Пороховая бочка Газы: невозможное прощание

18 августа 2007 г. исполнилась вторая годовщина со дня ухода Израильской армии из сектора Газы. Сектор был полностью передан под контроль местных арабов. По приказу Ариеля Шарона, лежащего ныне в коме тогдашнего премьера, 25 цветущих еврейских поселения в секторе Газы были разрушены израильскими силами безопасности, а их жители изгнаны. И израильское правительство, и американская администрация, и Совет Европы, и чиновники ООН тогда в один голос обещали, что с уходом евреев из Газы в регионе воцарится мир.

Район сектора, где располагались еврейские поселения, называется Гуш-Катиф, что переводится как «Урожайные земли». После выселения оттуда еврейских жителей вместо обещанного мира и процветания для евреев и арабов эти земли принесли обильный урожай крови: непрекращающийся террор против Израиля, обстрелы с территории сектора израильских городов, ответные рейды возмездия ЦАХАЛа, при одновременной кровавой внутриарабской гражданской войне в самой Газе.

Израиль ушел из сектора Газы — но он продолжает мертвой хваткой держать за горло еврейское государство и доставлять головню боль всему остальному миру.

При этом часто забывают, что нынешняя попытка развода Израиля и Газы — уже третья за недолгое существование современного Израиля.

Сектор Газа находится к северу от Синайского полуострова и представляет собой узкую полосу земли протяженностью в 50 км, шириной от 5-7 км на севере и до 12 км на юге (общая площадь 362 кв. км). Это древняя земля. Первое упоминание о ней содержится в книге Бытия.

Первый раз евреи покинули сектор Газа в ходе Войны за Независимость — и не по своей воле. Еще до провозглашения создания государства Израиль в 1948 году в секторе Газа было пять кибуцев, располагались эти еврейские сельскохозяйственные поселения как раз в районе современного Гуш-Катифа. Но в ходе войны территория сектора была захвачена Египтом. Все еврейские поселения были разрушены египетской регулярной армией, а жившие там евреи либо были убиты, либо бежали. Оборона кибуца Кфар-Даром вошла в героическую летопись борьбы евреев за независимость и известна в Израиле каждому школьнику.

Еврейское население самого города Газа было изгнано арабами еще раньше, во время погромов 1929 года, хотя евреи жили там почти непрерывно со времен Второго Храма, а в Средние века в городе Газа иногда насчитывалось больше евреев, чем в Иерусалиме.

По окончании Войны за Независимость Израиля эта территория была в феврале 1949 г. передана под контроль египетской военной администрации, но не включена в состав Египта, тогда еще королевского. Между Египтом и Израилем было заключено соглашение о прекращении огня, по которому Египет обязался не допускать никаких враждебных действий против Израиля. Однако "прекращения" не последовало. Арабы Газы и оказавшиеся там недобитые Израилем остатки сил "Освобождения Палестины", бедуины Негева, палестинские беженцы из Беер-Шевы и Яффо организовались в несколько "освободительных организаций". Их вооруженные формирования — "федаины" — начали диверсионно-террористическую войну.

Требовали они тогда не разрушения Кфар Дарома и прочих еврейских поселений в секторе — а, как заявил позднее (9 февраля 1955 года) в своей речи президент Египта Абдель Насер, — "даже если Израиль будет состоять лишь из одного Тель-Авива — мы никогда не примиримся с его существованием".

Режим короля Египта Фарука не был сильным режимом, он доживал свои последние годы, и король совершенно не горел желанием вновь воевать с Израилем. Фактически власть в Секторе осуществляли организации местных арабов, и они целенаправленно втягивали Египет в конфронтацию с еврейским государством. После того, как король Фарук был свергнут в 1952 году "молодыми офицерами", их руководитель, полковник и будущий герой Советского Союза Гамаль Абдель Насер решил использовать уже существовавшие террористические структуры арабов Газы для усиления своей популярности и влияния.

По его приказу египетская разведка взяла на себя руководство набегами федаинов, а египетская армия — их обучение и обеспечение.

Несмотря на все меры по охране границы, арабские террористы поодиночке или группами проникали на территорию страны и убивали израильтян вплоть до пригородов Тель-Авива, Реховота, Кфар-Хабада, не говоря уже о кибуцах и поселениях Негева, района Ашкелона-Ашдода и Кирьят-Гата.

Привожу данные о евреях, убитых арабскими террористами, большая часть из которых базировалась именно в Газе (параллельно террор инициировался Сирией, обстреливавшей север Страны с Голанских высот, и Иорданией, под контролем которой находились в тот период Иудея и Самария):

В 1951 году было убито 137 евреев,

В 1952 — 147;

В 1953 — 162;

В 1954 — 180;

В 1955 — 238.

Население Израиля было тогда более чем в три раза меньше, чем сейчас: в 1950 году в Израиле жило 1 млн. 370 тыс. евреев, в 1955 — 1 млн. 789 тыс. Эти цифры говорят сами по себе. Израильские рейды возмездия вызывали бурю возмущения со стороны международного сообщества. При этом убийства евреев террористами Газы воспринималось как само собой разумеющееся. От Насера или же арабских организаций прекращения террора никто и не требовал.

Абба Эвен, бывший в то время израильским представителем в ООН, писал: "Идея о том, что арабы могут убивать израильтян без какой-либо существенной реакции со стороны Израиля, была близка к тому, что бы превратиться в международно-признанную доктрину".

Американцы, как и прочие "просвещенные европейцы", вполне разделяли эту доктрину, что не мешало президенту США Эйзенхауэру неоднократно заявлять в письмах к израильскому руководству, о том, что Америка является гарантом существования еврейского государства.

Более того, 27 сентября 1955 года Египет заключил соглашение о поставках оружия с Чехословакией (то есть, по сути, с СССР). Речь шла о 250 бомбардировщиках и истребителях МИГ-15, триста средних и тяжелых танков, двух подлодках, двух тяжелых крейсерах, двух эскадренных миноносцев.

Сирия также подписала контракт с СССР на поставки оружия, стоимость которого достигала ста миллионов долларов.

Израилю нечего было противопоставить этой армаде. К тому же, в октябре 1956 года Египет, Сирия и Иордания, вдохновленные успехами федаинов, образовали общее военное командование "для борьбы с сионистским врагом". Европа и Америка продолжали безмолвствовать. Более того, президент США Эйзенхауэр отказался продать оружие Израилю. В то время (как, впрочем, и всегда) американская администрация исходила из соображений, что хорошие отношения с арабским миром жизненно важны для поставок нефти.

Однако Насер национализировал Суэцкий канал, и отношения между Египтом и Великобританией с одной стороны, а также Сирией и Францией — с другой, резко ухудшились, чем и удалось воспользоваться Израилю, чтобы положить конец террористическому беспределу.

29 октября 1956 года ЦАХАЛ вошел в сектор Газы, и за восемь дней, при поддержке Англии и Франции, в ходе Синайской войны (Операция Кадеш) весь Синай был очищен от египетских войск.

СССР, в свою очередь, предъявил Израилю ультиматум, потребовав полного вывода войск из сектора Газы.

5 ноября 1956 года Председатель Совета Министров СССР Булганин направил правительству Израиля ноту, в которой говорилось буквально следующее: "Действия Израиля ставят под вопрос само существование Израиля как государства". СССР начал готовиться к вторжению, при этом не исключалась и возможность применения против нашей страны ядерного оружия.

Поучительно проследить, как в этой ситуации повел себя "гарант существования еврейского государства".

Уже 6 ноября, на следующий день после опубликования советской ноты, посол США в Париже уведомил французского премьера, что "нападение Советов на Францию или Англию повлечет за собой американское возмездие".

Израиль упомянут не был, что было воспринято и в Иерусалиме и в Москве однозначно: в отношении Израиля руки Кремля развязаны.

Еще через день, 7 ноября, Генеральная Ассамблея ООН 65 голосами против одного потребовала вывода израильских войск из Синая и сектора Газы.

Единственный голос в поддержку позиции Израиля принадлежал самому Израилю, США проголосовали за вывод.

Затем президент США направил Бен-Гуриону послание, в котором в ультимативной форме потребовал отступления.

Эйзенхауэр дал понять, что США в случае вторжения советских войск не предпримут никаких действий.

Госсекретарь США Даллес официально пригрозил введением торгового эмбарго со стороны США. За этой жесткой позицией стояли довольно простые соображения: Саудовская Аравия согласилась предоставить в распоряжение американцев свои аэродромы только в случае вывода ЦАХАЛа и угрожала разорвать нефтяные концессии. Другие арабские страны оказывали аналогичное давление.

В результате израильские силы вынуждены были покинуть Синай. Однако, несмотря на мощнейшее давление всего мира, ЦАХАЛ остался в Газе.

Израильский премьер Бен Гурион заявил, что присутствие арабских вооруженных формирований в секторе — смертельная угроза для Еврейского государства, и ни под каким давлением Израиль не согласится на это.

В конце концов, американцы пообещали, что на границе сектора Газа будут размещены войска ООН, которые заменят египетские вооруженные силы.

Американский президент предоставил личные гарантии того, что в случае ввода в Газу египетской армии, или же вывода сил ООН, Америка вмешается и восстановит статус-кво. При этом не исключалось и использование в случае необходимости американских сил быстрого развертывания. В марте 1957 года Израиль оставил сектор Газа во второй раз.

В течение почти десяти лет Египет соблюдал это соглашение — однако не из-за боязни "голубых касок": они еще ни разу в истории не оказались способными предотвратить агрессию. (Примером этого может служить южный Ливан, где Хизбалла прекрасно действовала по соседству с войсками ООН). Просто Насер был твердо убежден в том, что в случае нарушения соглашений Израиль не остановится перед повторением синайского урока. Израильскому правительству удалось внушить арабам страх и уверенность в том, что мы на самом деле готовы сделать все для своей защиты.

Египет также понимал, что шансы победить Израиль, даже при советской помощи, стремятся к нулю.

Однако, как только Насер пришел к выводу, что шансы сравнялись и победа над Израилем возможна — все договоры и обещания были выброшены в корзину. 17 мая 1968 года Египет потребовал от войск ООН покинуть его территорию.

Как же повела себя ООН, и как сработали американские гарантии, данные на самом высоком уровне, в том числе и "личное обещание президента"? Ответ прост: в тот же день, по первому требованию египтян, 3 400 солдат под флагом ООН оставили свои позиции, предоставив возможность египетской армии беспрепятственно занять сектор Газы.

Никакой обязывающей резолюции, тем более давления на Египет, принято не было.

С американскими гарантиями было еще проще — о них так никто и не вспомнил, никаких действий США не предприняли. Даже поставки оружия Израилю ввиду угрозы новой войны и советской военной помощи арабам начаты не были. Впоследствии историки объясняли, что тогдашний американский президент был занят войной во Вьетнаме, да и вообще американская администрация успела смениться… Объяснение разумное.

"И возвращается ветер на круги своя" — сказал в свое время один мудрый и опытный израильский политик.

Не только пески пляжей Газы (одни из лучших на всем Ближнем Востоке, между прочим) остались неизменными. Не изменились и основные декорации, и составляющие факторы.

В Газе по-прежнему действуют местные вооруженные организации. Они по-прежнему ставят своей целью уничтожение Израиля.

Выбранная ими тактика — втянуть в конфронтацию с еврейским государством весь арабский мир, попутно радикализовав его, и отстранив от власти в арабских странах существующие ныне элиты, — также не претерпела изменений. Изменилась лишь используемая для этого идеология — вместо «арабского социализма» в ход идет более эффективный и популярный в арабском мире радикальный исламизм.

Террористы вооружены, организованы и обучены — пожалуй, с тем отличием, что получше, чем в пятидесятые годы, — набрались опыта. Да и вооружение более современное — ракеты и минометы. Говорят, и химическое оружие начали разрабатывать.

Конечно, и у Израиля появились более современные средства охраны границы, однако и способы ее перехода тоже улучшились за эти годы.

По-прежнему египетских офицеров воспитывают в ненависти к евреям, и молодых полковников, честолюбцев, мечтающих подняться к власти, среди них хватает… В самом Египте с каждым годом усиливаются исламские радикалы — идейные братья победившего в Газе ХАМАСа. Они мечтают захватить контроль над Киром точно так же, как ХАМАС захватил контроль над арабскими и еврейскими поселениями сектора.

Вьетнамская война давно закончилась, зато американцы снова увязли — на этот раз в Ираке.

Чего стало у арабов меньше — так это страха перед Израилем.

Израиль по-прежнему надеется на американские гарантии безопасности, «самые надежные гарантии в мире», включая личное честное слово Президента.

Появился, впрочем, несколько новых факторов. Палестинская автономия, стремительно, в том числе и с помощью правительства Израиля, превращающаяся в Государство Палестина. Но создание Государства Палестина проходит на фоне усиления еще одного нового мощного игрока мировой политической сцены — на нее стремительно ворвался «политический ислам», исламский радиальный фундаментализм, и один из его представителей — организация ХАМАС — после кровавой гражданской войны захватила власть в секторе Газа. По-видимому, в ближайшем будущем ХАМАС придет к власти и в Иудее и Самарии — частях Палестинской автономии, которую контролирует более светская (точнее, не столь радикально-исламская) Организация Освобождения Палестины. Практически официальная доктрина этого исламистского «государства в пути» — уничтожение Государства Израиль.

Правительство Ольмерта, видимо, надеется, что, может быть, хоть на этот раз американские гарантии сработают, и, если Израилю действительно начнет угрожать опасность, Америка бросит все свои дела и помчится защищать справедливость — ведь на этот раз в Белом Доме сидит настоящий ковбой?

Третья попытка евреев уйти из Газы должна, наконец, увенчаться успехом. Не правда ли?

Впрочем, картину несколько портит то, что никаких четких обещаний помощи Израилю в случае обострения ситуации американцы вообще не дали, арабы же твердо обещали, что выход из Газы «не означает мира с Израилем», и что борьба против «сионистского образования» будет продолжена до «победного конца». После ухода из Газы дождь ракет обрушился на территорию государства Израиль, и конца ему не видно. Захватившие Газу исламисты обещают, что это — только начало. По сообщениям израильской разведки, в сектор постоянно завозится новее современное оружие. Так что третий акт драмы под названием "Исход Израиля из Газы" обещает быть еще более интересным, чем два предыдущих.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram