Обзор приоритетного национального проекта "Образование" (далее в тексте — Нацпроект) — последний в череде представленных на АПН материалов, содержащих анализ президентских инициатив в социальной сфере. Скажем сразу, что план и аналитическая записка к проекту оставляют лучшее по сравнению с другими проектами впечатление, что неудивительно: проект разрабатывался Минобрнауки, в котором трудится изрядное количество остепененных чиновников.
Прежде, чем перейти непосредственно к рассмотрению Нацпроекта, по аналогии с предыдущими материалами, представим сегодняшнюю ситуацию в области образования. Скажем сразу — несмотря на печальную картину с воспроизводством населения, а, говоря проще, с вымиранием страны, сфера образовательных услуг в последние годы развивалась успешно. Например, основной показатель в сфере образования, а именно уровень образования населения, выглядит так: в 1989 г. на 1 000 человек приходилось 113, имевших высшее образование, в 2002 г. — 160. В 1989 г. имевших среднее профессиональное образование было 192 из той же тысячи населения, в 2002 г. — 271. Средний конкурс на вступительных экзаменах в вузы в 1989 г. составлял 1,7 человек на место, в 2004 г. — 2.
Казалось бы — что еще нужно? Картина потускнеет, если привести обобщенные данные в сфере образования за период 2000-2004 гг.
Таблица 1
Показатели сферы образования в 2000-2004 гг. (1993 г. — справочно)
Показатели | 1993 | 2000 | 2002 | 2004 |
Дошкольные образовательные учреждения | ||||
Число дошкольных учреждений, тыс. | 78,3 | 51,3 | 48,9 | 47,2 |
Численность детей в дошкольных учреждениях, тыс. чел. | 6763 | 4263 | 4267 | 4423 |
Охват детей от 1 до 6 лет дошкольными учреждениями, % | 57,4 | 56,0 | 58,1 | н/д |
Средние общеобразовательные учреждения (дневные и вечерние) | ||||
Число общеобразовательных учреждений, тыс., из них негосударственных | 70 355 368 | 68 804 635 | 67 431 683 | 64 908 708 |
Численность учащихся, тыс. чел. | 21081 | 20554 | 18918 | 16631 |
Численность учителей, тыс. чел. | 1649 | 1767 | 1719 | 1633 |
Высшие учебные заведения | ||||
Число вузов, единиц, из них негосударственных | 626 78 | 965 358 | 1039 384 | 1071 409 |
Численность студентов, тыс. чел., из них в негосударственных вузах | 2613 70 | 4742 471 | 5948 719 | 6884 1 024 |
Численность преподавателей: в гос. вузах (тыс. чел.) в негосударств. вузах, включая совместителей (тыс. чел.) | 239,8 3,8 | 265,2 42,2 | 291,8 47,8 | 313,6 50,7 |
Заработная плата | ||||
Средняя зарплата в сфере образования, руб. | н/д | 1234,6 | 2922,1 | 4254,3 |
Средняя зарплата по экономике в целом, руб. | н/д | 2223,4 | 4360,3 | 6831,8 |
Источник: Росстат.
Что можно вынести из беглого ознакомления с данными?
Во-первых, представленные цифры — наглядная иллюстрация тезиса о снижении рождаемости в стране. Посмотрите: число детских садов (а также школ) уменьшается, а охват детей остается стабильным. Понятно, что статистические данные отражают "среднюю температуру" по стране, однако сложившаяся в последние годы нехватка мест в городских детских садах — следствие снижения рождаемости и массовой приватизации дошкольных учреждений начала 90-х. Еще один нюанс: приватизированы или отданы в долгосрочную аренду преимущественно муниципальные детские сады, так что весь спрос за невозможность устроить ребенка в детский сад с местных властей и партии, в которой они состоят.
Во-вторых, за период 2000-2004 гг. численность студентов возросла в 1,5 раза, при этом число обучающихся в негосударственных вузах возросло в 2,5 раза, а самих негосударственных вузов с 1993 г. стало больше в 5 раз. По поводу численности студентов радоваться, наверное, не стоит: начиная с 2008 г. число поступающих в вузы будет стабильно сокращаться, сегодняшние студенты — "дети перестройки", в период которой рождаемость в два раза превышала смертность.
В-третьих, средняя зарплата в сфере образования за годы российской независимости ни разу не превышала двух третей от общероссийской, говоря по-другому, после распада Союза органы государственного управления так и не вспомнили о выполнении своей непосредственной обязанности по поддержанию и развитию образования в стране.
Продолжая мысль о грамотно составленном Нацпроекте, отметим, что основной посыл заключается в повышении не уровня образования населения, а качества образования. Насколько верны направления реализации данного посыла, рассмотрим на некоторых примерах.
Инновационные образовательные программы
Первый и основной раздел Нацпроекта, на финансирование которого выделяется 26 млрд. рублей из 48,38 млрд. общей суммы. На вузовские инновационные программы предусматривается 20 млрд. рублей, на общеобразовательные — 6 млрд. Направление 40% средств Нацпроекта на инновационные образовательные программы в вузах по-другому можно назвать финансовой реанимацией буксующей реформы высшей школы.
Краткая история вопроса выглядит так. В начале нынешнего десятилетия руководство страны решило следовать реформе высшего образования в Европе, начавшейся в 1968 году. Целью европейской реформы является создание к 2010 году единой Европейской зоны высшего образования, унификация процесса получения и подтверждения квалификации, разработка и внедрение европейских образовательных стандартов качества. Отсюда усиленно внедряемые циклы получения высшего образования — бакалавриат и магистратура, здесь ищите причину перевода образования с зачетной и экзаменационной системы на так называемые кредиты или зачетные единицы, в этом причина планируемого сокращения федеральных государственных вузов к 2008 году с 662 до 300, к 2010 году — до 100 и перевод остальных на региональное финансирование (если в регионах потянут). Стремление подогнать российскую образовательную систему под унифицированные европейские (заметьте, не американские или азиатские) стандарты оказания образовательных услуг подвигло реформаторов к введению с этого года налогов на имущество и землю для образовательных учреждений – к фактическому приравниванию государственных вузов к коммерческим магазинам.
Однако раздираемый внутренними противоречиями ректорский корпус все еще продолжает вяло упираться. Многие, если не большинство ректоров российских вузов, считают европейскую реформу губительной для России. Поэтому на весеннюю сессию Госдумы внесен законопроект об изменении порядка назначения ректоров: если до сих пор их избирал Ученый совет вузов, то теперь они будут назначаться Минобрнауки. Нынешние ректоры, дабы избежать массовых организованных акций протеста студентов и прочих неприятностей, останутся на какое-то время президентами вузов, после чего спокойно отойдут от дел.
Вы думаете, все это прожекты? Отнюдь. С 1 сентября 2005 года 30 российских вузов уже начали эксперимент по переходу на новую систему образования. А теперь открываем Нацпроект: в феврале этого года будут отобраны первые 10 вузов для материального стимулирования внедрения инновационных программ (читай — перехода на европейские стандарты), еще 20 отберут в январе следующего года. Как вы думаете, совпадут ли отобранные вузы с теми, которые уже проводят эксперимент? Еще раз напомним цифру финансирования: 20 млрд. рублей или по 600-700 млн. рублей каждому вузу. Можете расценивать это как взятку, можете — как субсидирование, можете — как финансовый рычаг продвижения реформы высшего образования. Какая разница? Реформе — быть.
На этом фоне выделение по данному блоку 6 млрд. рублей 3 000 лучшим общеобразовательным школам страны (по 2 млн. рублей на каждую) выглядит элегантным добавлением к покупке высшей школы. Стоит заметить, что в отношении поощрения школ наглядно проступает необходимость присутствия контролеров, "смотрящих" за использованием денег. Дело в том, что школы — учреждения муниципальные, государство может их финансировать лишь опосредованно, через региональные бюджеты. Средства на школы будут перечисляться в регионы, а там контролеры и проследят за их целевым использованием.
Информатизация образования
Арифметика в данном разделе такая: на информатизацию выделяется 3 млрд. рублей, из которых на 300 млн. будет профинансировано приобретение информационных образовательных ресурсов, например, программ дистанционного обучения, 1,5 млрд. рублей потрачено на приобретение компьютерной техники, а 1,2 млрд. рублей — на подключение к интернету. Итоговый результат: приобретение компьютеров для 2,5 тыс. школ и подключение к сети 20 тыс. школ. Про компьютерное финансирование говорить ничего не будем (неизвестно, сколько компьютеров будет закуплено в каждую школу), а подключение (только подключение) одной школы к интернету обойдется родному государству в 60 000 рублей. Не забывайте, что многие школы давно уже подключены к сети, а также вспомните проект М.Ходорковского "Открытая Россия", одна из основных целей которого заключалась как раз в информатизации образования.
Поощрение лучших учителей
Раз уж заговорили о средней школе, упомянем, что Нацпроектом предусматривается материальная поддержка учительского корпуса. Денег на поощрение лучших учителей выделяется 2 млрд. рублей, при этом поощрить предполагается 20 тыс. учителей. Калькулятор подсказывает, что каждый прошедший конкурсный отбор учитель получит по 100 тыс. рублей. Доплата за классное руководство проходит по отдельному разделу.
Одобряя и приветствуя конкурсное повышение содержания учителей, отметим, что рассматриваемому Нацпроекту присуща та же черта, что и прочим: в одну кучу свалены средства и на потребление, и инвестиции. Разобщенность разработчиков и некомпетентность контролеров проявились в поощрении лучших учителей через бюджеты Нацпроектов, а не бюджеты государства и регионов. Разница в правовом плане заключается в том, что бюджет — это Закон, а средства, выделяемые на Нацпроекты — добрая воля Кремля. Представим себе гипотетическую ситуацию: сырье упало в цене, и денег на выполнение обязательств государства стало не хватать. Какие статьи расходов сократят в первую очередь? Скорее всего, деньги на Нацпроекты.
Формирование сети национальных университетов и двух бизнес-школ
Весьма интересный раздел Нацпроекта, на осуществление которого выделяется 9 млрд. рублей. Что такое "сеть национальных университетов"? Это создание на базе действующих вузов и академических центров двух новых учреждений высшей школы. На эти цели будет израсходовано 6 млрд. рублей.
Что такое "две бизнес-школы"? Это создание самостоятельных образовательных учреждений высшей школы в Московской области и Санкт-Петербурге с проектным бюджетом в 3 млрд. рублей. Что в первом, что во втором случае процесс формирования должен был начаться еще в конце 2005 года.
В отношении национальных университетов можно догадаться, что их создание будет производиться: в Сибири — на базе Новосибирского Академгородка или Красноярского научного центра, на Юге — в Ростове, Ставрополе или Краснодаре. Что касается двух бизнес-школ, то тут нас одолевают сомнения. Прежде всего, бизнес-школа Московской области скорее всего будет создана в Москве, а по области она откроет сеть филиалов. Есть ли такая необходимость в открытии нового образовательного учреждения и соответственно в столь значительных затратах для Московской области, если многие московские вузы уже сейчас имеют филиалы в ближнем и дальнем Подмосковье? Не проще ли создать бизнес-школу на базе уже имеющегося вуза?
Далее. Многие студенты из ближайших к Москве городов предпочитают учиться в Москве. И не потому, что в их городах нет филиалов вузов, а потому, что преподают в них московские профессора, которые по разным причинам не имеют учебной нагрузки в головной конторе, поэтому и наведываются с визитами в Подмосковье. Кроме кадрового состава в Москве лучше материальная база, те же лаборатории или библиотеки, больше возможностей получить дополнительные знания через изучение дисциплин по выбору, консультации, участие в конференциях и семинарах.
Возможно, есть логика и в организации санкт-петербургской бизнес-школы, но она также непонятна. Питер — город, имеющий несколько высших экономических учебных заведений со своими традициями, опытом преподавания, кадровым потенциалом, внешними связями. Плюс ко всему Питер и окрестности — регион небольшой, не создаст ли еще один экономический вуз ненужную конкуренцию и конфликты в образовательной среде? Преподавателей менеджмента или маркетинга нужно будет переманивать из других вузов, чем их заманит новая бизнес-школа? Деньгами? Но тогда финансирование должно быть большим по сравнению с другими вузами. Концепцией преподавания? Какая экономика — такой и менеджмент с маркетингом. Профессорско-преподавательским составом? Так профессора с преподавателями те же самые, не думают же разработчики переселять в город на Неве москвичей или иностранцев.
Организационное сопровождение проекта
Бюджет данного раздела более скромный по сравнению с прочими Нацпроектами — "всего" 280 млрд. рублей. (Например, ведомство Зурабова предполагает выделить на информационную поддержку "своего" Нацпроекта 1,3 млрд. рублей). На что же разойдутся эти деньги? Чтобы не утомлять читателя обилием цифр и направлений, скомпонуем данные в небольшой таблице.
Таблица 2
Бюджет организационного сопровождения Нацпроекта "Образование"
Статья расходов | Сумма (млн. руб.) |
Проведение семинаров в субъектах РФ по анализу хода реализации Нацпроекта | 40 |
Проведение семинаров по обобщению опыта работы лучших учителей, вузов и школ | 3 |
Издательские расходы (изданий описаний работы лучших образовательных учреждений, учителей и методические материалы) | 50 |
Общественное продвижение Нацпроекта (телепередачи, пресс-конференции, социальная реклама, круглые столы) | 90 |
Расходы на размещение заказов | 4 |
Деятельность организаций, сопровождающих реализацию Нацпроекта | 40 |
Создание, наполнение и поддержание интернет-портала Нацпроекта | 10 |
Мониторинг реализации Нацпроекта (10 выездов в регионы, опросы) | 40 |
Проведение трех интернет-конференций по реализации Нацпроекта | 3 |
Источник: Нацпроект "Образование"
Не смотря на то, что сумма, выделенная на информационное сопровождение, меньшая по сравнению с прочими Нацпроектами, разработчиков подвела излишняя детальность в расшифровке трат. Кто, например, сможет объяснить разницу между такими направлениями, как "Проведение семинаров в субъектах РФ по анализу хода реализации Нацпроекта", "Деятельность организаций, сопровождающих реализацию Нацпроекта" и "Мониторинг реализации Нацпроекта", каждая из которых "весит" ровно 40 млн. рублей? Неужели в Минобрнауки не знают, что "Создание, наполнение и поддержание интернет-портала Нацпроекта" ну никак не тянет на 10 млн. рублей (350 тыс. долларов)? Кто смог убедить разработчиков, что проведение каждой из трех интернет-конференций потребует 1 млн. рублей? Поневоле вспомнишь депутатов, бьющихся при принятии бюджета за каждую лишнюю тысячу.
Впечатление от Нацпроекта по образованию, также как от всех прочих Нацпроектов, одно: сначала чиновникам спустили общие цифры средств, а потом потребовали в кратчайшие сроки предоставить подробную расшифровку трат. Не было времени реально оценить потребности отраслей и обсудить с профильными специалистами актуальность финансирования того или иного направления. Не нашлось возможностей провести хотя бы поверхностное исследование рынка организаций, способных с наименьшими затратами реализовать тот или иной блок.
Разработанной системы реализации Нацпроектов нет. Раз нет системы — не будет и результатов, хотя мифы в умах людей уже созданы. Известно, что сегодняшние правители сильны в тактике, но мало что понимают в стратегии. Когда дым вокруг Нацпроектов рассеется, на что будут надеяться герои новых русских сказок?