Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:
Назначение Зубкова было для меня такой же неожиданностью как ГКЧП, отставка Ельцина с назначением Путина и назначение Фрадкова премьер-министром, Поэтому пока я могу сказать довольно мало. Назначение Зубкова – серьезнейшая аппаратная пощечина Владиславу Суркову и всей его группе. Сначала Сурков и стоящие за ним Волошин и Абрамович усиленно продвигали Путину кандидатуру Дмитрия Медведева. Путин через некоторое время отказался от этой кандидатуры, мотивируя свой отказ наличием Сергея Иванова. После этого группа Абрамовича установила с Сергеем Ивановым рабочие отношения. Путин вел себя с лоббистами Иванова лояльно и суд по всему, за несколько дней до отставки правительства даже дал добро на озвучивание кандидатуры Иванова как преемника. Что случилось через день-два, мы с вами видели.
Полугода назад Станислав Белковский высказал точку зрения, что идеальным преемником Путина является Виктор Геращенко. Делая это предложение, Белковский дал следующие характеристики Виктору Геращенко: Геращенко человек из старой системы, пожилого возраста, финансист, лично порядочный, склонный к консенсусу, не склонный к репрессиям, но при этом способный проводить политику на повышение уровня и качества жизни. За исключением последнего пункта, про который мы пока ничего не можем сказать, Зубков – типичный Геращенко, но не предложенный со стороны, а выдвинутый самим Путиным из его ближайшего окружения. При этом Зубков отвечает и другим критериям преемника Путина, о которых Белковский говорил многократно. Зубков относится к Путину «снизу вверх», абсолютно предан, честен в том специфическом смысле, в каком это понимается в путинском кругу и при этом физиогномически отличен от самого Путина. Иногда у меня складывается впечатления, что перед серьезными кадровыми решениями Владимир Путин внимательно читает статьи Станислава Белковского.
Чего ожидать от Зубкова, пока непонятно. Возможны две версии. По одной из них Зубков как финансовый жандарм – идеальная кандидатура для проведения очередного предвыборного «Ходоргейта», открываются уголовные дела против парочки олигархов, оборотней в погонах из ФСБ, из правительства вычищаются министры-либералы и министры-коррупционеры. Однако эта версия противоречит реальному предшествующему политическому поведению Виктора Зубкова. Практически в роли главного финансового жандарма страны он сделал ровно одно – выполнил задание Путина по улучшению положения России в международном коррупционном рейтинге. Поэтому вторая версия сводится к тому, что из правительства будут вычищены наиболее одиозные фигуры типа Зурабова, но и только. Впрочем, ситуация складывается пока абсолютно неопределенная и на фоне весьма возможных громких или тихих, мы пока не знаем, отставок в администрации президента, шансы всех политических сил ненавистных Владиславу Юрьевичу Суркову, так сказать от «Справедливой России» до «Великой России», могут существенно возрасти.