь поправкой, растущей из самого текста его статьи: действительно, с одной стороны — "когда дозволено все — тогда достойный человек может обрести опору только в собственной силе, в собственной витальности. Его жизнь — жизнь воина, сражающегося за то, что он сам выбрал для себя как важное, нужное. … Но хорошо и правильно взять свое, … умереть с честью..." С другой — "Нам нужна философия обойм и катехизисов… Поэтому из философии нам нужно только то, чем можно набить магазин, что нетрудно запихнуть в солдатский вещмешок или вложить в ножны. Все академическое — не ко времени." С этими поистине золотыми словами трудно не согласиться, и между двумя цитатами на самом деле нет противоречия. "Упростить Ницше несложно"! Значит, может быть, расставаться с Ницше нам "ещё рановато"? Однако быть может, "оригинальный, авторский Ницше", Ницше-первоисточник, без кавычек, — уже давно "за бортом современности", хотим мы этого или нет? Но в том-то и дело, что существует и струится в мировой культуре нечто, что принято символически, знаково связывать с именем Ницше и с последующим "ницшеанством". Вот в этом ключе и есть необходимость говорить именно о закавыченном "Ницше".
Закавыченный "Ницше"
"Ницшеанство" — это конечно не только "классическое европейское" (скажем честно — "германское") беззаветное мужество, смерть с мечом в руках и улыбкой-оскалом на устах, а затем "вечный пир в Валхалле". Внутри "ницшеанства" содержится, причём в качестве некоей основы, ещё некий усмешливый, злобно плюющий под ноги, с маниакальным прищуром взирающий — отказ от морали. Даже не отказ от морали и нравственности — это и так понятно уже у самого Ницше, но некая сугубая, фанатично-последовательная война против всякой и всяческой христианской нравственности и морали. Эта тенденция актуального "ницшеанства" настолько назойлива, что начинает возникать эффект "оскомины", никакого отношения не имеющий к "великому и захватывающему порыву мужества и свободы", — которому во многом и обязана своей популярностью собственно философия автора "Заратустры". Присущая современной Европе фигура "чудовищного маньяка", вырастающая из уценённого и общемасскультурного "ницшеанства", именно и скучна своей плоской, назойливой, самовоспроизводящейся маниакальностью — и именно этой стороной понятна и близка толпам пресыщенных, но трудолюбивых западных обывателей, ищущих полного "нравственного оправдания" своему мнимому "мировому господству"…
Если бы такое "ницшеанство" господствовало монопольно в философии самого Ницше, то вряд ли смогло бы появиться на свет, например, такое исследование, как работа Карла Ясперса "Ницше и Христианство", где Ясперс на грани фола и здравого смысла всё же пробует поместить Ницше и его философию в христианский контекст. Точнее, в контекст европейской христианской культуры, что, конечно, не одно и то же. Но ситуация с современным западным "Ницше" и "ницшеанством" этого брэнда — иная. Да, безумного мятущегося философа, бросающего вызов Богу, — этого беспощадного к себе наследника Джордано Бруно и всяческих всходящих на костры европейских еретиков, — ещё можно как-то примирить с европейской христианской культурой. Но куда поместить, скажем, удачливого европейского бизнесмена (крещёного в лютеранской или англиканской "церкви" и прошедшего конфирмацию ещё в школьные годы) который, путешествует в Таиланд и кушает там поджаренных человеческих зародышей (или даже убитых новорожденных), думая тем самым "поднять адреналинчик", но, главное, укрепить своё "мужество" и "власть" над другими? Как быть со всем этим потоком "контр-инициаций"? Как быть с теми западными "ницшеанцами-сверхчеловечками", с толстыми кошельками и хорошими связями, которые виновны в массовой волне педофилии и детоубийств в странах германо-англосаксонского Запада в течение двух последних десятилетий? Или теперь просто "тайное стало явным"? Как быть, наконец, с бывшим программистом Армином Майвесом, который, с ироничной и хищной улыбкой на губах убил, расчленил и отчасти скушал другого человека? Причём по просьбе последнего, после занятий с ним однополой любовью?
Наконец, эти одержимые "волей к власти" пресловутые американские солдаты, пытавшие и насиловавшие и затем убивавшие пленных арабов? Ведь и их медийное разоблачение произошло, вероятнее всего, именно потому, что настолько уж ничтожны были эти отдельные садисты-"сверхчеловечки", во главе с солдаткой "мисс Англией", что даже "садистская массовка" вооружённых Сил Атлантики отказалась принять их в свой круг… Подобные примеры — не просто ставят их героев и их "цивилизацию" вне христианства, это — смертная, сущностная война против христианства, и затем — против вообще любых случайно сохранившихся рудиментов христианских представлений и морали, и ещё далее — уже против всей даже западной европейской культуры, самых её дремучих основ, восходящих к временам викингов и ещё далее, ещё глубже… Куда достать уже просто невозможно: потому, что это — рождение…
Согласно забавным сообщениям о деянии Майвеса, "в морозилке он также оставил череп, точнее голову Брандеса"… "Каждый раз, когда я доставал мясо, я вспоминал о нем", — рассказал потом людоед следователям. В течение нескольких следующих месяцев Майвес съел около 20 кг мяса своей жертвы". Психиатрическая комиссия признала его полностью вменяемым. Член комиссии, психиатр Вильмер заявил на суде, что Майвес "больше думал о себе, совершая этот акт". "Психиатр также заявил, что Майвес начал есть человечину, скорее всего, чтобы стимулировать свои эмоции…" Это всё — очень важные и интересные моменты дела, на которые стоило бы обратить внимание. Как, впрочем, и на то, что "перед тем как умертвить мужчину, Армин Майвес отрезал Брандесу половой член, зажарил его, и они вместе съели это блюдо. Затем Брандес на протяжении десяти часов умолял Майвеса "отрезать ему еще что-нибудь" и "в конце концов убить…" Я не случайно выделил курсивом отдельные факты и детали той истории. Это — вопрос о принципах и смыслах. И, кстати говоря, неизвестно, кто ещё был большим "ницшеанцем" в ней — сам Армин Майвес или его жертва…
Решением суда Майвесу, при этом не очень ясно сформулировав обвинения, дали 7 лет тюрьмы. Но, с моей точки зрения, он должен быть на свободе. Что сделал неправильного на самом деле программист Армин Майвес? Нарушил ли он права человека, проявил ли насилие, покусился на чужую собственность, совершил мошенничество или передал шпионам "государств-изгоев" военный секрет? Нет, ничего такого он не сделал. Единственная вина, даже не вина, а юридическая ошибка Майвеса, — если исходить из принципов этого общества, разрешающего как любые перверсии, так и эвтаназию, — что Майвес не оформил свой договор обоюдного согласия с жертвой — этот равноправный свободный договор двух аксиоматически суверенных индивидуумов — надлежащим образом у юриста. Эта маленькая административная ошибка стоила программисту свободы. Действительно, на каком основании государство, которое есть "общественный договор", вмешивается в сугубо приватный, обоюдовыгодный договор двух юридически дееспособных индивидуумов? Разве не есть это нарушение незыблемого принципа "личной свободы выбора"? Опять пресловутая "двойная мораль"? Или это уже почти изжитая и преодолённая, предрассудочная "боязнь сверхчеловека"? Или реальная вина Майвеса "только в том, что он — немец"? Надо проверить, не были ли судьи Майвеса тайными католиками! Дело Майвеса должно быть пересмотрено. Иначе как можно после этого критиковать вмешательство Путина от имени государства в дела частных корпораций?! Свободу программисту Армину Майвесу!
Два здоровых, хорошо зарабатывающих, благополучных гомосексуалиста садомазохистского склада испытали одновременно некую непреодолимую экзистенциальную жажду (один — быть убитым и съеденным, другой — убить и съесть свою жертву) и — к счастью друг для друга и для окружающих людей — они встретили, нашли друг друга и удовлетворили до конца — каждый свою собственную — смертельную жажду! Как тут не поблагодарить Интернет?! Ведь жертва Майвеса не просто хотела умереть и быть съеденной (причём после полового акта и отрезания члена партнером), она даже не просто хотела чистого жертвоприношения… Хотя как раз из последнего можно вывести массу философских и религиозных коннотаций… Речь всего лишь о том, к чему ведёт война, объявленная сегодняшним, европейским "Ницше", — остаткам Христианства внутри постхристианской цивилизации. И если мыслить как "обычный" нехристианин — можно сказать, что это даже не война против "христианства", которое ищущие новых ощущений, силы и власти "стихийные сатанисты" уже не в состоянии отличить вообще от "всечеловеческой культуры", да и вообще от человеческого… Это действительно суицидальное восстание победившего мир современного западного уже не пост-христианского, но анти-христианского цивилизационного бытия — против самого себя…
Бытовой маньяк — это обращённый в "ницшеанство" обыватель, возмечтавший стать "сверхчеловеком"… Между тем, есть элементарный тест на подобную "сверхчеловечность", он очень прост: как бы мы — вне всякой морали — воспринимали животных, которые пожирают собственных сородичей? Согласно сообщениям из области научно-популярных источников, в природе существует вид глубоководных осьминогов, в желудках которых находят остатки (в частности, когти) других осьминогов того же вида. Это именно такие когтистые глубоководные осьминоги… Причём то ли самцы пожирают самок, то ли наоборот. Что скажет на это человек, никак не знакомый с христианством? Вероятно, он интуитивно решит, что в данном случае идёт речь или о какой-либо мутации, внутренней катастрофе, генетическом сбое, постигшем этот вид, — то есть, что этот вид просто "обезумел" и вымирает… Или, наоборот, нехватка пищи и количественное перепроизводство… Мы знаем о каннибализме "диких" африканских человеческих племён — однако там речь шла (помимо жестокого голода, не имеющего никакого отношения к религии и культуре) о ритуальном каннибализме с целью "взять себе" лучшие качества, силу и боевые свойства пожираемого. То есть пожираемый представлялся выше и лучше пожирающего… В новом "ницшеанстве" мы видим обратную картину. Осьминоги Запада жаждут превратиться в "сверх-осьминогов". И заодно "поднять уровень андреналинчика в крови и слегка интенсивно развеяться"…
Не случаен огромный всплеск популярности на Западе экстремальных видов спорта — когда речь идёт не о реальных физических талантах и достижениях участников — а о простом повторении игры в "русскую рулетку", когда человек регулярно и не очень обоснованно подвергает свою жизнь риску, иными словами, регулярно подвергает себя риску смерти. С другой стороны, взрывной всплеск популярности видеозаписей педофилии, пыток и убийств детей, и зрелищ мучений искалеченных людей, умирающих прямо перед кинокамерами в автомобильных и других катастрофах… Такие кассеты и диски время от времени находят то у известных артистов, то у крупных политиков… Выходит из моды веселящая марихуана и тотально уводящий свои жертвы из реального мира убийца-героин. "Реальный мир" снова вошёл в моду! Зато среди элиты растёт популярность "ницшеанского" кокаина, дающего ощущения всевластия, вседозволенности и могущества здесь и сейчас, хорошо описанные в известном русском романе ("Роман с кокаином"), ошибочно приписываемом Набокову… Культура зрелищ этой цивилизации также ищет новые пути и проходы… Для простых людей Запада, "рабочих и лавочников", распространяется — "обычное" садо-мазо-порно "до первой настоящей крови", а для подрастающего поколения — соответствующие компьютерные игры. На самом деле наиболее жестокие, садистские компьютерные игры, полуподпольно популяризируемые в довольно широких кругах западных подростков, не так уж далеки от некоторых эпизодов реальности, как может издалека показаться… Однако, перейдя однажды (и нередко через силу) этот Стикс, обратно вернуться практически невозможно… Покаяние может в принципе спасти душу. Но кому каяться — бритоголовому лютеранскому (англиканскому, методистскому) священнику-педерасту?
"Ницшеанство", вытесняющее последние сознательные остатки "краеугольных камней Христианства" из самых основ цивилизации Запада, старательно изыскивает сегодня "границы допустимого" — даже не границы, так последних уже в общем-то и нет, — но какие-то невероятные щели, расщелины и скважины, ведущие в глубины небытия, и — страстно устремляется туда и извлекает оттуда всё, до чего только может дотянуться… Есть легенда о том, что в Непале, среди высочайших гор Катманду существует глубочайшая расщелина мира, ведущая прямо в ад… Не потому ли внимание "новейшей" западной культуры к "духовности" Непала сегодня более чем велико?…
Индийские медитирующие йоги и индейские "курильщики грибов" сегодня отдыхают от западных спонсоров… Длинные волосы интеллектуальной элиты сменились на бритые черепа и боксёрские стрижки. Ленивое влечение "дивного нового мира" к "вечной Нирване", господствовавшее в 60-х и 70-х, трансформировавшись, больше напоминает сегодня гипнотическую "жажду негасимого огня"… Иногда кажется, что "бесы трепещут" (то есть наоборот!) перед тем, что пытаются делать эти люди. Среди этих людей считается, что подобные вещи дают мужество и власть над другими, позволяют банально стать влиятельнее и сильнее… Профессиональные и дорогие психологи, которым запрещено вмешиваться "в религиозную жизнь пациента", старательно "отмаливают", точнее "отмазывают", своих богатых экспериментирующих клиентов от призывно зовущих их психушек…
И если использовать формально-логические термины для сравнительного обозначения этих отношений как реального Ницше, так и современного "Ницше", к Христианству, — то придётся честно признать, что если отношения мировоззрения Ницше и христианского мировоззрения — это противоположность; то отношения "нового ницшеанства", современного "Ницше", этого "практикующего доктора Лектора", с Христианством — это неснимаемое логическое противоречие. Для немного знакомых с основами формальной логики не составит большого труда представить эту разницу: противоречие — это та самая диагональ классического формально-логического квадрата… Но в мире живых понятий это различие обнаруживает ещё более принципиальную разницу…
Лики "Цивилизации смерти"
В связи со всем сказанным хотелось бы вспомнить великолепную статью философа Александра Неклессы "Цивилизация смерти", полную неотчётливых шорохов дуновений и интуиций, — статью относительно того, что происходит сегодня в окружающем нас мире. Но Неклесса не совсем прав, утверждая, что: "пассионарная, суверенная и слабо связанная в организационном отношении констелляция людей и организованностей, нередко асоциальная по отношению к существующим формам общественных связей" является "антагонистом существующей формулы власти". Я бы не сказал, что речь сегодня идёт об антагонизме: антагонизм и соответствующие ему кровавые противостояния имели место тогда, когда действительно решалось, куда будет двигаться цивилизация. Последней (по времени) из таких битв была начинавшаяся вполне мирно битва нацистского видения мира в Германии и остальной Европе — со всё ещё тогда довольно коренастыми, ватиканско-монархическими остатками "классической Европы"… И триумфальная победа этого "нового" мировоззрения в этой битве. Что такое для "ницшеанства" какое-то военное поражение и разрушение Рейхсканцелярии, на самом-то деле?.. Битва-то идёт, как известно, "за сердца людей!"
Сегодня этот довольно бледно описанный постмодернизмом монстр, клубообразно врастая в самого себя и прорастая насквозь, упорно эволюционирует к чему-то неизвестному, лишь иногда выплёвывая из себя в виде случайных протуберанцев сюжеты типа "дела Дитро" (убийцы-насильника малолетних девочек и хозяина садистского борделя), отмазанного членами правительства в Бельгии, "разоблачений" слишком уж очевидных общенациональных педофильских сетей в Скандинавии (с посадкой члена Парламента Оппфельда в Копенгагене), массовой покупки детей из детдомов "на органы" в Италии, Молдавии и Румынии (по официальным данным, более 280 детей), наконец, конвейерные закупки русских детей для пыток и убийств "интересующимися этими штучками" людьми в США… "Более гуманными" кажутся на этом фоне аккуратные, целенаправленные бомбардировки детских садов и электричек с дачниками в Белграде, расстрелы свадебных церемоний и изнасилования стволами автоматов в Ираке… Это гораздо элегантнее, чем, скажем, сбросить бомбу на Хиросиму, когда среди жертв могли быть как невинные, так и виновные: теперь, сбросив небольшую бомбу с обеднённым ураном на детский сад (Белград), или расстреляв напалмом свадебную церемонию (Фалуджа, Ирак), — вы сознательно избегаете убийства виновных жертв: то есть эти убийства перестают быть принципиально актом войны и становятся тем самым актом свободного, исходящего из чистого желания убийства.
Теперь мы имеем дело с интенсивным прорастанием поднявшихся более полувека назад сил, через привычные компромиссно-просвещенческие формы государственных устройств и культур, к новому воплощению своей — абсолютно лишённой не то, что христианских — уже и пресловутых человеческих принципов и слабостей — профессиональной и высокотехнологичной власти… Физическая, звериная привязанность к своим ближним и сородичам, к народу, нации, здесь, конечно, не в счёт. Или, наоборот, предполагается, хотя и не считается обязательной… Не следует думать, что это некая Бастилия или Карфаген для нового, "онтологического" нацизма. "Привязанности? Да, у нас есть привязанности! Вот наши дети, вот наша нация! Да, это наши инстинкты! Наша власть — кого-то рожать и растить, а кого-то — пытать и пожирать!" Эпоха "детей цветов" научила людей Цивилизации Смерти умению бесстыдно и нагло следовать своим непосредственным желаниям… Сверхчеловеческое на самом деле очень банально.
Кто противостоит всему этому на Западе? Никто. Общества помощи беженцам и защиты бездомных животных, клубы за запрет медицинских опытов над крысами и Ассоциации по посещению одиноких стариков на дому состоят из людей, де-факто признающих легитимность того, что американские солдаты делали в тюрьме "Абу-Грейб". Потому что это "наша война"… И никак не осуждающих действия фанатиков-боевиков в Беслане (но не в Лондоне и Мадриде) потому что, как ощущается из сообщений наших масс-медиа, нам, нашим это каким-то образом косвенно выгодно… Датский актёр-комик Хольм, настоящий "ариец с квадратной нижней челюстью", белокурый и голубоглазый, изображает на своём шоу распятого Христа. Он говорит: "Теперь у меня дырки в ладонях, это хорошо! Теперь этими дырками я могу онанировать!" И показывает. Зал сдержанно, но смеётся. Лютеранские прэсты (те самые, которые требуют беспощадного изгнания всех нацменьшинств из страны) высказывают своё мнение по поводу карикатур на мусульман: "Вы можете как угодно изображать Христа, в нашей традиции включено чувство юмора! Мы не возмущаемся — смысл христианства не в этом!"
Сегодня только совсем далёкие от происходящих событий люди не задумывались над неким "очевидным для всех сходством" "ницшеанства" ("нацизма", говоря языком плаката) и — "восставшего" Ислама. Несмотря на противоположные исходные позиции (в исламе "пожертвовать жизнь за Бога: и свою, и чужую!" в "ницшеанстве", особенно в отношении Бога, — ровно наоборот) — жестокость и бесчеловечность обеих этих практик, равно как и их яростная, почти нечеловеческая воля к победе, воинственность и хватка невольно наводят на простые мысли: "ислам — это и есть новый нацизм!". Газетно-плакатная формулировка весьма популярна в масс-медиа в некоторых странах Европы, где авторы давно мечтают на кого-нибудь перевести стрелки (с себя любимых) в отношении антисемитизма. И в самом деле — жестокие и тоталитарные антисемиты-мусульмане — чем не "новые нацисты"? Эта расстановка понятий игроками политического класса Запада сулит им явный выигрыш. Тут всё: "и собаке — собачья смерть, и овцы целы, и, главное, волки сыты"! А Европа — "лучший друг евреев, и "кто старое помянет, тому оба глаза вон!" А бритоголовые, — они же наши сукины дети, они нужны против отовсюду лезущих мусульман, и, опять же, евреев как таковых они особо не обижают, Израилю не угрожают — вот, и подумайте, — и выбирайте сами из двух зол…"
Однако, игра здесь глубже и без помощи философии тут не обойтись. Люди, хотя бы немного знакомые с философией Ислама, знают, что главным содержанием Божественного присутствия и действия в мире (в отличие от христианского " Бог есть Любовь"), в традиции Ислама является Божественная воля. Воля к действию Бога в мире более выражена в Исламе, чем просто Любовь Бога к миру. Можно даже, несколько упрощая, сказать, что в Исламе Бог есть действующая Воля… Зная это, можно понять многое другое в Исламе и поступках мусульман. Мне не известно, был ли Ницше подробно знаком с учением Ислама (в его "основных" работах этой темы как ни странно, нет, за исключением пассажей "Антихристианина", где философ не совсем честно ставит вопрос: "если (курсив мой — Ю.Т.) Ислам презирает Христианство…", но зато вполне справедливо замечает (как обычно, в парадоксальном ключе): "Не может быть выбора между Исламом и христианством, так же как между арабом и иудеем. Решение дано, и никто не волен выбирать…" Между тем, нет ли в работах Ницше фигуры сознательного умолчания об Исламе? Ведь воля к Власти, или Воля к победе над миром, к преодолению мира, — а зачастую и просто действующая личная Воля действительно является одной из основных интенций — если не самой главной — в философствованиях Ницше. Конечно, в отличие, скажем, от воли в духе Шопенгауэра "слепой, неразумной, бесцельной" (заимствуя эпитеты у А.Блока) — воля Ислама гораздо более Личность (причём Божественная), чем что либо другое из вообще существующего…
Удивительную по своей силе, саморазоблачительную откровенность позволяет себе Ницше, — этот всегдашний "защитник немецкого духа", и одновременно "тотальный антихристинанин", — в этой своей одноимённой книге: "Крестоносцы позже уничтожали то, перед чем им приличнее было бы лежать во прахе… Конечно, они хотели добычи: Восток был богат… Немецкое дворянство, в основе своей — дворянство викингов, было, таким образом, в своей стихии: церковь знала слишком хорошо, как ей быть с немецким дворянством… Немецкое дворянство — всегдашние "швейцарцы" церкви, всегда на службе у всех дурных инстинктов церкви, но на хорошем жалованье… В этом пункте сколько наболевших вопросов! Немецкого дворянства почти нет в истории высшей культуры… Я не понимаю, как немец мог когда-нибудь чувствовать по-христиански…". Удивительное рядом! На чьей же стороне здесь, в своей объективной критике, "героический антихристианин" Ницше?! Или "герой отвлёкся — и маска немного сползла"? Как бы то ни было, но эта разводка немецкой (шире, германско-англосаксонской) европейской "культуры" — и подлинного христианского мировоззрения, предпосылки для которой имели место всегда (см. например мою работу "История православия в Дании") и стала ("во исполнение пророчества Ницше") сегодня той пропастью между "сердцем" и "остальным телом" постхристианской европейско-американской цивилизации, которая и оказалась на самом деле (перефразируя метафору из Ветхого Завета) "технологичным и сознательным" отвержением жизни…
Легко со стороны (нам, русским) видеть в мусульманах "защитников традиции", — труднее это делать, если ваша "традиция" была как раз именно борьбой с мусульманами на протяжении веков. Именно так это обстоит в Европе. То есть эта "традиция", утратив свою христианскую сущность, находит теперь подтверждение "самой себе" уже не в религиозной идентификации, но — в идентификации анти-религиозной, в войне против любой религии. Но где можно было найти и наполнить общедоступным смыслом причины и мотивации для такой войны? И вот тут в полный рост встаёт тема нации, расы, "чистоты нации и расы", одетая в редкие фиговые листочки "демократических прав" и "свободы слова". "Лезущий смешиваться с нами" (а не просто живущий где-то далеко) мусульманин становится "смертным врагом" западного "антихристианского нацизма", — а как раз далёкий, живущий у себя на родине, но шибко религиозный и традиционалистский, опять же мусульманин, назначается "врагом" уже западным "либеральным антихристианством" — и так две ветви одного и того же "ядовитого дерева" находят друг друга… Остаётся только поблагодарить Бога, что русских, со всеми их несчастьями прошлого века, кажется вроде бы обошла эта чаша… Но выводы делать ещё рано.
С этой мужественной (почти "древнегерманской"!), "саладинской", безжалостной волей к преодолению мира, к войне против мира, к победе над миром связана героическая воля к смерти… Все смыслы меняются, человек вновь перестаёт понимать самого себя… Благополучие притупляет защитные инстинкты — реальность бытия теряет смысл. Прислушиваясь к "самым основным" своим инстинктам, "сверхчеловечек" хочет то секса, то власти, то смерти… Хочешь — возьми! Легче всего "взять" то, что всегда доступно… Действительно, "цивилизация смерти" — представление более глубокое, чем таинственная грибница или летящая паутина срастающихся в единство новых образов и смыслов грядущей реальности из статьи Неклессы… Нет, не только "тонкие незримые нити", подобные тем, которые соединяют беспроводные клавиатуры с компьютерами, а мобильники — с сателлитами, — соединяют находящих сегодня друг друга "по глазам" белых инопланетян — этих "адептов нового мира". Не надо закрывать глаза на тот факт, что нацизм безвозвратно изменил Европу — о чём бы не фантазировали "философы после Освенцима" типа Ясперса…
Но краеугольные камни "Цивилизации смерти" были заложены на Западе ещё раньше. И теперь на них возводятся новые, не по-западному мрачные, "крепости и башни Саурона", — на диво и зависть остальным, бесчисленным и хаотичным, человечьим скоплениям… Но, выбирая между героический, еретической, "сектантской" волей к смерти мусульманского фундаменталиста — и мужественной, презрительной и садомазохистской волей к смерти "дивного нового мира" антихристианской "цивилизации", растущего по берегам холодной северной Атлантики — что должно бы выбрать христианину? Понятно, что лучше не выбирать "ни того, ни другого", — но сегодня всё чаще речь идёт об очень практическом выборе, о жутко конкретных ситуациях реальности жизни. Нет, я не хочу сказать, что это всегда — выбор между "искажённым и изуродованным образом Бога" — и "торжествующим на костях христианской цивилизации Сатаной"… Жизнь полна нюансов, и у христианина есть собственные нравственные ориентиры — а значит, каждый волен решать сам…
Казнь европейского христианства
Однако вернёмся ещё раз напоследок в Европу. Буксующий сегодня Европейский проект собственно и буксует, как мне кажется, из-за полного отсутствия в нём системы позитивных ценностей (прямо говоря, христианских ценностей, или ценностей воспитанных христианством) — "фундамент нового мира" оказался не настолько пригодным при ближайшем рассмотрении, чтобы ему довериться… Ведь доверие связано с верой, причём не только этимологически, не так ли? Вот, европейский проект ни к каким "миссиям и судьбе" на самом деле особо не взывает — а если и взывает, то как-то настолько абстрактно, что ни до кого особо не доходит, даже на фоне истошных криков "убей неверного!"… Внутри Запада, на руинах христианских общностей Европы, оказалось, что связи и ощущения близости многих европейских стран с теми же Штатами ничуть не слабее, чем те же ощущения в отношении с европейскими соседями… Лишь недавно понятие "христианство" упрямо, из принципа не вписали в Евроконституцию, сколько Ватикан об этом ни просил (что говорит, кстати, о том, что в Европе, в отличие от Америки, ещё сохранились остатки Христианства!), — потом и саму конституцию провалили — теперь смотрят с "ницшеанской" усмешкой по сторонам… И вот неожиданно прилетает некий самолёт, принадлежащий ЦРУ, садится в Копенгагене без всяких разрешений, виз и паспортов, запихивают туда янки какого-нибудь араба, и везут пытать, на смерть ужасную, в Египет или Гуантанамо, — а датчане смотрят на это спокойно: это лучше, чем дружить с немцами и шведами, которые их, датчан, столько раз обижали… То же самое происходит и во многих других европейских странах.
И хотя известный Хантингтон утверждает сегодня, что "Европа — единственная цивилизация, не пережившая, за 1990-е годы "религиозного возрождения" — этот тезис действительно требует особого рассмотрения: ведь Хантингтон по сути дела не прав: Европа тоже пережила религиозное возрождение, но поскольку её религией в последние два столетия был национализм (и это не метафора — это именно так), — то именно этот национализм, вскормленный "ницшеанской вседозволенностью", и буйно здесь возродился. Только вот парадоксально, что это возрождение готово теперь разрушить саму эту уже почти полумифическую "единую Европу"…
Те кто видит в Европе, и, шире, вообще на Западе, только "торжество толерантности" — не всегда понимают, что это скорее обманка для всего остального мира. Это гениальный оборот речи. Это как "Советский Союз должен быть разрушен, потому что там не соблюдаются права человека"… На самом деле, на Западе возрождаются совсем другие вещи, кондовые, стальные, беспощадные: то самое "ницшеанство", которое для многих может быть похоже даже на "нацизм и гитлеризм"... И специфическая эта (анти-) духовность, эта "национал-религиозность" — и нелепая "сверхчеловечность" этих "ницшеанцев" — именно и проявляется как восхваление эвтаназии, изнасилования детей и арабов, пропаганда экстремальных видов спорта и "амазонок в алтаре"…
Разрушив захватывающим национал-феминизмом мусульманскую семью, и, шире, — мусульманский традиционный род — мусульман будут превращать в покорных танцующих рабов, подобных латиноамериканцам… Назначен "безъязыкий" общий враг — завезли как рабочую скотину, и скоро будут, сделав по-европейски губы бантиком, "мочить" этих крикливых и буйных мусульман. А там — решат, кто следующий… Как сказал один мой знакомый бритоголовый датчанин из рабочих: "все арабы похожи на пассивных голубых!" Так что Абу-Грейб и картинка мусульманина с собакой сзади — лишь вершина этого айсберга… И айсберг этот не перевернётся — слишком велики девять десятых того, что скрыто под водой.
Вот что возрождается или нарождается сегодня в новой Европе и новой Америке. В России же просто тотально не понимают, и не хотят понимать, что на самом деле происходит на Западе, начиная с Европы! Разве что полиглот-Дугин, этот глубокий знаток Запада, вглядывается в "открывшуюся пропасть", сжав зубы, и видит там победную торжествующую улыбку гигантского, коллективного, матрицеобразного доктора Лектора — и, обернувшись, умоляет вполголоса, снова и снова, как заезженная пластинка, впавших в гипнотический сон соотечественников "острить свой меч"… Доктор Дугин — против доктора Лектора… Удивляюсь, что до сих пор волосы на его голове не обгорели, как это случилось когда-то, по свидетельству современников, с великим Данте… Ибо прав Ницше, сказавший, что "если долго смотреть в пропасть — то пропасть неизбежно отразится в тебе"… Сегодня, конечно, не достаточно, что "добро должно быть с кулаками": добро должно быть сегодня таким же изворотливым, гибким, юродствующим, героическим и отчаянным, как и зло… Если вдуматься — добру это даже легче: "мы победим — ведь правда за нами!"… Вот только одна проблема для нашего милого, дорогого, слегка поддатого, спешащего куда-то, притесненного обстоятельствами "маленького русского человека": разглядеть эту битву…
И вот, соотечественники — "русские и прочие граждане РФ" — смотрят фильмы про "Молчание ягнят", считая их фантастикой, брезгливо морщат носики, читая про кровавых педофилов, выставки расчленённых трупов, стволовые клетки и пересадки детских органов — и всё равно как будто не понимают… Отказываются верить! А тем временем западные политики, играющие с Россией, давно уже находятся "по ту сторону добра и зла", в самом банально-хорроровском, "сверхчеловеческом" понимании… А они им — про ценности… про либерализм против Православия… про битву идейных титанов… Но человек постхристианского Запада — он щурится на "профанов-ягнят