Некий мудрец однажды спросил: "Что будет, если
я войду в Искаженный Мир, не имея предвзятых идей?"
Дать точный ответ на такой вопрос невозможно,
однако мы полагаем, что к тому времени, как мудрец
оттуда выйдет, предвзятые идеи у него появятся.
Роберт Шекли
Открою вам всем страшную тайну. Я не настоящий сварщик… тьфу, чорт, политаналитик. Нету у меня нужных рефлексов. Тут вот давеча 23 апреля умерло не как обычно 200 тысяч людей (средняя ежедневная норма при нынешнем населении планеты) — а, панимаеш, 200 001 человек. Статистическая флюктуация. Чем этот один хуже/лучше остальных 200 тысяч, я так и не понял. И не стал ничего говорить.
А потом гляжу — всем, буквально всем точно так же нечего было сказать, но ведь сказали же! Сумели! По капле, как раба, выдавливали из себя кто 5, кто 15 тысяч знаков, кто хоть коммент в ЖЖ, но выдавили-таки, один концепт на всех, зато чугунный: «УШЛА ЭПОХА». Потому что «Все побежали, и я побежал».
Такой вот позор на мою седую голову.
Впрочем, с профессиональной точки зрения наблюдения за этим массовым забегом через кладбище всё же оказались полезны. Теперь я лучше понимаю психологию леммингов. Каюсь: последние полгода как-то слишком зациклился на насекомых. А ведь лемминги, хоббиты, сорванцы и прочие мелкие позвоночные — тоже благодатнейший предмет для исследований… Именно полевыми исследованиями я и был занят все эти непростые дни, пока эстонцы занимались осквернением могил, юные российские гопники — загаживанием улиц, а депутаты Госдумы — дискредитацией своего высокого звания (тоже, по-моему, абсолютно тривиальные события. А чем ещё могли заниматься все перечисленные? Неужели от них кто-нибудь когда-нибудь чего-то другого ожидал?). Так что про Эстонию в этой саге тоже не будет сказано ни слова.
Поговорим лучше о более насущных общественных проблемах. Вот одна из них: почему лемминг бежит к морю топиться? Очень хитрый вопрос, ибо поставлен неверно. Лемминг бежит не куда, а откуда. Ему очень плохо кажется там, где он живёт. И вот приходят к нему вдохновенные активисты, и начинается следующая драма в одном действии, трёх картинах:
Лемминг-активист: Побежали!
Просто лемминг: Куда?
Л.-А.: Какая разница? Отсюда! Здесь плохо! Побежали быстрее!
П.-Л.: Побежали-побежали-побежали…
(бегут; пахнет морем)
П.-Л.: Но всё-таки, куда же мы бежим?
Л.-А.: Хоббитская постановка вопроса! Мы бежим оттуда! Разве там хорошо?
П.-Л.: Нет-нет-нет! Там плохо-плохо! Но там, куда мы бежим, будет лучше?
Л.-А.: Ты дурак? Или тебе бежать не весело? Смотри, как весело мы бежим!
П.-Л. (просветлённо): Я дурак! Мне весело-весело-весело бежать-бежать-бежать!
(обрыв; лемминги с разгону описывают красивую параболу)
Л.-А.: Ты чувствуешь, как легко и свободно? Мы летим! Мы — святые!
П.-Л. (восторженно): Я легче пуха! Я лечу! Я свободен, я забыл, что значит
ПЛЮХ.
(скромно) Аплодисментов не надо. Соавторами этой пьесы по праву являются Крылов, Прилепин, Данилин, Голышев, Широпаев, Бернштейн и ещё многие, многие исповедники бессмертного тезиса «Движение всё, конечная цель — ничто».
Однако не в том суть нашего повествования. Вдумчивому юннату давно известно: кроме леммингов, в нашей фауне, к сожалению, имеются неповоротливые, цинично-пассивные зверьки. Наиболее толерантные авторы именуют их «хоббитами», но обычное их имя — «паразиты, сытые псы» ((с) Голышев). Мне кажется, любопытно рассмотреть, почему неутонувшие вовремя лемминги с большой долей вероятности мутируют при достижении зрелости именно в «псов-хоббитов», а не в каких-нибудь гиперлеммингов ростом со слона (впрочем, такие мутации тоже случаются, однако отнюдь не как правило).
А кому не любопытно, можно дальше и не читать. Это — не стёб, а честное предупреждение. Дальше будет не так смешно.
…Вы ещё читаете? Хорошо же, приступим. Для начала постулирую некоторые методологические принципы данного исследования.
1. Разговор пойдёт о «поколениях» и «возрастах». Границы «поколений» довольно плохо формализуются по очевидным причинам: кто-то уже в 18 лет мужик, кто-то и в 25 лет щенок; у кого-то уже в 20 лет мозги закостеневают, и он превращается в ходячий автоответчик, а кто-то до 80-ти сохраняет гибкость мышления… Поэтому приведённые ниже даты нужно считать усреднёнными, примерными и оценочными. Они даже будут перекрываться, и это не ошибка.
2. Люди — не шестерёнки. Как ты не пытайся их усреднить, в любой реперной группе всегда найдётся гений либо придурок, извращенец либо святой. Таким образом, автор заведомо будет говорить о среднестатистическом образе «поколения», не обращая внимания на флюктуации.
3. Вообще-то оба предыдущих пункта можно было сформулировать куда короче: «Автор постулирует гауссиану». Но я не уверен, известно ли большинству читателей, что такое гауссиана.
4. Активисты, профессиональные лемминговожатые и прочие цирковые шпрехшталмейстеры в расчёт также не берутся; если человек зарабатывает демонстрацией некоторой политической позиции, то мы ничего не можем сказать о его истинных взглядах. Иначе придётся зачислить в коммунисты всех актёров, когда-либо сыгравших Ленина, Сталина etc.
5. Если некто, прочитав нижеследующее, станет выдвигать возражения типа «А вот лично я!» или «Я знаю людей, которые!» — то этот некто априори признаётся не читавшим данные пять пунктов; его же возражения, соответственно, отметаются как ничтожные.
Переварили? Всё ещё хотите читать? Тогда понеслась.
Тезис первый. Каждому человеку необходимо во что-нибудь верить. Начиная с самого нежного возраста, никто не может обойтись без «идеалов», «жизненных целей», «смысла жизни», «справедливости», «чести», «пацанских понятий» и прочих рюшечек. Назовите это хоть «личностным комплексом мемов» — от умных слов простая истина не изменится. Даже самые беспредельные урки; хуже того, самые бескомпромиссные материалисты — даже они создают вокруг себя и вокруг своего образа жизни некий кокон объяснений, оправданий и возвышений. Вполне себе идеалистический кокон, если вдуматься; этакий протез «высшей духовной жизни».
Тезис второй. Разочарование в вышеназванных «идеалах» не проходит бесследно. Утратив одну веру (идеал, цель, понятия, набор мемов), человек почти наверняка усвоит себе другую…, обнаружив, что и там его кинули, он (хотя уже с меньшей вероятностью) попробует исповедовать третью…, но если и здесь обнаружится беспощадный облом — человек стопроцентно перегорит до основания и примет Последнюю Веру, которая подстерегает каждого и главный догмат которой: «Никому нельзя верить».
(Попросту говоря: знаменитый русский Жареный Петух может клюнуть мужика в темечко дважды… самого наивного — трижды; но уж на четвертый-то раз даже самый наивный мужик наденет железную ермолку, чтоб Петух клюв расплющил в бессильной ярости, пусть долбится, тупое животное)
Тезис третий. У нас в стране есть очень нехилая популяция совершенно перегоревших людей. Они вовсе не «лузеры», они не «сдались» и не «плывут по течению», это всё туфта. Нутряной усталый цинизм никак не мешает деловой хватке, таланту, личному обаянию и прочим качествам, полезным для индивидуального жизнеустройства. Просто этим людям наплевать на всех, кто «знает, как лучше». Они это уже проходили дважды, а то и трижды за свою не очень-то долгую жизнь.
Вот условное «старшее интернет-поколение» (о более старших в Интернете и говорить-то бессмысленно). Граждане примерно 1955–70 годов рождения. В большинстве своём они все в отрочестве — более-менее искренние пионеры и комсомольцы. Многие осознавали всякие частные, конкретные, наблюдаемые мерзости позднего «совка», но в подавляющем большинстве даже и они верили в некий идеальный, достижимый, красивый и светлый социализм-коммунизм (Внимание! Дети диссидентов идут прямо отсюда на 2-й принцип, а потом возвращаются к чтению!).
А вот такое же обобщенное «второе поколение» — рождённые в раннем застое (1968-77 годы), возросшие на пышной почве постоянного драйва: перестройка, кооперативное оживление, «социализм с человеческим лицом», Ельцин (извините!) на трибуне и на белом бронетранспортере, наши пацаны гибнут под БТР, наши танки берут парламент… У этих первичная, подростковая вера — конечно же, Свобода-и-Демократия.
Третье поколение — несчастные (и это я без иронии говорю! Уж поверьте, что хоть одну фразу даже Курков может без иронии сказать), несчастные «дети эпохи реформ» (1975-85 годы рождения). Когда детство и/или юность приходятся на период наподобие отечественных 1990-96 годов — о таком, знаете ли, не забывают. Разумеется, в этой возрастной страте имеются дети «новых русских». И, само собою (если только их родителей не убили в эти же забавные годы), они в непропорционально большом количестве присутствуют и среди читателей Интернет-сайтов. Но такие дети пусть опять-таки сходят на 2-й принцип данного исследования. Они, может быть, — в Сети фигуры, а в стране они… э-э… никто. Машу Гайдар можно подвесить где угодно, но в любой позе она будет не представительницей своего поколения, а всего лишь представительницей Гайдаров. А я говорю о большинстве.
Так что нормальные молодые люди из «третьего поколения» выросли с ненавистью к Рынку-Свободе-и-Демократии. И в массе своей поверили Путину, когда он в 1999–2001 годах начал вдруг говорить ранее запретные державные и социально-ориентированные речи, когда он вроде бы равноудалил олигархов и как будто победил коррупцию...
Ну-с, а теперь смотрим на всё это с точки зрения Второго Тезиса.
«Старшее поколение» в лице самых доверчивых своих представителей обломалось уже трижды — условно говоря, в 1989-м, в 1993-м и в 2003-м годах. Есть, конечно, здесь особо упёртые экземпляры: после первого или второго облома они сохранили верность поруганным идеалам с помощью особого механизма замещения («исполнители подкачали, но идея была правильной»). Такими консервами на протяжении вот уже 15-ти лет без зазрения совести подпитываются коммунисты и демократы. Именно эти реликты — те самые гиперлемминги слоновьего роста. К этой же генерации относятся сотни нынешних вождей, лидеров, политологов-аналитиков и прочих местечковых капо; но они выпадают из рассмотрения согласно 4-му принципу.
Основная же масса 40–50-летних потеряна для любого «политического возрождения». Они возделывают свой сад, и для них любая власть лучше, чем новый 1991-й год. Их даже призраком «возрождения совка» нельзя запугать — плавали, знаем. Не так уж и страшен ваш совок. Нет, неприятно, конечно, но — переживём. Опыт есть. Всё лучше, чем с леммингами в море. «Путинский режим мерзок?» — «Знаем. А какой режим не мерзок?» — «Вас не тошнит?» — «Тошнит; но какая ваша будет альтернатива? Ах, с леммингами в море, снова? Спасибо».
Вот это — «хоббиты» и «сытые псы» по Пожарскому и Голышеву. Псы-хоббиты, в полный рост. Ненавидьте их и презирайте, если хотите. Им-то по-любому ваше мнение по барабану. Кстати, по барабану им также мнение всякой кремлёвской сволочи. Они просто ничего уже от Кремля не ждут, они знают, что Кремль всегда врёт. Здесь надо сделать упор на конструкцию «Кремль всегда». Для хоббитов Касьянов в Кремле — априори не меньшая, хоть и не большая, мерзость, чем Брежнев, Горбачёв, Ельцин, Путин, Медведеиванов… Кто в Кремле — тот и мерзость. Ах, сделаем Кремль заповедником и будем демократически править из другого места? Чорта вам в ступе, хоббита не проймёшь: откуда ПРАВЯТ — там и Кремль. Всё, эти люди отверили своё. При такой истории, какая была у России в последние четверть века — кто кинет в них камень?
Со «вторым поколением» всяческим «Несогласным», по-моему, имеет смысл плотно работать. Там должно быть порядочное количество именно демократических консервов. Они имеют в активе всего лишь один-два клевка Жареного Петуха, поэтому некоторые из них ещё не осознали пользу хорошей стальной каски (с отсекателем заушной лапши). Успешные бизнесмены, которых в этом поколении много, под дубинки, разумеется, не полезут, но могут оказаться перспективными спонсорами. Кроме того, именно из этого поколения легко вербуются всяческие низовые активисты — а вот они и под дубинки пойдут, кто ради идеи, кто ради выслуги. Однако справедливости ради отмечу: среди 30-38-летних множество и таких дважды клюнутых, которые забили болт на все эти бессмысленные (с их точки зрения, разумеется) игрища и морально присоединились к старшим товарищам по безверию.
«Третье поколение» для «Несогласных» потеряно напрочь. Напрочь, и я это говорю, не стесняясь якобы очевидных фактов. Несмотря на активное участие в мероприятиях «Другой России» всяких колоритных АКМ-овцев, несмотря на нежнейшую антанту нацболов и национал-сепаратистов с демшизой, несмотря на трогательные эпизоды самопожертвования НБП-шников ради соратников по Маршу. Эти юнцы разочаровались в Путине только потому, что он не задушил гадину 1990-х. Обещал — а не задушил. Они получили по темечку в 2002–2005 годах, они ещё переживают крах идеалов и вряд ли искренне лобызаются с олицетворением всего, что ненавидели в детстве. И сотрудничать с либералами, и прикидываться рьяными леммингами они будут ровно до края обрыва. Может быть, они даже будут очень активными «леммингами», заградотрядом, покусывающим за хвостики отстающих. Заградотряд всегда сумеет остановиться на краю обрыва… это, разумеется, не аксиома, а всего лишь предсказание по индукции. Конечно, никто меня не услышит, да и не очень-то хотелось. Пусть будет.
Наконец, есть и «четвертое поколение», о котором я выше не упоминал, потому что их-то Жареный Петух до сих пор вообще не клевал, по причине малого стажа службы на этом свете. Эти 14-22-летние сейчас переживают свою «первую веру», они как раз усвоили первый в своей небольшой жизни набор мемов. Кто-то получил порцию идеалов из полевой кухни прокремлёвских вербовщиков; кого-то заворожили разнообразные, привлекательные в своей яркой экзотичности оппозиционеры… Неважно. С ними всё ясно, они — готовый субстрат любого уличного движения, хоть протеста, хоть за тесто… Про них я уже неоднократно писал, чего же умножать сущности? И так статья какая-то огромная получилась, редкий лемминг долетит до середины…