Террористы на свободе

Совсем скоро в Приднестровье выйдут на свободу последние двое заключенных террористической группы «Бужор». Как заявил министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай, Андрей Иванцок выйдет из тюрьмы 28 мая, а Тудор Петров-Попа 2 июня, по истечении пятнадцатилетнего срока заключения. Оба принимали активное участие в деятельности террористической группы под руководством нынешнего румынского сенатора Илие Илашку, освобожденного 5 мая 2001 года в знак доброй воли в отношении президента Воронина, провозгласившего на заре своего правления курс на укрепление добрососедских отношений с Россией.

Террорист Илашку был освобожден из тюрьмы, фактически, благодаря давлению руководства РФ. В Тираспольских «застенках» убийцы мирных жителей Приднестровья весь период заключения чувствовали себя достаточно комфортно. Беспрецедентным является факт заочного избрания депутатом парламента Румынии в 2000 году. По некоторым сведениям, бывший террорист «голосовал» из Тираспольской тюрьмы записками, в ряде острых политических баталий на внутрирумынской сцене серьезно повлияв на ситуацию.

При этом следует напомнить, что 30 апреля 1992 года группа Илашку расстреляла из огнестрельного оружия служебный автомобиль, в котором находился депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, председатель исполкома Слободзейского районного совета народных депутатов, командующий Южным фронтом обороны Приднестровья Николай Остапенко. От полученных ран Остапенко скончался, водитель получил тяжёлые увечья. 8 мая 1992 года группой Илашку был обманным путём схвачен, застрелен и сожжён в собственной автомашине начальник штаба ополчения Слободзейского района Александр Гусар. Группой были совершены покушения на убийство семьи Гусара, а также на убийство заместителя прокурора Слободзейского района Приднестровья Юрия Савенко и ряда других политических активистов Приднестровья. В планы группы входили дальнейшие убийства и диверсии (взрывы транспортных и иных инфраструктурных объектов, а также зданий, в которых располагались органы власти ПМР).

Несмотря на очевидность обвинений, мощную доказательную базу, наличие живых свидетелей и многотомные материалы дела, в защиту террористов группы «Бужор» долгие годы охала и ахала журналистская братия Европы и США. Им покровительствовала евробюрократия, а Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить «пострадавшим» убийцам около миллиона долларов, на том лишь основании, что в задержании диверсантов группы «Бужор» принимали участие в том числе и военнослужащие российской армии.

Однако сегодня стоит обратить внимание и на ряд правовых последствий для отсидевших свой срок Иванцока и Петрова-Попы. Следует напомнить, что освобожденный и лично переданный на руки президенту Воронину руководитель боевиков Илашку фактически оказался в роли национального героя Молдовы.

С точки зрения права, руководитель террористической группы, несмотря на покровительство Министерства Национальной Безопасности РМ (сегодня данная структура носит название Служба Информации и Безопасности), совершил ряд серьезных уголовно наказуемых деяний, которые на стороне Молдовы не были должным образом расследованы. Поразительно, ведь стоит обратить внимание хотя бы на тот факт, что Николай Остапенко на момент убийства группой Илашку являлся действующим депутатом парламента Молдовы (от Приднестровья). Сложно представить сегодня убийство какого-либо молдавского парламентария, по факту которого не было бы возбуждено уголовное дело и не были бы допрошены, либо как минимум приглашены для допроса свидетели событий и подозреваемые. В особенности, с учетом нелегитимности приднестровских институтов власти в глазах мирового сообщества, да и Молдовы.

Идея допросить Илашку не пришла в голову ни молдавским следователям, ни евробюрократии, сосредоточившей максимум внимания на военных преступлениях в бывшей Югославии. Вероятно, с точки зрения Европы, жители Приднестровья вообще людьми не являются, и расследовать здесь нечего.

Стоит вспомнить, что после освобождения, Илие Илашку прямо из кабинета президента Молдовы Воронина сделал звонок президенту Румынии, куда тут же преспокойно и отправился в сопровождении многочисленной охраны, выделенной Владимиром Ворониным для важной птицы. В то время сам Воронин находился под серьезным давлением со стороны бессарабского «гражданского общества» в лице ультрарадикала Юрие Рошки и его уличных толп из числа многотысячных сторонников антироссийского вектора Молдовы. В те времена в центре Кишинева, на глазах журналистов и сотрудников полиции и спецслужб, российские флаги и портреты президента РФ полыхали с завидной регулярностью. Возможно, нарочито «пророссийский» Воронин попросту испугался, ибо чувствовал себя в новой роли менее уверенно, чем Илашку в своей.

Сегодня, однако, другие времена. От «пророссийскости» Воронина не осталось и следа. Один из активистов группы «Бужор» Штефан Урыту, принимавший 15 лет назад участие в разработке террористических актов и диверсий, и лишь чудом ускользнувший от приднестровской фемиды, сегодня является ведущим специалистом по правозащитной деятельности бывший террорист возглавляет Хельсинский комитет по правам человека в Молдове. Следует отметить также тот факт, что желания допросить Урыту у молдавских правоохранительных органов не возникло ни разу за прошедшие полтора десятка лет. Надо понимать, и не допросят.

В мировой практике существует масса прецедентов, когда по окончании срока заключения где-нибудь в Европе, возвращаясь, к примеру, в Турцию, преступник нес повторное наказание, причем более серьезное. Дело рассматривалось, и уголовник получал к уже отсиженным за границей годам еще столько, сколько того требует местное законодательство. С учетом нелегитимности приднестровского судопроизводства дело об убийстве Николая Остапенко и Александра Гусара по странной причине в Кишиневе не возбуждалось. Факт убийства налицо. Свидетели живы. Документов предостаточно. Дела нет. По освобождению и возвращению в Молдову, в рамках данного дела оба террориста Иванцок и Петров-Попа должны быть допрошены, одновременно с руководителем группы Илашку и «хельсинским правозащитником» Урыту.

Отсутствие какой-либо реакции со стороны «правоохранительных органов» Молдовы в отношении выходящих на свободу диверсантов вполне заслуживает закономерного вопроса со стороны целого ряда государств: в частности, России, Украины, да, в общем-то и стран Евросоюза. Следует дать ответ: совершили ли данные лица ряд уголовных преступлений, либо убийство мирных жителей и терроризм не в любой стране рассматривается как преступление? Реакция со стороны стран-участников переговорного процесса по вопросу молдо-приднестровского урегулирования также будет являться знаковой и определяющей. Кем отныне следует считать Иванцока и Петрова-Попу?

Следует обратить внимание также и на тот факт, что на сегодняшний момент правоохранительными органами Республики Молдова по политическим мотивам возбуждены уголовные дела в отношении десяти сотрудников Министерства Госбезопасности ПМР, часть из которых уже объявлена в международный розыск. Такое вот избирательное правосудие по-кишиневски. На фоне сомнительных «мирных инициатив» Молдовы, данные факты смотрятся особенно показательными. Укрывательство террористов, героизация участников массовых убийств мирных жителей в Приднестровье, регулярные награждения боевиков, финансовая помощь и бесплатное жилье «ветеранам войны с сепаратистами» является, по сути, плавным продолжением политики националистического руководства Молдовы периода конца 1980-х начала 1990-х. Приднестровцев все эти моменты настораживают, и ни о каком добрососедстве с Молдовой, которую мы имеем на сегодняшний день, и речи идти не может.

Российским государственным чиновникам, в отношении которых полгода назад президент Воронин соблаговолил проявить миролюбие и стремление договариваться по всем спорным вопросам, стоит обратить внимание на поведение властей Молдовы в отношении бывших террористов Иванцока и Петрова-Попу. Будут ли они как минимум допрошены, или их возведут в ранг национальных героев как Илашку? В начале 1990-х все они являлись членами фашистской националистической организации Народного Фронта Молдовы, лозунги которой мало отличались от НСДАП, а расовая теория молдавских интеллектуалов провозглашала необходимость очищения крови через институт обязательного национального брака с предварительным, при наличии на то необходимости, избавлением от уже имеющихся русских жен-мужей.

Чтоб проще разъяснить идеологию выходящих со дня на день на свободу «узников Тираспольского режима», достаточно лишь вспомнить один из множества лозунгов Народного Фронта Молдовы: «Евреи, убирайтесь утопим вас в русской крови!». Румынский сенатор Илие Илашку в начале 1990-х являлся председателем Тираспольского отделения данной организации, ее активистами были остальные участники группы «Бужор».

Иванцок и Петров-Попа для современного русского человека это, на самом деле, «Бронзовый солдат наоборот». Если Россия хочет, чтоб её уважали, для нее должно быть важным всё. Не только памятники своим солдатам, но и судьбы живых еще фашистов, убивавших людей в какой угодно части света только лишь за то, что они не хотели без быть расстрелянными, как Н.Остапенко или сожженными, как А.Гусар разговаривать и воспитывать детей на родном языке. Определяющим моментом является то, что этот язык был для них русским. И данный фактор должен быть принят во внимание сегодняшней Россией точно так же как и то обстоятельство, что в некоторых государствах за пределами России сегодня убийство русского любую гадину немедленно превращает в национального героя.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram