Услуга «трезвый водитель»

По материалам заседания Экспертного клуба ИНС 3 сентября 2007 г.

 

Два главных мессиджа, которые здесь прозвучали, друг другу противоречат только в деталях. Первая точка зрения – нам категорически необходим преемник, потому что на этом строится вся психология власти. Но в такой власти преемников не бывает! Просто в силу качества персонажей и действующих лиц… А вот вторая линия – преемник невозможен. Потому что, выражаясь библейским языком, много званых, но нет избранных. И можно продержаться недолго, посредством существования «коллективного руководства», а потом возникнет качественно новое состояние страны.

Поэтому нас так долго «возят» с человеком, которого попытаются назначить преемником. Ничего не получится у этого человека, каким бы он не был. И, в общем-то, неважно, кто именно станет этим преемником. Куда более важный вопрос - как будет реагировать система? С одной стороны, это правящая бюрократия, а с другой стороны – общество, причем в опасной ситуации саморазрушения институтов власти. Я полностью согласен с тем тезисом, что своим уходом Путин частично себя делегитимизирует. Но я добавлю, что наш президент частично делегитимизирует всю созданную при нем систему власти. Потому что когда монарх подает в плановую отставку, то, что это за монархия такая?! Это черт знает что! Сапоги всмятку, февраль 1917 года…

Говоря и думая о Путине как о недавнем прошлом, мы должны помнить, что этот исторический персонаж восстановил в России государство и государственность, со всеми их плюсами и со всеми их минусами. Он сделал это после смутного периода Горбачева. Но тут сразу возникает главный вопрос, который явно не по зубам будущему преемнику. Той бледной копии, которая всегда слабее яркого лидера. Вопрос звучит так - мы государственность российскую восстановили, а что мы теперь будем с ней делать?..

Ответ, который дает сегодняшняя правящая бюрократия, очень прост: «Государство – это механизм для набивания наших карманов. В том числе – в символическом плане». Потому что потребление бывает не только материальным, оно бывает еще и символическим. И постоять рядом с «Большой семеркой», и/или погрузиться с флагом на Северный полюсе, чтобы во всем мире говорили, - это тоже элемент потребления, пусть и нематериального.

Извините, но механизм российской государственности, пусть даже в таком чудовищном деформированном виде, абсолютно неприспособлен для личного потребления. Это всё равно, что пытаться молотком вывинтить гвоздь из стены. Это просто невозможно! Поэтому нас ждет впереди период некоей неопределенности. И после политических сдвигов, действительно, может возникнуть реальный, а не назначенный преемник. Он то и будет реализовывать принцип государственности, но в качественно новых условиях, приспосабливая государство к текущему моменту.

Получается, что преемник как политический институт просто вреден государству. Он снижает гибкость госмашины, четко фиксируя принципы, которые уже устарели, и в целом госаппарат будет характеризоваться более низким качеством управления. Президенту преемник нужен как гарант – причем личный, а не какой-то бумажной Конституции. Так же, как Путин был нужен Ельцину.

Минимальное требование к преемнику – это обеспечение стабильности хотя бы на короткое время. Хотя бы на два месяца, а лучше на год-два. Чтобы если будут проблемы, все проблемы свалить на преемника, а самому выйти из-под удара общественного мнения. И второе, но главное, – это личная безопасность.

Максимум – возможны дополнительные опции, которые обеспечат возвращение Путина к власти. Когда мы глядим на бодрого товарища президента, то ощущение, что перед тобой «хромая утка», или персональный пенсионер, вроде Никиты Сергеевича с огурцами, - отсутствует. Хотя развилку «третьего срока», к моему глубочайшему сожалению, мы уже миновали…

Но всё-таки дело идет к некоторым более серьезным изменениям. При этом очень важно, чтобы президент мог в любой момент вернуться в ту же самую речку власти, из которой вышел. Это как услуга «трезвый водитель». Преемник должен быть кем-то, кто оказывает услугу «трезвый водитель». Чтобы президент потом мог сесть за тот же самый руль. Да, бензина уже меньше, шины поменяли, дверь где-то поцарапали и заменили, да и едем в другую сторону - задачи поменялись. Зато машина та же, и всё уже знакомо.

Дополнительный вопрос: «Каким может быть место президента Путина в политике после 2008 года, и изменится ли тип президентской власти после ее смены?». Хочется представить ВВП нашим Дэн Сяопином, но, как было сказано в 1989 году, у нас всё еще очень мало китайцев. Их до сих пор мало, хотя эта задача постепенно решается. То есть Путина не устроит никакой «Газпром» и никакой Госсовет. Ни корпорации, ни совещательные органы не представляют собой власть.

Мне представляется красивым решением должность председателя Конституционного Суда. С одной стороны - сбоку, и ничего не сделаешь, под суд не отдашь, в коррупции не обвинишь – символ Закона, а с другой стороны – надо всем. Любое решение власти может быть отменено. Решение самого КС оспорено быть не может. Единственный минус по сравнению с генпрокурором - нельзя мгновенно сажать. Но зато есть неформальное влияние, которое позволит эту задачу эффективно решать. В любом случае изменение президентской власти, конечно, будет. Сейчас президент - это абсолютный самодержец, а станет он ограниченным самодержцем. Ограниченным не конституционной монархией – преемник будет сдерживаться Путиным, точно так же, как в парламентских монархиях сидящий на троне сдерживается Конституцией.

Каковы же критерии оптимального преемника? Если честно, то для России оптимальным преемником является тот, кто не является преемником. Кто слушает свою страну и ее историю, а не заветы предшественника. Знаете, как Пушкин писал: «Любовь и тайная свобода внушают сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхом русского народа». Но, к сожалению, у нас преемника будут назначать не А.С.Пушкин, а совсем другие люди и по другим принципам. Каковы эти критерии для Путина, я уже сказал выше.

А для правящей бюрократии всё будет так же, как для товарища Путина, за одним маленьким исключением - без верности Путину. И без психологической зависимости от него. Если удастся преемнику - «трезвому водителю» доставить машину власти обратно хозяину – очень хорошо. Не удастся – значит, не сложилось. Не обижайся, товарищ экс-президент, мы тебя будем чтить при жизни. Я думаю, что кем бы ни стал Путин в 2008 году, не имея формальных рычагов власти (самых примитивных, а поэтому самых действенных), он будет очень сильно слабеть. И потому может быть, чисто теоретически, просто сброшен бюрократами с корабля истории. Не обязательно своим непосредственным преемником – может быть, кем-то еще.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram