Призрак Речи Посполитой сыграет в футбол

На апрельском заседании комитета UEFA в Кардифе было решено провести чемпионат Европы по футболу 2012 года сразу в двух государствах – в Польше и на Украине. Совместная кандидатура этих стран победила в первом же туре финального голосования, переиграв заявки Италии и Венгрии с Хорватией. Такое решение было очень неожиданным. У польско-украинской заявки было много слабых мест. В полуфинальном голосовании Польша с Украиной набрали голосов меньше, чем не только Италия, но и Венгрия с Хорватией, и всего на один голос опередили Турцию. Те деньги, которые они вложили в кампанию по выдвижению своих стран в претенденты на проведение Евро-2012, составили самый маленький бюджет среди всех государств, участвовавших в финальном конкурсе. Хорватия с Венгрией выделили вдвое большую сумму, Италия – втрое.

На Украине вообще не верили в возможность победы, ведь одна только непрекращающаяся политическая нестабильность в стране, казалось, должна была поставить крест на подобных планах. Украину и Польшу разделяет визовая граница, да и расстояния между стадионами в этих двух странах, казалось бы, запредельно большие. Такие два города, в которых будут проходить матчи, как Гданьск и Донецк, отдалены друг от друга на 1,9 тыс. км. При этом надо учесть довольно плохое состояние автомобильных дорог на Украине, устаревший железнодорожный транспорт, отсутствие развитой туристической инфраструктуры и т.д.

Впрочем, большие размеры в чём-то и помогли выиграть, ведь Польша и Украина – это рынок 85 млн. потребителей (в Хорватии и Венгрии – всего 15 млн.), а его неосвоенность – очень важный аргумент в пользу проведения там чемпионата. Помимо того, главному фавориту конкурса, Италии, сильно помешали коррупционные скандалы в её федерации футбола. Бизнес-интерес в экспансии на новые рынки, отодвигающий на второй план собственно организаторские способности кандидатов, уже недавно показал себя в выборе ЮАР как места проведения чемпионата мира в 2010 году.

И всё же, есть все основания полагать, что решающей причиной в выборе Польши с Украиной стал фактор политический. Его не скрывали и сами эти страны: в Кардифе на финальном голосовании присутствовали оба их президента – Лех Качинский и Виктор Ющенко, что является почти исключительным проявлением внимания к подобным конкурсам со стороны высшей государственной власти. А после победы В.Ющенко даже огласил специальное обращение к нации с поздравлением.

Премьер-министр Украины Виктор Янукович приехал в Варшаву на следующий же день. Он встречался и с премьером, и с президентом страны-соседа. Как было заявлено, главными темами этого визита были совместная организация футбольного чемпионата, политический кризис на Украине и экономическое сотрудничество. Неудивительно – все три темы оказались тесно переплетены. Как сказал украинский премьер, организация европейского чемпионата – это прежде всего «важный повод для демонстрации настоящих польско-украинских отношений». Спустя чуть больше недели активной подготовки, 27 апреля, опять же не взирая на внутриполитическую напряжённость, в Варшаву прилетел и В.Ющенко. Совместно с Л.Качинским он подписал «Дорожную карту» польско-украинского сотрудничества на период 2007-2008 гг. «Мы работаем над реализацией стратегического польско-украинского партнёрства», - сказал украинский президент. «Мы даём Европе пример, как могут выглядеть отношения между двумя близкими народами», - дополнил его слова президент Польши. Ещё на встрече с Януковичем он подчеркнул, что Евро-2012 – это в первую очередь большой импульс для сближения двух государств. Глава польского футбольного союза Михал Листкевич даже объявил, что это решение UEFA «расширяет Европу».

Политическую подоплёку выбора Украины и Польши подчеркнули и проигравшие конкуренты. Венгерское издание «Nepsabadszag» написало, что это решение – «национальная трагедия Венгрии. Но одновременно и нечему здесь удивляться: деятели UEFA поддержали кандидатуру Украины, исходя из тех соображений, что надо бы пригласить эту страну в единую Европу». Польша и не скрывает того, что важнейшая её цель – интеграция Украины в евро-атлантические структуры. Всё время подчёркивая, что «дорога в Европу для Украины открыта» (Л.Качинский), лидеры Польши обозначают роль своей страны как «адвоката Украины в Европе». При этом даже на Западе некоторые эксперты отмечают, что Польша чуть ли не силой хочет «сделать Украину счастливой». В чём-то это очень похоже на правду. Противоречие между настроениями самих жителей Украины и планами Варшавы недавно очень элегантно выразил экс-президент Польши Александр Квасьневский в своём русскоязычном выступлении в Донецке, когда сказал, что «Украина нужна Европе, а Европе нужна Украина».

Такая позиция Польши имеет очень серьёзные основания. Эта страна сильно неудовлетворена своим местом в Евросоюзе и главной задачей ставит получение в нём влияния, сопоставимого с Францией или Италией. Собственно Польша для этого слишком слаба, поэтому единственным средством достижения такой цели является приобретение статуса региональной державы. В начале 2000-х гг. окончательно развеялись её надежды на лидерство в регионе Центральной Европы – Чехия, Словакия и Венгрия польского покровительства признать не захотели, Литва же предпочла сотрудничество в прибалтийской группе стран. Единственный выход – получить преимущественное влияние на Украину и Беларусь, ведя их по пути евроинтеграции как сильно зависимые (в первую очередь политически) страны. На этом пути Польша уже достигла большого успеха, сумев убедить западных партнёров поддержать её решение вмешаться во внутренние дела Украины осенью 2004 года и переиграв на этом поле Россию. В настоящее время итоги «Помаранчевой революции» во многом сошли на нет. Как говорит Ежи Марек Новаковский, бывший в 1997-2001 гг. советником премьер-министра Польши по внешней политике, «когда в Европе обрушились надежды и иллюзии, связанные с реформаторским курсом Киева, Польша из ведущего полузащитника в украинском матче скатилась до роли болельщика в оранжевом лагере». Это «отступление» надо остановить, и тут могут быть использованы самые разные предлоги для усиления влияния на Киев.

Есть у такой политики и очень серьёзные исторические обоснования, важные и для польских властей, и для настроений рядовых избирателей. Украина для поляков – это «утраченные земли» Польши, её «восточные кресы» (окраины). «Миф кресов» представляет эпоху их принадлежности Польше как период процветания, как «золотой век» польской истории. Польское самосознание строится на идеалах, на которых будто бы была основана общественная жизнь на кресах: это межэтнический мир при цивилизаторской миссии польской культуры и религиозная толерантность с постепенно убеждающемся в католицизме населением. Особенно сильные сантименты поляки испытывают к западной Украине, и более всего к Галичине, которую, обескровленную от монголо-татарских нашествий, они захватили ещё в XIV веке, и которую были вынуждены покинуть только после Второй Мировой войны. Эта земля имеет польский культурный облик – польские города, польские дворцы в старых поместьях, и местное «хлопское» восточнославянское население, разговаривающее на полупольском наречии. Львов был одним из важнейших центров польской культуры. И по сей день большинство поляков считает его польским, а нынешнюю его принадлежность – лишь временным успехом восточного варварства в противостоянии свету западной культуры. В значительной степени это относится и к другим землям Украины, по большей части вошедшим в состав Речи Посполитой в XVI веке. Разве что Левобережье, отпавшее уже через сотню лет, поляки не считают столь своим. Отношения с Украиной для Польши – это особенно важное направление политики. Это возвращение на старые земли после их «москальской» оккупации, это хотя бы частичное восстановление Польши в её целостности как она запомнилась полякам по своему «золотому веку».

Теперь Польша не стремится присоединить «украинные» земли к себе, но принципиальной задачей её политики, сформулированной в т.н. «доктрине Гедройца-Мерошевского», является минимизация московского влияния на Украине и вовлечение её в общее с Польшей культурное, экономическое и политическое пространство. Тем более что, несмотря на большую численность граждан Украины и её большую территорию, она воспринимается как страна слабая и нуждающаяся в покровительстве (польская экономика раза в 4 больше украинской), в том числе и в направляющей руке на пути к свободе и демократии. И действительно, надежды на интеграцию в евроатлантические структуры Украина может связывать именно с польской помощью. Теперь у Польши появился новый предлог для развития «интеграционных процессов в Центрально-Восточной Европе». «Чемпионат это также большая интеграция с Евросоюзом, и одновременно большой шанс для достижения одной из самых важных целей нашей внешней политики – сильной интеграции Украины с западными структурами. Может быть, 2012 год окажется также прекрасной датой для начала членства Украины в Европейском Союзе. … Для самой Польши это в конце концов возможность осуществить действительное, историческое объединение двух народов, и это над головами политиков», - пишет «Gazeta Bankowa». Кстати, такие предположения имеют некоторые основания в том, что как раз незадолго до чемпионата, в 2011 году, Польша впервые будет исполнять обязанности страны-председателя в ЕС и отношения с Украиной будут, несомненно, важнейшими для её программы общеевропейской политики на этот период. В современной России часто недооценивают, что на постсоветском пространстве помимо интеграционных процессов вокруг России идут и альтернативные, в которых основными центрами притяжения оказываются Польша и Турция.

Главный инициатор и автор идеи польско-украинской заявки в UEFA Григорий Суркис (один из богатейших людей Украины, представитель «Киевского клана», хозяин клуба Динамо-Киев и президент Федерации футбола Украины) поначалу ездил с подобным предложением в Москву. Однако здесь ему ответили, что Россия и сама сможет провести такой чемпионат, если захочет. Она, кстати, поначалу ввязалась в конкурсную игру и подала заявку, но отозвала её ещё на ранних этапах. А вот кто по-настоящему заинтересовался идеей Г.Суркиса – так это посол Польши на Украине Яцек Ключковский, бывший прежде советником А,Квасьневского. Его отличительной чертой является старая увлечённость идеей польско-украинского единения, и в этом предложении опытный политик и идеолог усмотрел большой шанс. Наблюдатели отмечают, что без его активности победа в конкурсе не состоялась бы. Впрочем, определённую роль сыграла бы и сама реклама заявки: уже давно можно было видеть рекламные плакаты на тему польско-украинской дружбы, совместных будущих побед, а недавно выпустили и шарфики с цветами национальных флагов двух стран. Информационная кампания, имеющая ясный политический подтекст, была проведена с большим размахом.

Победа в конкурсе пришлась очень кстати политикам обеих стран. Киев как раз сейчас приступает к разработке договора с ЕС на ближайшие 10 лет. Новый повод для диалога с Брюсселем и усиленные контакты с Польшей в рамках совместной подготовки к проведению чемпионата здесь как нельзя кстати. Показательно, что Европарламент поручил представить рапорт на тему «Расширенного договора о сотрудничестве ЕС с Украиной» депутату от Польши (Михалу Каминскому), что ещё раз показывает признание ЕС роли Польши как наиболее компетентного участника союзной политики в отношении Украины. Весьма полезную роль этот проект может сыграть и во внутриполитической жизни Украины, сблизив киевскую финансово-промышленную группу с донецким кланом Рината Ахметова, собственника футбольного клуба «Шахтёр». Победа заявки в UEFA – это в любом случае совместная победа Суркиса и Ахметова.

Не менее кстати оказалась победа этой заявки и для польской политики, так как известие о ней пришло как раз одновременно с расколом в правящей партии, значительно смягчив то шокирующее впечатление, которое произвело это никем не ожидаемое событие. Получили известность слова «одного из министров»: «Это для нас большой подарок, мы прямо поймали звезду с неба. Теперь кризисы отойдут на второй план и все будут увлечены Евро-2012. Супер!». Польские политологи отмечают, что спортивные успехи обыкновенно усиливают позитивные настроения в обществе и положительно сказываются на поддержке правящих сил. В Польше эта победа пойдёт на руку правящей партии «Право и справедливость», а на Украине, скорее, «Партии регионов», имеющей довольно тесные контакты с Г.Суркисом и являющейся, благодаря Р.Ахметову, наиболее связанной с футболом партией Украины. Возможно также, всё это поможет вернуться к политической жизни провалившейся на последних выборах партии СДПУ(о), к которой имеет прямое отношение Суркис.

Но главное значение победы польско-украинской заявки состоит в том, что на ближайшие пять лет эти две страны создают целый ряд совместных органов по подготовке к проведению чемпионата. В первую очередь это касается задач по модернизации инфраструктуры (особенно на Украине), масштабным строительным проектам и урегулированию административно-политических проблем, связанных с наличием визового режима между двумя странами. Уже во время визита В.Януковича в Варшаву было решено создать совместный Координационный комитет по подготовке чемпионата. Значение такого комитета может стать очень большим, а его функции весьма широкими, так как очень многие аспекты межгосударственных отношений можно притянуть к организации Евро-2012. В пользу того, что этот Комитет будет играть роль выходящую за рамки простой подготовки к чемпионату, говорит тот факт, что во главе него выразил желание встать сам Ярослав Качинский – премьер-министр Польши и лидер правящей партии. Это было бы исключительным событием: до сих пор ни в одной стране (в том числе и проводящих олимпиады) таких функций не исполняли политики, да ещё такого высокого ранга. Однако по описаниям задач Комитета можно сделать вывод, что он будет играть роль органа по интеграционной работе между двумя странами. И в этом плане избрание его главой крупного политика выглядит уже вполне естественным.

Подготовка чемпионата Европы по футболу – очень дорогостоящее мероприятие. Президент Украины оценил затраты на организацию чемпионата в 3 млрд. долларов, эксперты говорят о 4-5 млрд. Однако как показывает опыт, страны, устраивающие у себя такие игры, в результате получают доходы, значительно превышающие эти траты. От проведения чемпионата выиграют в первую очередь такие отрасли экономики, как строительная, туристическая, сфера услуг в области развлечений, а также коммуникации. Виктор Корж, украинский министр спорта, ожидает дополнительных инвестиций в размере 7,5 млрд. долларов. Польша должна в скором времени прислать в Брюссель дополнительные проекты по использованию союзных фондов на инвестиции, связанные с организацией чемпионата. Они будут касаться ремонта дорог, модернизации пограничных проходов и строительства спортивных объектов. В.Янукович уже заявил, что Украина хотела бы поучаствовать в освоении и этих средств.

Проведение полномасштабной модернизации инфраструктуры обоих стран потребует скоординированной работы целого ряда министерств. Сейчас Украина не имеет почти никакой инфраструктуры, годной для проведения такого чемпионата – ни должного уровня стадионов, ни гостиниц, ни сервисных служб, ни коммуникаций. Особенно беспокоит состояние автомобильных дорог на Украине, которые за послесоветское время пришли в такой упадок, что основной автомобильный грузопоток из России в Польшу сейчас идёт через Беларусь. Если Польше в ближайшие пять лет необходимо построить около 900 км современных автомобильных дорог, то Украине потребуется отремонтировать около 4,7 тыс. км. Схожие пропорции можно увидеть и при сравнении километража требующих ремонта железнодорожных путей. Потребуется и серьёзная модернизация аэропортов. По подсчётам киевских экономистов, все эти работы создадут дополнительные 400 тыс. рабочих мест. Впрочем, и Польша предполагает решать проблему с предполагаемой нехваткой рабочих рук за счёт более широкого открытия польского рынка труда для украинцев, о чём заявил экс-премьер Я.К.Белецкий. О намерении упростить фирмам привлечение «работников с Востока» уже высказалось и нынешнее правительство. Предполагается, что в одной только строительной отрасли Польше будет недоставать около 150 тыс. работников.

Польша очень рассчитывает на широкомасштабное развитие туристической отрасли экономики. Сейчас она является страной в этом плане мало раскрученной, но в перспективах она может претендовать на туристическую привлекательность по крайней мере сопоставимую с соседней Чехией. По прогнозам, доходы Польши от туризма по окончании чемпионата могут вырасти вдвое. Большие планы по развитию туризма есть и у Украины, тем более что к 2012 году ей необходимо будет построить около 200 новых гостиниц международного класса. Трудно сейчас делать определённые прогнозы по развитию украинской экономики на 5 лет вперёд, но касательно польской, исходя из прежних прогнозов, в ближайшие годы она должна расти примерно на 5 процентов в год. Организация чемпионата может прибавить к этому росту ещё один процент.

Значительным строительством будет также и возведение новых стадионов. В Варшаве будет построен новый стадион на месте старого на 70 000 мест, в Гданьске – на 44 000 мест. Мэр Гданьска Павел Адамович уже заверил поляков, что до 2012 года город превратится в одну большую строительную площадку, и ко времени чемпионата «он изменится до неузнаваемости». В Киеве будет перестроен стадион «Олимпийский», в результате чего количество мест в нём сократится с 84 000 до 70 000. Предполагается возвести и ещё один новый стадион на 50 000 зрителей. Клуб «Шахтёр» и Приватбанк обещают возвести в Донецке стадион на 50 000 чел., а в Днепропетровске на 35 000.

Большой проблемой станет пограничный контроль. Ещё никогда такие чемпионаты не проводились одновременно в двух странах, между которыми существовал визовый режим. А большим группам болельщиков из разных стран необходимо будет многократно пересекать государственную границу. Между тем, в конце 2007 года Польша предполагает вступить в Шенгенскую зону и пограничная проблема будет стоять перед всем сообществом государств, в эту зону входящих. Высказываются различные варианты минимизации визового режима с Украиной. Уже сейчас для украинцев визы бесплатны, а Украина принимает граждан стран ЕС по безвизовому режиму. Планируется также организовать восемь новых проходных пунктов на границе. «Восточная стена» Польши должна стать максимально прозрачной.

Однако основное внимание на уровне политики уделяется той программе частичной интеграции Украины, реализацию которой связывают с подготовкой к чемпионату. И в первую очередь это касается проведения широкомасштабных информационных кампаний, направленных на изменения в стереотипах и отношении поляков и украинцев друг к другу и конкретно украинцев к Западу и его структурам вообще. В Польше работает целый ряд исследовательских центров, занимающихся Украиной и польско-украинскими отношениями. На ближайшие годы они обеспечены очень напряжёнными рабочими планами. Как сказал Иван Федоренко, исполнительный директор Федерации футбола Украины, «в течение пяти лет в Польше и на Украине произойдут необратимые перемены, начиная от инфраструктуры и кончая ментальностью людей».

«Чемпионат по футболу на Украине имеет и ещё один плюс – он повлияет на изменения ментальности тех украинцев, которые не доверяли Западу и были ориентированы на Восток. Вердикт UEFA – это для нас также и огромный вызов. Я надеюсь, что мы с ним справимся, так как он должен быть для нас в любом случае выгодным. Речь идёт не только об экономической выгоде или о развитии туризма. Я думаю в первую очередь об изменениях в отношения украинского общества к европейским структурам», - высказал свои надежды известный украинский диссидент и идеолог украинства Степан Хмара. Примечательно, что президент Лех Качинский, говоря о польско-украинских отношениях, решился применить несвойственную и неприятную полякам славянскую риторику («Покажем миру хорошее сотрудничество двух славянских наций!»). Это очень сильный ход – использовать для привлечения украинцев идеи славянской взаимности, традиционно применяемые для обоснования русско-украинской близости.

Надо понимать, что совместная подготовка к Евро-2012, предполагающая целый ряд полномасштабных программ сотрудничества Польши и Украины, включая культурную пропаганду, - это большой вызов российским интересам на Украине. В польско-российском «соперничестве за Восток», о котором так любят рассуждать поляки, Варшаве удалось сделать очень сильный ход и она имеет все шансы для успешной реализации своих планов. Судя по соцопросам, сейчас ещё большинство граждан Украины склонно рассматривать как самую близкую им страну именно Россию (она же лидирует и в симпатиях), однако очень может статься, что уже через пять лет ситуация изменится кардинально и место России и русских в сознании особенно молодого поколения украинцев займёт Польша. И простая риторика российских властей об извечной русско-украинской дружбе здесь вряд ли чем поможет.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram