Александр Батанов, генеральный директор Первого общественного православного телеканала «СПАС»
3 июля исполнилось ровно 11 лет ставшим уже легендарными выборам 96 года. Не юбилей, так чего ж, и вспоминать, казалось бы? Тем не менее, повод имеется – на страну неотвратимо надвигаются новые выборы. Явно не менее судьбоносные чем те, уже многими забытые.
А между тем, забывать о них нельзя. Прежде всего, потому что многие наши проблемы родом оттуда – из 96-го. И от того, найдут ли общество и власть их верное решение, зависит судьба их обоих. Зависит судьба нашей страны.
Именно поэтому так важно именно сегодня развеять некоторые мифы, сложившиеся по поводу обстоятельств и технологий тогдашней победы Бориса Ельцина. Что я и попытаюсь сделать на правах человека, входившего в 96-м в его избирательный штаб.
Недавно на прилавках московских книжных магазинов появилась книга американского журналиста Дэвида Хоффмана «Олигархи». Она посвящена шести людям, сыгравшим весьма значимую роль в событиях 90-х годов.
В предисловии к ней сказано буквально следующее: «Эти шестеро были среди тех, кто заставил Россию совершить грандиозный переход от рухнувшего социализма к олигархическому капитализму, неизбежному этапу на пути страны к либеральной рыночной экономике».
Вы спросите, кто же эти чудо-богатыри? Их имена вам хорошо известны. Это господа Березовский, Гусинский, Лужков, Смоленский, Ходорковский и Чубайс. Может быть, вы полагали, что за исключением некоторых, большинство из них уголовные преступники?
А вот, по мнению американского журналиста, они – «луч света в темном царстве». Именно они спасли Россию от страшного коммунистического реванша. Именно им Ельцин обязан своим переизбранием. Таков вывод автора или же скорее тех, кто и заказал эту книгу.
На самом деле, все было иначе. Вовсе не олигархи и не политтехнологи выковали победу для Бориса Николаевича. Так, в большинстве случаев, эффект от пресловутой акции «Голосуй или проиграешь» был обратным.
Предельно раскрепощенное поведение поп-артистов, ездивших по стране с агитационными турами, в российской глубинке вызывало недоумение. С этим приходилось сталкиваться буквально повсеместно.
Да и опасность победы Зюганова была, прямо скажем, сильно преувеличена группой заинтересованных лиц. В числе которых были ранее перечисленные господа-олигархи.
Они, собравшись в Давосе зимой 96-го, сами и придумали катастрофический сценарий. И с его помощью решили приватизировать власть. Их задачей было убедить Ельцина в своей незаменимости. Убедить, что решающий фактор - это телеагитация и деньги. Очень большие деньги. Дальнейшее было уже делом техники.
А пресловутые налоговые аукционы? Ельцин ведь вовсе не собирался отдавать своим псевдо-спасителям крупнейшие отрасли бывшего народного хозяйства в собственность. Олигархи обещали использовать их потенциал временно, подержать в руках и вернуть обратно.
Но они еще в Давосе решили иначе. Этим людям нужен был слабый, больной президент. Беспомощный и зависимый. Разумеется, они ни секунды не думали о таких нелепых для них вещах как благо России. Они планомерно работали над «распилом» ресурсов страны.
И для реализации своих целей не брезговали ни чем. Например, они сознательно начали коррумпировать близких президента, чтобы и их сделать зависимыми. А потом, сами же дали команду подконтрольным СМИ начать кампанию по «разоблачению» пресловутой Семьи.
При этом, с самого начала олигархи блефовали. Например, откровенно лгали относительно 3% рейтинга президента, которые якобы были у него на старте предвыборной гонки. Любой социолог подтвердит, что лидер государства, по определению, не может иметь меньше 20% поддержки. Тем более, в сердобольной России. Даже при самом плохом раскладе, фактически при отсутствии президента.
Но, нагнетая истерию, олигархи повышали свои ставки. Ведь если они добыли победу в таких условиях, то в праве рассчитывать на безмерную благодарность.
Однако Ельцин сам добыл себе победу. Просто русский медведь пробудился и показал, кто в доме хозяин. Это была его стихия – прямая и жесткая политическая борьба. И в ней ему не было равных.
Борис Николаевич глубоко трагическая фигура. По своему характеру, по своим инстинктам, он был настоящим народным президентом. Но олигархи и либерал-реформаторы сделали все, чтобы вырыть пропасть между ним и народом.
А, кроме того, всячески помогали Западу лишить Россию суверенитета, сделать ее тотально зависимой. А процесс передела собственности - необратимым под гарантии Запада. Но помогало в этом олигархам множество подручных. Кто-то за мелкую награду, а кто-то по скудоумию. Недавно бывший министр финансов господин Лившиц опубликовал весьма интересную статью.
В ней он восторгается тем, как лихо Ельцин умел, при его блистательном посредничестве, договариваться об увеличении размера кредита с представителями МВФ. Это сегодня во всем мире Международный валютный фонд считают инструментом финансового подчинения развивающихся стран, а тогда нас убеждали в бесспорно высочайших моральных качествах и бескорыстии этой конторы.
Либералы убеждали Ельцина в благотворности кредитов для новой России. Но, на самом деле, страна сама лезла в финансовую кабалу, набирая бесчисленные долги на будущие поколения.
От этой кабалы мы практически избавились совсем недавно. При президенте Путине. Да и вообще, мы сегодня живем в другой стране.
Однако многие из тех людей, участвовавших в преступлениях против нашего будущего, и сегодня живут в России. И продолжают утверждать, что в 96-м спасли Родину.
Кто-то из их коллег осужден и уже за решеткой. Кто-то – в бегах. Но где бы ни были они сегодня, они никогда не откажутся от своей заветной мечты, которая однажды почти реализовалась. Не откажутся от попыток приватизировать власть.
Ходорковский накануне ареста говорил, что вопрос передела собственности был окончательно и бесповоротно решен в конце девяностых. А вот вопрос о власти еще окончательно не решен. И по сей день ее будоражащий воображение призрак бродит и по Рублево-Успенским особнякам, и по дворцам в предместьях Лондона, и по виллам Лазурного берега, и по берегам Мертвого моря, и в лагерях Читинской области. Сводит с ума и без того не очень психически здоровых людей.
Эта статья – предисловие к книге, над которой сейчас идет работа и которая выйдет в свет накануне выборов 2008.
А пока мы предлагаем вниманию читателей один из ее фрагментов, описывающий реальный эпизод закулисья предвыборной гонки 96.
В июне 96 года большая свита российского президента во главе с самим именинником, в честь выборов нового главы государства посетила Волгоград. В этой свите нашлось место и мне, отвечавшему в штабе за график президента, в данный отрезок времени кандидата и соискателя.
Во главе штаба был поставлен старший помощник Ельцина Виктор Илюшин. В штаб также вошли: Татьяна Дьяченко, Анатолий Чубайс, Сергей Шахрай, Игорь Малашенко, Василий Шахновский, Александр Ослон, Сергей Зверев, Вячеслав Никонов и автор этих строк.
В этой, одной из первых поездок Татьяна Борисовна пока не участвовала и еще не предполагала, что в предстоящие два месяца будет не только членом штаба, но и ближайшим советником отца во всех его поездках до конца кампании и до конца его президентства. Но до этого было еще 3 нелегких для ее папы, ее самой и страны года.
В Ахтубинске все приближенные из узкого круга президента, его охранник и свита, включая специально доставленных по сценарию, утвержденному штабом, мэров городов миллионников погрузились на корабль главы государства «Россия». Я поднялся на борт одним из последних.
Успевший переодеться в спортивный костюм, начальник охраны президента Александр Коржаков заметил меня и потребовал, чтобы посторонние немедленно убрались с корабля. А он, между тем, уже отчалил и выходил на фарватер Волги.
Охрана уточнила у шефа, как понимать приказ. «За борт его немедленно», - изрек шеф и стал дожидаться исполнения приказа, больше похожего на приговор.
Помня о судьбе Костикова, бывшего пресс-секретаря президента, я понял, что сейчас и правда кинут за борт в хотя и майскую, но, все же, непрогретую волжскую воду. Да и до берега было точно не рукой подать. «Хотя бы разрешили бы одежду снять», - последнее, что пришло в голову…