АПН: Удалось ли Владимиру Путину добиться своих целей в ходе визита в Казахстан? Если да, то означает ли согласие Казахстана на экспорт нефти через территорию России укрепление режима Владимира Путина?
Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии:
Путину удалось отчасти добиться своего. Он получил заверения в готовности Казахстана участвовать в прикаспийском газопроводе в обмен на расширение Россией возможностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Однако, на мой взгляд, это вовсе не исключает поставки Казахстаном нефти для заполнения нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк, а также в проекте газопровода Набукко. Скорее Путину удалось лишь затормозить участие Казахстана в этих проектах, каковое, скорее всего, будет активизировано весной следующего года.
Очевидно, что Нурсултану Назарбаеву нужны дополнительные козыри в торге с США и Западной Европой по вопросу о легитимном транзите власти. И потому Назарбаев не может не раскладывать яйца в разные корзины, своими нынешними действиями подводя США к мысли о необходимости предоставления политических гарантий Астане в обмен на будущие уступки Казахстана в энергетической сфере. В то же время Назарбаев понимает, что единственным реальным гарантом легитимности транзита власти в Казахстане сегодня может быть только Вашингтон, а потому развитие маршрутов транспортировки энергоносителей в обход российской территории неизбежно. И так будет до тех пор, пока Россия не восстановит свой статус региональной державы, утраченный в последние годы.
Что же касается режима Путина, то он прекращает своё существование с уходом Владимира Путина от власти, то есть в апреле 2008 года. И следующему поколению российских правителей придётся заново решать все проблемы энергетического сотрудничества с Казахстаном и другими странами Центральной Азии.