18 августа пройдут внеочередные парламентские выборы в Республике Казахстан. Для российских наблюдателей эти выборы представляют неподдельный интерес по двум причинам. Во-первых, Россия не может быть безучастной к политическим процессам, происходящим в важнейшей стране - союзнике, с которой нас объединяет общая граница в 7500 км. Во-вторых, сегодня Казахстан на шаг опережает Россию и ряд других стран СНГ по темпам экономических и политических реформ. По сути, внеочередные парламентские выборы в Республике Казахстан - это машина времени, которая позволяет нам заглянуть в возможное будущее постсоветского пространства.
Так как же развиваются политические процессы в Республике Казахстан? Можно с уверенностью утверждать, что страна вступила в новый этап политической модернизации. Этот этап характеризуется более значимой ролью Парламента (Мажилиса) и усилением веса партий в политической системе. Старт преобразованиям был дан конституционной реформой, проведенной по инициативе Президента РК. Нурсултаном Назарбаевым была предложена, как ранее писало АПН, наиболее оптимальная трансформация постсоветской политической системы - из президентской в президентско-парламентскую. Самое главное - в основе всех конституционных изменений лежат не сиюминутные цели по корректировке электоральных циклов, а четкие и ясные стратегические интересы страны.
В современном Казахстане настала пора привести политический дизайн в соответствие с новыми общественными реалиями. То есть перейти от режима «ручного» президентского управления к более демократичной и институционально устойчивой форме - партийно - парламентской системе власти. Теперь политические партии Казахстана будут по-новому конкурировать за места в Мажилисе, а в дальнейшем станут формировать Правительство и назначать Премьер-министра. Таким образом, через механизм партийного представительства будет обеспечено большее участие общества в управлении государством. Кроме того, это дает возможность самой власти гибко выдвигать те или иные коррективы для политического курса без революционных потрясений. Для постсоветского пространства это уже принципиально иной уровень политической культуры, способствующий формированию устойчивых общественных институтов. Своего рода социальных машин, способных функционировать без сбоев не одно десятилетие.
По предложению главы государства в Казахстане заметно увеличилась численность депутатского корпуса. Это обеспечит представительство в парламенте более широкого спектра партий и крупных социальных страт. Так, из 107 депутатов Мажилиса 98 будут избраны строго по партийным спискам, а оставшиеся 8 доизбираются Ассамблеей народа Казахстана, консультативно-совещательным органом при президенте Нурсултане Назарбаеве. Этот механизм гарантированного представительства этнических групп принципиально важен для стабильности такой многонациональной страны, как Казахстан. В частности, у русских граждан Казахстана теперь будет возможность всегда иметь своих прямых представителей в парламенте, независимо от способности местных «профессиональных патриотов» к партийной мобилизации.
Напомним, что одновременно с конституционной реформой Президентом Казахстана был предложен переход от преимущественно мажоритарной системы выборов депутатов Мажилиса к пропорциональной избирательной системе (т.н. выборы по партийным спискам). Теперь предвыборная борьба в Казахстане будет вестись не на основе противоборства между кошельками и амбициями отдельных кандидатов, а на базе открытой конкуренции партийных программ. Мировой опыт (Швеции, Австрии, Бельгии и других стран) показывает, что пропорциональная система обеспечивает более верное, чем мажоритарная схема, отражение реального соотношения политических сил в Парламенте. Это позволяет всем значимым политическим силам, преодолевшим установленный казахстанской Конституцией 7% порог, быть представленными в представительном органе власти. На мой взгляд, предстоящие выборы дают возможность выйти из явной маргинальности в политический мейнстрим целому ряду деятелей оппозиции (к примеру, экс-председателю Нацбанка Оразу Жандосову, бывшему генпрокурору Жармахану Туякбаю и многим другим).
Немаловажно, что пропорциональная система принципиально результативна, в ней не требуются повторные голосования. В ней исключается «переход» голосов от побежденных к победителям, который нередко вызывает нарекание избирателей. Так, по результатам прошлых выборов в Казахстане (2004 года) правящая партия "Отан" по партийным спискам набрала всего 43% голосов избирателей, а получила в парламенте 53 места из 77. Если бы выборы проходили по пропорциональной схеме, то у «партии власти» было бы не более 45 мест (т.е. отсутствовало бы квалифицированное большинство). Кстати, и российская «партия власти» - «Единая Россия» в немалой степени получила перевес в Госдуме с помощью подобного «послевыборного пересчета». Поэтому переход к новой пропорциональной системе выборов в любой стране представляет определенный риск для правящей бюрократии. Ведь он может привести не к однозначному укреплению уже сложившейся «партии власти», а, наоборот, способен сделать парламент более многопартийным.
По этой причине в Казахстане было немало споров по поводу ведения пропорциональной системы. Многие настаивали на том, что сейчас предпочтительнее смешанная система, потому что «народ не дозрел». Даже Государственная комиссия при Президенте РК предлагала такой вариант – 50% по мажоритарной системе, 50% - по пропорциональной. Но Нурсултан Назарбаев сделал окончательный выбор в пользу выборов по партийным спискам. Логика действующего президента понятна. Если Казахстан стремится создать долгосрочную демократическую систему, то необходимо решительно укрепить роль политических партий. Партии – это один из ключевых инструментов трансляции интересов социальных групп и один из важнейших социальных институтов. И переход на пропорциональную систему в ходе предстоящих парламентских выборов даст мощный импульс к развитию политических партий в Казахстане.
Смысл всей многолетней политики Нурсултана Назарбаева, как «отца-основателя» современного казахстанского государства, заключается в постепенном переводе управления страной «с ручного на автоматический режим». Поэтому главная ставка везде и во всем делается на создание устойчиво работающих государственных институтов. Видимо не случайно Нурсултана Назарбаева все чаще называют «евразийским Де Голем». Исторические параллели здесь более чем очевидны. Прекращение правительственной чехарды, достижение стабильности власти и значительный экономический рост - все это явилось результатом сильного президентства эпохи генерала Де Голля. Те же самые достижения мы видим в соседнем Казахстане при сильной власти Назарбаева.
Однако самым главным достижением основателя французской Пятой республики стало создание дееспособного государственного механизма. Даже когда «харизматический лидер» сошел со сцены, голлизм как система продолжал действовать. К примеру, при сменившем «великого француза» президенте Помпиду республиканская Франция не только не развалилась, но и достигла в своей истории самого высокого уровня индустриализации. Дело в том, что государственным институтам, сформировавшимся при Де Голле, уже не требовался харизматик для нормальной повседневной работы. Именно такого эффекта «рутинизации харизмы» и стремится достичь многоопытный Назарбаев.
Для решения этой задачи у страны есть неплохие предпосылки. За последние годы Казахстан уже стал совсем другим. Он превратился в богатую страну, имеющую политически ответственных граждан. Эти граждане уже готовы ассоциироваться в рамках политических партий, но совершенно не желают быть заложниками каких-то архаических кланов или финансово-политических групп. Так что время для политических реформ было выбрано Астаной как нельзя кстати. Поэтому чем больше полномочий будет добровольно передано Президентом в сторону Парламента, в сторону партийных структур – тем скорее в республике будут формироваться эффективные партии, способные выдвигать те или иные коррективы для политического курса. Подобная практика существует во всех демократических странах, когда во власти и в оппозиции есть два-три готовых министерских кабинета, готовых проводить правые или левые нюансы выбранного политического курса страны.
И, наконец, самое важное. За постсоветские годы в Казахстане вырос новый политический класс, бережно воспитанный Нурсултаном Назарбаевым. Эти ответственные политики, воспринимают свою страну не как текущий пиар- или бизнес-проект, но как историческую территорию, на которой будут жить их дети и внуки. Именно они в ходе выборов 18 августа сформируют не декоративный, а вполне работоспособный парламент. Наиболее опытные управленцы Казахстана представлены в общенациональной партия «Нур Отан», рейтинг доверия которой уже превышает 70%. Многие эксперты прогнозируют "Нур Отану" хороший результат, который связывают, в основном, с экономическими успехами страны. На мой взгляд, такой рост доверия во многом вызван тем, что партию возглавил сверхпопулярный общенациональный лидер – президент Назарбаев.
Так что в политической модели транзита, последовательно реализуемой Казахстаном, есть немало применимого и для нашей страны. До наступления большого избирательного цикла 2007-08 годов у нас есть еще время воспользоваться опытом, полученным с помощью «политической машиной времени», и сделать свой выбор в пользу предсказуемого будущего.