Вялотекущий политический кризис на Украине постепенно выруливает на финишную прямую. Очевидно, что большинство избирателей не сменят своих предпочтений, и соотношение сил трех крупнейших политических сил сохранится. Настает время задуматься — а на что рассчитывал Ющенко, добиваясь досрочного голосования?
Когда Ющенко подписал указ о роспуске Рады, часто проводили аналогию между нынешним украинским кризисом и 1993 годом в России. Признаться, меня удивляло, как серьезные люди могут не видеть качественной разницы этих событий. В 1993 году все-таки на повестке дня стояли вопросы смены социальной системы, выбора стратегии глубоких социально-экономических реформ. Как бы ни относиться к сторонам того конфликта и личным качествам их лидеров, но ставки борьбы касались каждого жителя России. А такие вопросы в истории часто решаются кровью.
Нынешние украинские проблемы кровью не решаются. Принципиальной разницы в социально-экономической политике Ющенко и Януковича не наблюдается. Характерно такое майское заявление видного парламентария Партии Регионов, секретаря комитета иностранных дел Рады Л. Кожары: "Если отбросить персональные приоритеты, то, конечно, идеологически с "Нашей Украиной" мы более близки, чем с БЮТ. Я был участником первых коалиционных переговоров — весной прошлого года, когда в составе группы "5 на 5" мы работали над соглашением. И скажу вам, что у нас расхождений с "НУ" по вопросам экономического развития, политического, международного не было".
Но импульсивная Тимошенко тоже не выбивается за рамки обычного пост-советского передела собственности, следования либеральным рецептам с легким налетом государственного дирижизма (с неизбежной коррупционной составляющей).
Решение языкового вопроса, действительно волнующего граждан Украины, не получило пока от вялого Януковича фактической, а не словесной поддержки. Универсал, подписанный в 2006 г. Ющенко и Януковичем (а ныне снова поддержанный Партией Регионов), гарантирует украинскому языку сохранение нынешней госмонополии.
Вялость и рыхлость Партии регионов, готовность Януковича на уступки перед натиском Ющенко могли бы разочаровать избирателей востока, но лишь немногих. Ведь Янукович не впервой сдает позиции Ющенко. А избиратели снова и снова прощают своему номенклатурному лидеру его оппортунизм. Янукович потому и уступчив, что не видит существенной для него угрозы. Выборами больше, выборами меньше…
Публичная сторона конфликта: Ющенко требует выборов, чтобы наказать перебежчиков из «оранжевых партий», поскольку избиратели не уполномочили их сменять ориентацию. За этим поводом стоит возможность более серьезного сдвига — ведь фронт поменяла целая партия — социалисты Мороза. Понятно, что большие партии в ходе выборов останутся более или менее «при своих». А вот малые партии — нет. Но как раз от них в условиях равновесия сил многое зависит. Если социалисты не перепрыгнут барьер и не попадут в Раду, то соотношение сил изменится.
Мороз, этот вечный свой среди чужих и чужой среди своих, серьезно смешал карты «оранжевым», но теперь оказался самым националистическим участником коалиции большинства. В таком качестве он теряет электорат, и в итоге может переиграть сам себя. А исчезновение социалистов в центре политического спектра Украины может вернуть большинство «оранжевым». Тогда и «болото» перебежит к ним.
«Восточников» может ждать еще одна неприятность. На прошлых выборах для прохождения барьера чуть-чуть не хватило голосов «прогрессивным социалистам» Витренко. Она прямо обвиняла чиновников восточных областей в фальсификациях. Еще бы — появление более радикальной «восточной» партии ослабило бы «регионы», которые пока представляют восток монопольно. Помочь «Витренчихе» пробиться в Раду — еще одна задача «оранжевых». Ведь сила «голубых» в единстве, контрастирующем с расколотостью «оранжевых».
Игра «на Витренко» рискованна — ведь если в итоге она станет лидером восточников, заводная «Витренчиха» может серьезнее раскачать ситуацию, чем Янукович.
Выдержит ли украинская политическая система двух «отвязных дам»?
Но, вероятно, Ющенко этого не боится, надеясь, что время работает на него. Бросив вызов конституционному законодательству, он занялся и усилением президентского контроля над избирательным аппаратом. На примере России мы знаем, что если избирательная «вертикаль» контролируется президентской администрацией, итоги выборов получаются такими, как надо. Так что, избавившись от Мороза, нейтрализовав Януковича и поиграв с Витренко, «оранжевые» займутся строительством на Украине «управляемой демократии». Если, конечно, осенью все пройдет, как задумано.