Как Верка Сердючка и Андрей Данилко не стали депутатами Верховной Рады

В полночь с 25 на 26 августа истек срок подачи предвыборных списков в Центральную избирательную комиссию Украины на досрочные выборы в Верховную Раду. Решение о том, что образованный из трех маргинальных партий Блок Верки Сердючки «За своих!» идет на эти выборы и побеждает (в Украине проходной барьер — 3%), было принято заранее на съезде.

Определенные сомнения — идти или не идти — были лишь у фигуранта № 1 — Андрея Михайловича Данилко, более известного в России как Верка Сердючка. Однако часы пробили полночь, и, как в сказке про Золушку, карета превратилась в тыкву, а Верка Сердючка — из кандидата в народные депутаты обратно в жлобоватую проводницу непонятно какого поезда.

Судя по всему, в истории украинских, постсоветских, а может, и мировых выборов это будет единственный проект, который войдет в учебники по политическому пиару, даже не будучи зарегистрированным в Центральной избирательной комиссии.

Блок Верки Сердючки «За своих!» — это настоящая предвыборная бомба, которая могла взорваться только в этой стране, только в это время, только при этом политическом режиме и только в образе этого молодого человека из города Полтавы.

То есть, только в Украине — с ее уникальными традициями анархизма, анархо-синдикализма, а-этатизма, козаччины и махновщины. Скажем, в России или Беларуси подобный проект был бы невозможен никогда, и ни при каких обстоятельствах.

Проект мог состояться только в условиях полного коллапса власти, — когда досрочные парламентские выборы стали совершенно бессмысленным, но единственно возможным вариантом выхода из глубочайшего беспросвета — кризиса политического режима и государства.

Проект мог быть успешен только в эпоху «ЮЮЯ», — в эпоху, когда жесткая борьба трех мегазвезд украинской политики — Виктора Ющенко, Юли Тимошенко и Виктора Януковича — стала главным механизмом структурирования украинского политического процесса. Наверное, они все трое очень хорошие люди. Но нормальные граждане от них всех просто устали. Устали искренне и не по-детски! Поэтому основной электорат блока Верки — это те, кого достал беспредел власти и кто голосует «против всех».

Ну и, разумеется, подобный проект мог стать реальным только будучи возглавленным мега-звездой — «трикстером», чья узнаваемость абсолютна, чье творчество никого не оставляет равнодушным (и в хорошем, и в плохом смысле).

В архаической мифологии некоторых народов трикстер — это персонаж, который как бы восстанавливает сакральность и завершенность бытия, который при помощи карнавальных методов уравнивает ум и глупость, богатство и бедность, порок и добродетель. Трикстер — это жрец, прикидывающийся шутом или клоуном. Таковы скандинавский Локки, древнегреческий Гермес, славянский Иван-дурак. Примерно такова и Верка Сердючка: уникальность конструкции этого образа заключается в том, что он не ограничивается исключительно маской смешной, неуклюжей, жлобовитой проводницы. Его неотъемлемая часть — печальный, замкнутый в себе и совсем неглупый юноша Андрей Данилко.

Поход в Верховную Раду должен был стать блестящим апофеозом проекта «Верка Сердючка»: из прожорливой «гусеницы» «шоубиза» могла родиться прекрасная «бабочка» украинской политики и общественной жизни. Ведь личностные мотивации Андрея Данилко совершенно прозрачны и кристально чисты — как слезинка ребенка. Он, по большому счету, и есть взрослый ребенок. Он хотел пройти в Верховную Раду и стать всеукраинским Дедом Морозом — сделать много-много хороших и добрых дел. Без задней мысли и на полном серьезе. Именно потому, что Верка Сердючка в некотором смысле онтологична, а не технологична.

Всем, кому знакомо имя Михаила Михайловича Бахтина, открывшего природу карнавала и народной смеховой культуры, автора классической книги «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», без лишних пояснений понятен потенциал предвыборного венчурного проекта имени Сердючки.

Уникальность украинской политической ситуации заключается в том, что она долгое время остается пограничной — на грани хаоса. Это значит, что даже чье-то небольшое точечное усилие может перевернуть весь политический расклад в целом. Именно так было во время Оранжевой революции. Предвыборная кампания Блока Верки могла продолжить революционный процесс-2004 — стать торжеством «флеш-моба», современных сетевых технологий (построение так называемых «сетей доверия»), полной карнавализацией политического процесса, пересмеиванием любых «серьезных» инициатив «ЮЮЯ».

Ведь самым интересным в Оранжевой революции была протестная энергетика — когда широкие слои населения как бы сказали власти: ДОСТАЛИ! И проголосовали против политических уродов. Примерно на тех же энергиях, настроениях и технологиях должен был сработать и блок Верки Сердючки.

Скажем, билборды с изображением четырех персон — «ЮЮЯ» и Верки — и подписью: «Кто из нас НАСТОЯЩИЙ?» Или телеролик, в котором видеоцитаты из выступлений главных украинских политиков — в Верховной Раде, в программах Савика Шустера «Свобода слова», на сцене Майдана-2004 — смонтированы с фрагментами из выступлений Верки Сердючки. А в конце вопрос: «Так кто из них КЛОУН?» А также рассказы о «трех похоронных командах», о «трех дорогах к одному обрыву» и много чего еще.

Когда-то давно комичная «проводница»-травести просто потешала в разговорном жанре. Потом она запела и затанцевала, став мега-звездой и наиболее оплачиваемым артистом российского и украинского шоу-бизнеса. Потом она пошла на «Евровидение» и одновременно была изгнана с российской сцены после то ли «Russia, good by!», то ли «Lasha Tumbay».

Поход в Верховную Раду и вероятная победа этого блока на досрочных выборах могли перевернуть всю украинскую политику — превратить земляка Гоголя и Котляревского в знаменитость мирового уровня и начать процесс ротации украинских элиты. Ведь Верка собиралась побеждать не одна — за этим «паровозом» шла команда молодых политиков — людей вполне внятных, вменяемых, «self-made-man’ов», ориентированных на инновационное развитие и уставших взирать на Большой Дерибан эпох Кучмы и «ЮЮЯ».

За маской комичной проводницы скрывалась, помимо прочего, вполне вменяемая стратегия развития Украины — в концептуальном отношении ничуть не хуже, чем недавно презентованный «Украинский прорыв» Блока Юлии Тимошенко, чем «Стабильность и благосостояние» Партии регионов Януковича — Ахметова. И раз в 150 креативнее, чем придуманный американскими политтехнологами и ставший главным «посланием» ющенковской «Нашей Украины — Народной самообороны» на нынешних выборах смешной слоган-обещание отменить «неограниченную депутатскую неприкосновенность».

Отказ от штурма Верховной Рады — это удар по проекту «Верка Сердючка» значительно более серьезный, чем «Евровидение-2007» и символическое изгнание с российской сцены из-за дурацкого «Russia, good by / Lasha Tumbay».

Мораль этого предвыборного проекта такова: украинцы — очень умный, талантливый и креативный народ. Но отсутствие способностей к корпоративной солидарности, неумение договариваться и пресловутое «Где два украинца, там три гетмана», делает Украину легкой добычей любых — даже самых слабых и никчемных завоевателей. Именно тут лежат причины украинской отсталости и неконкурентоспособности, именно тут ответ на вопрос: почему в Украине успехов добиваются в основном серые личности, чье преимущество основано на «разведении» остальных — умных и талантливых?

Продюсеры Верки Сердючки, подобные ярмарочным цыганам, водящим на цепи медведя, оказались вполне настоящими балаганными «хохлами» — теми самыми, о которых в словаре Даля сказано, что они глупее свиньи, но хитрее «чорта». Ну и, в конечном итоге, перехитрили самих себя.

Непременно процесс ротации украинской элиты начнется уже скоро — ведь это вопрос выживания страны. Но едва ли это произойдет на ближайших парламентских выборах. И уже безо всякой Сердючки.

«Добрые люди» перевели стрелки, и поезд, в котором «паровозом» стала «проводница» Верка, на огромной скорости пронесся мимо вокзала «Верховная Рада» и умчался в неизвестном направлении. Кажется, навсегда.  

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram