Петербургский писатель Вячеслав Рыбаков — один из самых «политических» литераторов нашего времени, патентованный возмутитель спокойствия и патриот высокой пробы. Одним из первых в современной литературе он понял правду имперской идеи. Одним из первых он осудил разрушительную деятельность либеральной интеллигенции.
И он же, одним из первых, обратился к новой этике русского патриотизма. Не социальный переворот с морями кровищи, не маршировка с устрашающими лозунгами и не погромы инородческих лавочек на рынке, нет. В новом романе «Звезда Полынь» Рыбаков призывает к самостоятельному творчеству все живое, все поднявшееся за последние годы после «великой зимы» 1990-х. Наперекор всему — беснованию либеральных СМИ, рифам рыночной экономики, противодействию внешнего фактора, правительственной невнятице, — группы мыслителей должны везде, где только можно, переходить к усиленной мыслительной работе, к выработке новых концепций, к восстановлению научно-технических школ и продолжению разработок.
Это очень правильный призыв. Пока Россия сохраняет достаточно мощную интеллектуальную среду, пока в стране остается немало не разъехавшихся за длинным баксом мозгов, она может подняться именно на кипении творческой стихии. Нельзя выть об утраченной судьбе, нельзя покоряться! Не стоит складывать руки и сидеть сиднем, заливая водкой утраченные годы. При любых обстоятельствах — работать, творить.
По ходу действия создается полугосударственная корпорация. Она строит городок, упрятанный в глухомани. Там собраны гении, и они составляют новый научно-технический центр по освоению космоса. С точки зрения питерского писателя, космическая идея по-прежнему может увлечь многих, рентабельна в меркантильном плане и, кроме того, настолько многогранна, что может «подтащить» к себе многое другое.
Рыбаков четко показывает: во-первых, развитие подобного рода проектов, рассчитанных на долгую перспективу невозможно без инициативы русских предпринимателей. Те из них, кто помнит о благе страны, те ростки «ответственной» или, иначе, «солидарной» буржуазии, будущей силой которых грезит национальный интеллектуалитет, могут быть заражены пафосом хайтековских достижений, к которым шел поздний СССР.
Ведь это красиво, а русский миллионер — не столь карикатурная личность, чтобы откликаться только на звон бабла. Восхищение такой красотой ему не чуждо. Вот отрывок из диалога двух... э-э-э... как сейчас говорят? «русских православных олигархов»:
«— Что проку искать какую-то там национальную идею? Вот если появится ради чего РАБОТАТЬ...
— Работают обычно ради денег.
— Да, конечно, но если принять, что работают ТОЛЬКО ради денег, тогда мы упремся в ту вонючую истину, которую нам навязывают: нет позорных работ, есть лишь позорные зарплаты. Киллер получает больше хлебороба или ученого? Долой хлеборобов и ученых, там позорно, айда в киллеры...
— Кажется, понимаю, что вы хотите сказать...
— И это обязательно должна быть в высшей степени хайтековская задача. С одной стороны — достаточно масштабная, чтобы вовлечь не десятки людей, а хотя бы десятки тысяч. А с другой — предельно высокотехнологичная. Чтобы, ухватившись за это зернышко, и всю экономику помаленьку вытянуть. Можно, конечно, согнать миллионы людей рыть канавы, чтобы повернуть реки вспять. Но тогда через десяток лет мы окажемся вообще голыми и босыми... Высокотехнологичная — и в перспективе очень-очень прибыльная. Чтобы покончить, наконец, с этим нефтегазовым позорищем!»
Во-вторых, в русской православной традиции содержится духовная составляющая, не позволяющая населению страны прокиснуть от долгого сидения на месте, без движения, без творчества. Это апокалиптическое стремление увидеть «новое небо» и «новую землю», когда-то подстегнувшее колонизацию бескрайних пространств русского севера и Сибири. А, значит, и в нынешней ситуации существует канал, по которому можно направить интеллектуальные силы России на научно-техническое развитие.
Один из персонажей романа рассуждает: «Новое небо и новая земля... Вот что на самом деле получается у нас лучше всего... Вот что за маяк светит нам спокон веку. Вот что за жажда ведет по свету и дарит топливо мыслям и мышцам. Дает корень всему, от литературы до космонавтики, не говоря уже о попытках реформ».
Над страницами романа витает великолепная авторская интуиция, предъявившая потаенную правду нашего времени. Огромное количество интеллектуалов сейчас как будто погрузилось в полусон. Не работают на полную катушку. Выживают в условиях тесных и некрасивых. Отстраняются от жизни или понемногу жертвуют собственную личность мелкобытовой суете в повседневных конфликтах. Тысячи, десятки тысяч хотят получить большое настоящее дело. Послужить своей стране. Сдвинуть с мертвой точки великие задачи, брошенные когда-то за рыночным недосугом. И вся их огромная творческая сила, дай ей только шанс, устремится ввысь, будто пружина, сжатая до отказа, а потом отпущенная. И если правящая элита не созрела или вообще не из того материала создана, чтобы дать этой накопленной энергии настоящую цель, то пускай хотя бы отечественные предприниматели потихоньку, таясь и отбивая наскоки, привлекая к нефальшивому делу изголодавшихся по серьезной работе людей, примутся разбаррикадировать дорогу в будущее.
Ведь космос у питерского фантаста — это и есть будущее. Мечта не умерла, есть надежда! Вот правда, которую сумел сказать Рыбаков.