Брак по расчету: Москва в поиске партнеров

Предвыборная лихорадка

Народная пословица гласит — «нельзя складывать яйца в одну корзину!». Похоже на то, что сейчас российская власть “диверсифицирует политические риски” и поэтому присматривается к разным политическим силам в Украине, на которые можно сделать ставку на предстоящих выборах, оказывая моральную (а возможно, и материальную) поддержку.

Поддерживать, по предварительным данным, будут как из тех, кто точно проходит в Верховную Раду следующего созыва (Партия Регионов, БЮТ, Наша Украина и Компартия), а также из нынешних аутсайдеров, в надежде на их дальнейшую благодарность. Например, судьба СПУ, СДПУ (о), Народной самообороны, блока экс-спикера Верховной Рады Литвина, ПСПУ и остальных будет зависеть, в основном, от качества проведения ими своих предвыборных кампаний.

Наиболее известной формой сотрудничества политических партий двух стран является подписание договора о сотрудничестве. Такой документ придает определенный статус сторонам и обязательно афишируется в ходе предвыборной кампании.

В Госдуму пятого созыва на парламентских выборах в декабре 2007 года пройдут, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (Москва), четыре партии — «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Под вопросом пока СПС. Результат будет зависеть целиком от воли Кремля — пущать или не пущать. Остальные же партии не смогут преодолеть семипроцентного барьера.

На данном этапе вышеуказанное соглашение из российских партий есть пока только у «Единой России» — она, как известно, поддержала лидера “регионалов” на президентских выборах 2004 года и парламентских в 2006 году, а также оказывала посильную помощь на протяжении всего этого периода. Представляется сомнительным, что ЕР, составляющая большинство в нынешней Госдуме, и явно планирующая таковой остаться, поменяет своего украинского партнера после выборов.

Правда, в Москве сейчас не все довольны эффективностью такого сотрудничества, поскольку есть вопросы к выполнению ПР своих предвыборных обещаний. «Есть факты, когда представители БЮТ возводят памятник Кутузову, а вот «регионалы» вытворяют иногда такое, что ни в какие ворота не лезет», считает депутат Госдумы из фракции ЕР, пожелавший остаться неизвестным.

Во-первых, в России недовольны сохранившимися контактами с НАТО, неопределенностью будущих отношений в нефтегазовой сфере, статусом русского языка в Украине и прочими нюансами, периодически возникающими между странами. ПР, в свою очередь, уже акцентировала внимание российских властей, что позиция партии по языку и НАТО остается неизменной со времен прошлых выборов. А «регионал» Вадим Колисниченко заверил во время своего недавнего визита в Москву, что вопрос языка будет снят, если только российская делегация в Совете Европы поддержит его жалобу на невыполнение Украиной европейской хартии языков.

Во-вторых, согласившись на досрочные выборы, ПР поставила Москву в неудобное положение, — хотя Кремль, учтя опыт 2004 года, открыто и не выступал на стороне «регионалов», вместе с тем Госдума признала действия президента Украины однозначно “антиконституционными” и выступила на защиту парламентской коалиции во главе с ПР. “Согласившись с перевыборами, Янукович, по сути, добровольно сдал свой мандат легитимности. Помяните мое слово, больше премьером ему не быть. Сама украинская политика станет двигаться к этому, чтобы изменить статус премьера и каким угодно образом не допустит к власти Януковича”, — считает член экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при Госдуме РФ, евразийский империалист Александр Дугин.

У другой “проходной” в Госдуму партии — КПРФ, отношения с Компартией Украины документально не оформлены, но идеологическая связь представляется самой сильной — не случайно политтехнологи из КПРФ помогают своим украинским коллегам почти на всех выборах в Раду. Вот и сейчас представители КПРФ уже провели предварительные встречи в Киеве, а в КПУ такой визит к российским коллегам планируется на ближайшее время. Примечательно, что украинские коммунисты не прочь заручиться поддержкой и других российских левых, а не только КПРФ и не обязательно тех, которые проходят или участвуют в выборах.

Еще одному вероятному участнику будущей Госдумы — ЛПДР в Украине не нужен никто — специфический формат партии не требует партнерства с кем-либо. Исключение составляет только Тирасполь, где у В. Жириновского находится филиал своей партии — “ЛДПР Приднестровья”. Правду говоря, и в Украине, учитывая неоднозначный имидж лидера партии Владимира Жириновского, мало кто хочет демонстрировать с ним дружеские отношения.

Наиболее же востребованным партнерство с украинской партией является у второй «партии власти» — “Справедливой России”, которую возглавляет спикер Совета Федераций Сергей Миронов. В условиях конкуренции с «Единой Россией» на будущих выборах ей никак нельзя отставать от авторитетных коллег в части влияния на украино-российские отношения. Поэтому, как стало известно из достоверных источников, команда С. Миронова начала заниматься подбором будущего партнера в Украине, а выбирают они из трех политических сил — Социалистической партии А. Мороза, СДПУ (о) В. Медведчука и ПСПУ Н. Витренко.

Кто на свете всех милей?

Учитывая амбициозные планы СР на предстоящих выборах в Госдуму, ее сотрудничество с кем-то из украинских партнеров должно носить взаимовыгодный характер. Оно должно помочь политическим силам — и в России, и в Украине — прочно войти во власть.

Практическая реализация этих планов будет базироваться на указанном выше договоре, который даже сам по себе является знаковым проявлением морально-политического взаимодействия, а также на привлечении ресурсов каждой партии для нужд свого партнера с целью привлечения потенциальных избирателей.

Например, украинская партия в первую очередь захочет «пропиариться» перед пророссийски настроенным населением в Украине, получив моральную поддержку российской власти. Для СР же будет интересно получить голоса россиян в Украине, а также, что не менее важно — украинской диаспоры в России.

В этом направлении уже предпринимаются определенные шаги — последний Конгресс украинцев России прошел в здании Совета Федераций и рассматривался как мероприятие, которое курирует эта верхняя палата Федерального Собрания РФ под руководством С. Миронова.

Справедливости ради следует отметить, что и сам Миронов помог однажды украинской диаспоре — его вмешательство позволило на время снять проблему Библиотеки украинской литературы в Москве, которую хотели закрыть столичные власти.

Отбрасывая неизвестные пока общественности факты личной заинтересованности С. Миронова, которые повлияют на его выбор той или иной украинской политической силы, на процесс сближения будет влиять фактор узнаваемости в РФ. Например, хорошо знают в России спикера Верховной Рады, главу Соцпартии Александра Мороза — во время политического кризиса он стал для российского зрителя одной их центральных фигур коалиционного большинства, который «пал жертвой президента-тирана». Кроме того, СПУ традиционно воспринимается как отголосок прошлого у ностальгирующего населения. К плюсам лидера Соцпартии можно добавить и его последний визит в Москву — тогда он умело балансировал на состоянии неопределенности, царившей в российских политических кругах: никто точно не мог определить, какие же у него, после появления на Майдане, в действительности политические предпочтения.

В минус лидеру СПУ россияне могут записать разве что его первоначальное участие в «оранжевой революции», однако после постоянной «информационной обработки» сейчас об этом никто даже и не вспоминает. Кроме того, теперь Мороз активно подыгрывает Москве, постоянно срывая договоренности между В. Ющенко и В. Януковичем.

Нельзя забывать и о Викторе Медведчуке, которого называют “Мефистофелем” украинской политики даже тогда, когда он не участвует в большой игре. Именно благодаря Медведчуку, с его личными связями с высшим руководством РФ удалось не только почти втянуть Украину в ЕЭП, открыть в Киеве Российский клуб, а также вырастить из губернатора Януковича лидера первого эшелона, но и обострить исторически существующий внутри Украины раскол по линии Днепра.

Медведчук и сейчас является неким гарантом российских интересов на территории Украины — именно СДПУ (о) является инициатором проведения референдума в Украине о неприсоединении к НАТО.

Происходящие трансформации Медведчука, а именно его постепенное возвращение в политику, может свидетельствовать о том, что его помнят, в нем нуждаются и в Киеве, и в Москве. Но пока реальные возможности СДПУ (о) пройти в парламент кажутся призрачными, если только она не примкнет к ПР или ПСПУ, о чем, кстати, накануне намекнул экс-президент Украины и один из лидеров партии Л. Кравчук.

Наиболее же раскрученным в России политиком из Украины является Наталья Витренко — она никогда не была обделена вниманием российских СМИ, а в последнее время значительно активизировала свое присутствие в РФ.

Из самых запоминающихся моментов следует отметить три. Так, на конференции “Новые времена, старые проблемы. Украина — год после парламентских выборов”, которую организовывал известный «украиновед», депутат Госдумы Констянтин Затулин, лидер ПСПУ демонстративно “мочила” регионалов перед российскими СМИ, акцентируя внимание на том, что она и только она, а не ПР, является истинным проводником российских интересов в Украине.

Как признался сам Затулин, это мероприятие было организованно для того, чтобы его участников услышали в России. “Эта проблема в России есть, и я сталкиваюсь с ней 24 часа. Не буду показывать на таблички, кто здесь бы должен был быть и не пришел, хотя мог прийти. И не только здесь упомянутый, а и более высокие чиновники”, — сказал он.

Второй запоминающийся эпизод произошел во время обсуждения музыкального конкурса «Евровидение» на “Первом канале” — там тон задавала, конечно же, Наталья Владимировна, приехавшая в Москву специально обсудить участника от Украины. Ей не понравились слова песни «лаша тум бай», созвучные с «раша гуд бай», и поэтому, в присущей ей импульсивной манере, Витренко торжественно объявила, что “Данилко предал Россию, которая сделала его”, и пообещала, что “отныне он не сможет собирать в России многочисленные стадионы”. Ее поддержал и журналист одного из массовых печатных изданий — он, словами главного героя фильма “Брат-2”, пообещал, что Украина, по результатам Евровидения, “еще за Севастополь ответит”.

Н. Витренко, правда, не конкретизировала, как реализует свое обещание — возможно, по старой привычке, инициирует референдум по этому вопросу или выведет народ на улицу.

Прекрасно известно, что попасть на центральный российский телеканал, с 98% покрытия территории РФ и трансляцией на большинство постсоветских республик (в том числе, и на Украину), в самое рейтинговое время дано не всем. В условиях существования “стоп-листов” с фамилиями лиц, появление которых в эфире нежелательно, такой возможности удостаивается не каждый, а тем более — политик, а тем более — из Украины.

И, наконец, участие Н. Витренко в «православном» заседании политических партий, которое организовывал в конце мая зампред Государственной Думы РФ Сергей Бабурин. По некоторым данным, указанное мероприятие только официально носило характер «православного», а неофициально С. Бабурин оговаривал с Н. Витренко варианты проведения кампании, целью которой должна стать интеграция Украины и России. Ранее сообщалось также о том, что в ходе встречи планировалось обсуждение вопросов противодействия проведению на территории Украины военных учений с привлечением представителей членов НАТО (“Си Бриз” в Одесской и Николаевской области), а также пути финансирования указанных мероприятий.

Активная деятельность Н. Витренко в российском информационном поле нельзя считать случайной. Она может свидетельствовать о том, что на Витренко есть «виды». Такие факты больше похожи на начало массовой пропаганды ПСПУ и лично Н. Витренко накануне будущих выборов в Верховную Раду. Она ведь гармонично вписывается в концепцию использования политических сил в интересах РФ: «Кремлю нужна хоть и небольшая, но зато «крикливая» партия в ВР, которая, в первую очередь, будет мешать планам вхождения Украины в НАТО», — считает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Парадоксально, но факт — радикально настроенные российские политики могут реализовать свои цели, если только в Украине придет к власти радикальный, но… антироссийский политик. Таким политиком для них является, кажется, Ю. Тимошенко. «Янукович абсолютно неадекватен для того, чтобы управлять страной, состоящей из двух взаимоисключающих половин, и Ющенко для этого также совершенно неадекватен. Ныне там есть только один адекватный политик — Тимошенко, которая заранее согласна на распад Украины и на то, чтобы персонально возглавить её западную часть. А на востоке такого политика нет — готового на радикальный распад. Думаю, что такой политик на Украине вот-вот появится», — обещает А. Дугин, которому совсем недавно запретили въезд в Украину.

Подытоживая сказанное, очевидно одно — установление контактов с заграницей, явных или тайных, является обычной практикой для украинских политических партий. В качестве примера бывший спикер ВР Владимир Литвин приводит последние события, когда «оранжевые команды подпитывались симпатиями от европейского сообщества, а в то же время, коалиция смотрит, как реагирует на их поведение, движения, конвульсии и решения российская сторона, которая часто разочаровывается в представителях коалиции». По мнению Литвина, «Влияние есть, но мы стыдливо об этом молчим», а все подобные связи являются опасными, поскольку чреваты влиянием на принимаемые решения.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram