Ключевое понятие в российской политике — доверие, прежде всего к объединяющему символу — президенту России. У "политики доверия", на которой держится современная российская политическая система, все больше проявляются не только положительные, но и отрицательные качества. 2006 год — ключевой для проверки и обновления модели "политики доверия".
Согласно опросам Фонда "Общественное мнение" 54% опрошенных россиян доверяют президенту РФ В.В.Путину; отчасти доверяют, отчасти нет — 27%; не доверяют — всего 16%. Доверяя единственному всенародно-избранному лицу в государстве, по сути, символу единства, россияне символически укрепляют доверие в обществе, снимая с себя существенный социально-экономический налог, вызываемый "недоверием". Отсюда — президентоцентричность отечественной политики, ее особая зависимость от выполнения обещаний главы государства. Проявив свои положительные качества в последние годы, "политика доверия" выявила и свои недостатки.
Недоверие к власти — основа политической оппозиции, причина крушений государств и правительств. "Вы не оправдали наше доверие" — лозунг цивилизованных оппозиционных демонстраций. Распад СССР — из-за недоверия к власти; кризисы на постсоветском пространстве, включая "цветные" революции — разворачивались по той же причине. Отсутствие революций в России — из-за особого доверия россиян, граничащего с доверчивостью и нерациональной верой.
Власть только тогда чего-то стоит, когда способна поддержать высокий уровень доверия в обществе. "Гарантом" общественного доверия может выступать не столько полумифическое развитие гражданского общества, сколько доверие к реальной легитимной власти, работающей на основе учета общественных потребностей. Среди всех ветвей власти, среди всех уровней власти, среди различных институтов власти и общественных институтов, в современной России наибольшим доверием пользуется президент.
Недостаточно выиграть демократические выборы, или получить "преемническую" власть, — "кредит доверия" в любом случае необходимо оправдать.
Горбачев пользовался доверием, разрушая "железный занавес" и приобщая страну к "общемировым" ценностям (в последствие оказавшимися капиталистическими); недоверие к нему выросло из несоответствия лозунгов "перестройки" отечественной действительности. Ельцин добавил к этому патриотизм, отвергая коммунистический период, и вел страну к дореволюционным схемам, опираясь опять-таки на почти иррациональное доверие народа. Недоверие к Ельцину возникло из-за несоответствия демократических лозунгов (по Конституции РФ почти "Свобода, равенство и братство", во всяком случае, социальное государство (статья 7)) и реальной ситуации с социальным расслоением, положением страны на грани территориального распада.
Главная заслуга современного главы государства В.В.Путина — способность за счет своего прагматизма, если хотите "просвещенного авторитаризма", не отвергающего, тем не менее, опыт предшественников, снять с общества налог "недоверия", наложенный эпохой Ельцина. Символично, что смена эпох проходила на фоне последствий финансового кризиса 1998 г., когда обязательства государства оказались лишь аналогом безответственных финансовых пирамид 1990-х годов. Заявление первого президента России о том, что "дефолта не будет", повлекло лишь финансовый кризис 1998 г. и всеобщий кризис доверия.
Свое политическое кредо В.В.Путин символично сформулировал в период принятия решения о подъеме затонувшей подлодки "Курск": "Я, во-первых, обещал это на встрече в Видяево, что мы поднимем лодку. И думаю, что нам нужно это сделать и вот почему. У нас одна из проблем, которая возникла за последние годы в стране, — недоверие к деятельности руководства. Это доверие может быть восстановлено только если то, что мы говорим и обещаем, будет исполняться. В экономике, в финансах, в политической сфере — везде. Если сказал — должно быть сделано. И это очень важно для внутреннего состояния общества".
Подобную политику можно назвать "политикой доверия", политикой выполнения обещаний, политикой символичных дел, понятных народу. С точки зрения многих экономистов и представителей оппозиции, нет большой нужды столь кардинально сокращать внешний долг России, как это сделал Путин. Зато этот символический поступок понятен народу. Возможно, арест Ходорковского не лучший макроэкономический шаг, но здесь главное — символика поступка, понятная людям. Также как снятие партии "Родина" с выборов в Мосгордуму. Партия не вписалась в параметры современных законов и правил, установленных властью "на доверии". "Доверие" в многонациональной, многоконфессиональной стране слабо совместимо с национализмом. Или терроризмом, от которого Путин, как и обещал, постарался избавить страну, и это ему во многом удалось. Если обещание не удавалось исполнить, глава государства не боялся разъяснить ситуацию. В случае с трагедией в Беслане, Путин пояснил, что ни одна из стран не может полностью гарантировать защиту от террора.
Символичным является газовый конфликт с Украиной — президент России сказал, что Украина должна платить по новым ценам, так и произошло. Не важно, что изменилась цена за транзит российского газа и т.д. Символика выполнения решения символически сработала. Причем котировки акций "Газпрома" (в этот период начавшего либерализацию акций), как в свое время и котировки "Юкоса", интересуют весьма ограниченное количество людей. Для общества символически важнее "капитализация" авторитета власти поддержание определенного уровня доверия. Надежность несущих конструкций здания биржи, для спекулянтов, на ней работающих, не менее, если не более, важно, чем котировки акций. Кстати, развитие кредитования в России последних лет — косвенный показатель роста доверия в обществе, как и снижение задолженностей по зарплате, неплатежей и т.д. Пока Путин как объединяющий национально-государственный символ оправдывает доверие, символически ясно соединяя слово и дело, его политику будут поддерживать в России и за границей.
"Политика на доверии" верой и правдой служила второму президенту РФ все годы его пребывания на посту. Подчеркнем, что принципиально нового по сравнению с периодом Горбачева и Ельцина не так много — главное, умение доводить дело до конца, наглядно выполнять обещания на уровне символичных конкретных дел. Существуют и невыполненные декларации и обещания, но при распространенной экономико-правовой малограмотности россиян (для которых снижение разрыва между уровнем жизни богатых и бедных, удвоение ВВП или модернизация армии — скорее абстракции, рационально трудно регистрируемые), и изворотливости чиновников, при соответствующей слабости оппозиции, эти недостатки "политики доверия" редко выходят на поверхность политической жизни. Тем не менее, монолит "политики доверия" подвергается коррозии, что рано или поздно может проявиться самым неожиданным образом, если не применить соответствующих антикоррозионных мер. Ситуацию отражают, например, социологические опросы.
Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) накануне 2006 года задал вопрос: "Как вы полагаете, наступающий 2006-й год лично для вас будет в целом лучше, хуже или таким же, как уходящий 2005-й год"?
Лучшего для себя ожидают — 36% опрошенных россиян (в Москве — 46%), год будет таким же — 32% (в Москве — 23%), хуже — 10% (в Москве — 12%), затруднились ответить — 22% (в Москве — 19%).
Что касается России в целом, то лучшую долю для нее в 2006 г. прогнозируют 30% опрошенных ФОМом россиян; считают, что год будет таким же — 29%, хуже — 12%, затруднились ответить — 29%. Оптимистов больше среди доверяющих В.В.Путину, среди более богатой, образованной и молодой части российского общества. Характерно, что ФОМ в качестве элемента стратификации для своих опросов, в первую очередь выделяет уровень доверия В.В.Путину, а уже затем материальные, территориальные, возрастные и прочие различия россиян. В начале данной статьи приведены цифры всероссийского доверия — только 16% россиян не доверяют президенту.
Различия в видении опрошенными судьбы отдельного россиянина и судьбы страны закономерны, более того, это главная интрига нашего времени, символически проявляющаяся во многих событиях. Например, когда спортсмен не идет выступать за сборную страны только потому, что его личный спонсор не ладит со спонсором сборной команды, или когда всевозможные неприязненные отношения между странами не мешают успешному развитию международного бизнеса отдельных бизнесменов, и т.д. Не говоря уже об относительном благополучии немногих на фоне относительного неблагополучия подавляющего большинства в одной и той же стране — как соотнести судьбу богача, бедняка и судьбу России?
Основа недоверия к общероссийской политике — в неспособности гармонизировать подобное социальное несоответствие, которое вряд ли удастся представить как данное традицией и свыше, — во всяком случае, пока жива память о СССР, и можно сравнивать Россию с заграницей. При сравнении уровня, качества жизни в России с другими странами "относительность" социального неблагополучия по ряду показателей перерастает в "абсолютность".
Серьезным испытанием в 2006 г. станет осуществление предложенных президентом в 2005 г. национальных проектов. Это испытание основ системы Горбачева — Ельцина — Путина, мигрировавшей от социалистической "уравниловки" к капиталистическим полюсам различий. В национальных проектах государство, помимо прочего, официально заявляет о программе подчеркивания различий, как на уровне специалистов, так и на уровне отдельных организаций. Например, выбор инновационных вузов и школ, на что выделены миллиарды рублей, поддержка отдельных учителей (100 тысяч рублей в год на избранного учителя, по мнению даже губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, не только стимул работать лучше, но и повод для социального напряжения) и т.д.
В целом, "политика доверия" предыдущих лет дает сейчас некоторые сбои. Вероятно, наиболее активно это проявилось в период монетизации льгот в 2005 г., — не случайно правительство затем заморозило развитие ряда подобных идей и законопроектов. Есть и другие симптомы неблагополучия с уровнем доверия, их пытаются ликвидировать. Подобно 1990-м годам, рушатся инвестиционно — строительные пирамиды, у российского производства существенные проблемы с резервными мощностями для осуществления амбициозных планов, а правительство логично забывает некоторые обещания последних лет.
"Подводные камни" "политики доверия" выявляют социологические опросы. В том же опросе ФОМ положительные факторы ожиданий для России 2006 г. (в порядке убывания): вера в лучшее; улучшение экономической ситуации (снижение инфляции, рост цен на нефть и газ, развитие производства и др.); улучшение внутриполитической обстановки, деятельность руководства страны; улучшение материального положения людей; забота о народе, реализация социальных программ; cтрана движется вперед, развивается; повышение безопасности, рост стабильности в стране; будет "год собаки", астрологи обещают улучшения; улучшения в сфере международных отношений, повышение авторитета России в мире. Обращает внимание, что в ответах на открытый вопрос, первое место отдано простой вере в улучшение ситуации: это — отголосок "политики доверия", основанной не столько на знании ситуации, сколько на вере. Кстати, в общественных институтах, пользующихся большим доверием россиян, таких как церковь и армия (отнюдь не наука), проблема веры в божественное предзнаменование или в приказ начальника также стоит на первом месте.
С чем связывают в 2006 г. россияне ухудшение ситуации в стране по сравнению с 2005 г.? Согласно опросу ФОМ (в порядке убывания): инфляция, другие экономические проблемы; ухудшение материального положения людей, удорожание услуг ЖКХ, усиление социального расслоения и др.; проведение непопулярных реформ, принятие непопулярных законов, критика власти в целом; отсутствие законности и порядка, рост коррупции, преступности; ничего хорошего не будет, не на что надеяться. Таким образом, пессимисты пытаются оперировать вполне рациональными доводами, лишь на последнем месте иррациональное "не на что надеяться". На этих людей символическая политика веры и доверия власть предержащим оказывает не столь большое влияние.
ВЦИОМ в своем исследовании готовности россиян к 2006 году отмечает нестабильность настроений в 2005 г. Так, "доля позитивных оценок политической ситуации с 10% в январе сократилась до 6% в марте, а в ноябре и декабре поднялась до максимальных в этом году 13%. Отрицательные оценки с января по март возросли на 9 пунктов (с 30 до 39%); затем негативная тенденция была преодолена: число отрицательных оценок к сентябрю снизилось до 28%, в октябре — декабре составило 31%. Доля средних оценок с января по июль сократилась с 53 до 46%, в сентябре подскочила до 51% и в ноябре — декабре вновь уменьшилась — до 47%".
Ситуация не столь стабильна, как, возможно, хотелось бы власти. Более того, по данным декабрьского исследования Аналитического центра Юрия Левады, россияне полагают, что порядка в стране становится меньше, и в целом уменьшается уверенность, да и радостей жизни не прибавляется. Сравнение с 2004 годом не в пользу сегодняшнего дня.
"Политике доверия" явно необходима модернизация. Модернизация на основе конкретных слов и дел с минимумом "двойных смыслов", на основе четких и определенных действий власти, понятных народу, прибавляющих россиянам радости и уверенности в 2006 г.