Вероятно, что в России американский мультипликационный сериал «Симпсоны» знаком если не всем, то, по крайней мере, очень и очень многим. О его успехе и популярности свидетельствует уже тот факт, что на отечественном телевидении он без перерыва идет уже не первый год. Кроме того, руководство разных телеканалов озаботилось еще и тем, чтобы приобрести «младших братьев» и «дальних родственников» мультфильма.
Как правило, в целом существуют три точки зрения на это шоу (если исключить тех, кто не видел сериал вообще и не знает, что он из себя представляет).
Во-первых, некоторые полагают, что это — бездарно нарисованный мультфильм с уродливыми персонажами, который не несет в себе ничего ценного и не годен даже для развлечения. Более того, добавляют некоторые, это шоу пропагандирует насилие, наркотики, «грязь», делает все популярнее ненормативную лексику и т.д. и т.п. Нужно сказать, что эти люди либо никогда не видели сериала, либо составили свое мнение о нем на основе увиденных фрагментов. Обыкновенно те, кто придерживаются такого взгляда на мультфильм, являются горячими поклонниками и даже фанатами реалити-шоу «ДОМ-2». Вот почему нам не следует даже прислушиваться к этому мнению.
Во-вторых, другая часть зрителей признает сериал забавным, приятным, во многом интересным и имеет благоприятное впечатление от увиденных серий. Хотя, надо заметить, эта аудитория относится к сериалу исключительно как к развлекательному шоу или как к чему-то такому, что позволяет хорошо провести время.
Наконец, в-третьих, существуют и такие, кто думает, что в сериале обсуждаются действительно важные общественные и политические вопросы, с которыми неизбежно приходится сталкиваться в повседневной жизни. Как только зритель начинает задумываться над увиденным, говорят эти люди, к нему приходит понимание, что на самом деле так оно и есть. Давайте посмотрим, насколько это утверждение соответствует истине.
Но прежде следует сказать еще кое о чем.
На родине сериале — в США — с начала 2000-х гг. одна за другой стали появляться книжки из серии «философия и популярная культура». Так, например, были изданы следующие хиты « “Матрица” и философия» (в двух томах), « “Баффи-истребительница вампиров” и философия», «“Властелин колец” и философия», «“Звездные войны” и философия». Второй выпущенной в этой серии книгой (2001 год) стала «“Симпсоны” и философия». В 2005 году некоторые из этих сборников появились и на русском языке, среди которых была книжка и о «Симпсонах».
Мы должны иметь в виду, что цель, которую преследовали авторы сборника, на самом деле была очень и очень корыстной. Хотя все они в один голос утверждали, что книга была написана для обывателей-американцев и для студентов-философов (или нефилософов), которые ничего не хотят читать, чтобы хоть как-нибудь заинтересовать аудиторию («Мы пытаемся воспользоваться популярностью данного сериала, для того чтобы привлечь людей к чтению книг по философии»), все-таки они скорее хотели интеллектуально поупражняться и «потрепаться» на счет любимого шоу. Что получилось?
Большинство статей вышли действительно никуда не годными. Половина из них «философски перегружена», другая — слишком упрощена (как правило, это просто перечисление примеров, которые поклонникам сериала и без того хорошо известны). В итоге, нефилософу будет неинтересно, скучно и трудно читать книгу, а преподаватели и ученые, скорее всего, посчитают ее несерьезной. Но в книге есть и очень хорошие статьи, которые будут интересны многим интересующимся читателям, а посвящены они политике. Так, один автор, назвавшийся «суровым ученым-социалистом», проанализировал сериал «в духе марксизма», другой автор — с консервативных позиций. Причем оба философа настаивают на том, что сериал «политически амбивалентен», то есть является настолько же «левым», насколько и «правым».
По этому вопросу в США даже была любопытная полемика. Так, 5 февраля 1997 г. Бенджамин Стейн опубликовал статью «ТВ мир: от Мао к Дао», в которой утверждал, что политические вопросы в сериале отсутствуют как таковые. В итоге, 19 марта того же года было опубликовано письмо «“Симпсоны” подрывают семейные ценности» Джона Макгрю, где говорилось, что сериал предельно политичен и определенно пропагандирует левые взгляды. На этот выпад авторы Мердок и Джонсон-младший возразили, что сериал настолько же нападает на «левых», насколько и поддерживает традиции. То, что сериал может считаться и либеральным, и консервативным, кажется, подтверждается самим этим спором.
Следует сказать, что, несмотря на многие протесты, сериал все-таки имеет свою идеологию. Совершенно очевидно, что она буквально навязывается тем зрителям, которые относятся к сериалу как к развлечению. Конечно, идеология эта не имеет ясно выраженного характера и даже, более того, она крайне амбивалентна, но если сериал поднимает вопрос о политических вещах и затрагивает общественные проблемы, то, очевидно, чтобы он ни сказал нам об обществе, мы сможем сделать вывод, на каких позициях стоят создатели мультфильма. Определенно, что некоторые из серий шоу посвящены исключительно политическим вопросам. Например, это выборы, развитие и функционирование демократии, жизнь политиков и общественных деятелей, роль и значение религии в жизни социума и т.д. и т.п. Сериал затрагивает и более широкие проблемы: загрязнение экологической среды, семейные ценности, проблемы с нелегальными эмигрантами, права сексуальных меньшинств, межнациональные отношения, конфликты (от внутриличностных и межличностных до религиозных и групповых) и т.д. и т.п.
Лучший способ выяснить политическую составляющую сериала — это посмотреть на политические взгляды главных героев шоу. А поскольку в центре мультфильма именно семья Симпсонов, то говорить следует именно о них.
Семья состоит из пяти человек. Младшей дочери — Мегги — всего один год, поэтому она еще не составила об окружающем ее мире свое мнение, что облегчает нам задачу идентифицировать ее воззрения. Но если уж кто во всем сериале и является убежденным радикалом, то эта восьмилетняя Лиза Симпсон. Вне всякого сомнения, это — один из самых интересных и благородных персонажей сериала. Определенно она стоит на позициях «радикального феминизма» и также сильно тяготеет к идеям защитников окружающей среды, которые обычно избирают радикальные методы борьбы. Она ходит в баптистскую церковь каждое воскресенье, но лишь затем, чтобы не огорчать родителей. Лиза презирает образ жизни своей матери (Мардж), которая является домохозяйкой. Также Лиза — самый большой интеллектуал в шоу, что, однако, не делает ее счастливой.
Старший брат Лизы — десятилетний Барт — не имеет политических взглядов. Хотя он презирает все общественные устои, попирает многие моральные ценности и выбирает добродетель порока, тем не менее, его протест не является социальным и политическим. Скорее, это позиция мирного нонконформизма и личностного самоутверждения. Самый консервативный член семьи «Симпсонов» — это Мардж, мать троих детей, домохозяйка и талантливая художница. Она достаточно религиозна. Однажды, когда ее муж Гомер перестал посещать церковь и придумал себе собственную религию, она ясно заявила ему: «Не заставляй меня выбирать между моим мужем и моим Богом, ты проиграешь!» [Сезон 4; серия 23. Далее первая цифра — номер сезона; вторая — серии]. Она также — оплот нравственности в семье и моральный судья для окружающих. В одной из серий ей удалось развернуть масштабную акцию против насилия в мультипликационных фильмах для детей [2; 22].
Сложнее всего идентифицировать политические взгляды главы семейства — Гомера Симпсона. Лучший выход «навесить» на него «идеологический ярлык» — это назвать его инстинктивным либералом. Хотя опять-таки здесь не все так просто. Дело в том, что Гомер как никто другой ценит и любит свободу: он делает абсолютно все, что только захочет, и почти во всем его жена ему потакает. Несмотря на всю его безалаберность и эгоизм, он не слишком плохой отец: он по-своему любит детей и почти ни в чем не ограничивает их. Также он не религиозен и во многом его походы в церковь — это показуха, кроме того, он любит соперничать с Богом: так в одной из серий он достает список своих врагов, чтобы записать туда стул, из-за которого он свалился на пол, последними в этом списке оказываются записанными Бог-отец и Бог-сын [6; 115]. Его отношение к сексуальным меньшинствам двойственно. Так, в одной из серий он заявляет: «Мардж, ты меня знаешь. Я люблю, чтобы пиво было холодным, телевизор работал громко, а гомосексуалисты горели в аду!» (согласно телевизионному переводу «ТВ, пиво и откровенность») [8; 168]. Однако в другой серии, когда Мардж в очередной раз выгнала его из дома, он снимает квартиру с двумя геями и при том отлично с ними ладит.
Также он слушает по радио только консервативную волну, хотя и признается, что делает это потому, что находит радио-ведущего близким себе по духу. Когда Гомер заявляет: «Нет, нет, ребята, политика меня не интересует. Я с подозрением отношусь к тем, кто ходит на выборы!», он не вполне честен [6; 108]. В другой серии, когда Гомер сетует на Джорджа Буша старшего, он вдруг задается вопросом относительно выборов:
Гомер: Минуточку! Если Лиза [которой всего восемь лет — А.П.] за него не голосовала, и я не голосовал…
Мардж: Ты ни за кого не голосовал!
Гомер: Я голосовал, чтобы шампунь опять продавали в стеклянных бутылках. Я с тех пор стал циником!
На самом деле, Гомеру все же приходится принимать участие в политической жизни своего города — Спрингфилда. Понять характер этого участия нам поможет такой классик политической теории, как Макс Вебер, который классифицировал участников политического процесса по двум основаниям:
1) политика как профессия:
а) те, кто живут за счет политики (бюрократы);
б) те, кто живут для политики («политики по призванию»);
2) «политик по случаю»:
а) те, кто опускают бюллетень в урну, и этим их политическая жизнь ограничивается;
б) «политики по совместительству»: те, кто работают в сфере политики в случае необходимости, но она не становится для них «делом жизни».
Гомер принадлежит именно к последнему типу. Например, ему приходилось быть мэром одного из Спрингфилдов, когда город поделили на две части; также он избирался на должность «главного по мусору» в администрации города; как-то ему даже пришлось стать председателем профсоюза; кроме того, он возглавлял контрреволюционное движение под лозунгом «Эй, идиоты! Отберем этот город обратно!», когда власть в Спрингфилде узурпировала группа интеллектуалов («интеллектуальная хунта» по выражению одного из персонажей мультфильма).
Как бы мы не относились к Гомеру и к шоу, мы всегда должны иметь в виду то, что аполитичность Гомера и вообще любого другого персонажа сериала в любой момент может превратиться в пропаганду тех или иных идей или действий.
Продолжение следует…