Положение с безопасностью на трубопроводах России
Общая протяженность магистральных, промысловых и распределительных трубопроводов в России составляет около 1 млн. км. Магистральные газопроводы имеют производительность 618 млрд. куб. м. в год, по нефтепроводам транспортируется 95% добываемой нефти. Трубопроводные системы уже в настоящее время «накрывают» 35% территории страны, на которой проживает более 60% населения страны (Иванов О. Безопасность трубопроводных систем // «Нефтегазовая Вертикаль», №12, 2002). Наиболее прогнозируемой причиной возникновения аварий является нарушение целостности трубопроводов самовольными врезками с целью хищения нефтепродуктов и нефти и проведении терактов. Наибольшее число таких случаев, кроме республик Северного Кавказа за последние годы отмечено на территориях Самарской, Нижегородской, Орловской, Московской, Брянской областей и Краснодарском крае. По ориентировочным подсчетам, по криминальным врезкам отбирается более 10-15 000 тонн топлива ежегодно. Примерно такое — же положение с хищениями наблюдается и на нефтепроводах.
Безопасны ли российские нефтегазовые трубопроводы? Ответ предельно ясен на примере Дагестана, где уже в четырнадцатый раз за последние годы был взорван магистральный трубопровод. В 1996 году — обрушены в воду 450 метровая часть газопровода. В 1998 году — подорвана газораспределительная станция. В 2001 году было два взрыва, а в 2004 — уже пять подрывов газопроводов. В 2005 году прошло несколько подрывов газопроводов с критическими последствиями. Было нарушено газо — и энергоснабжение не только Дагестана, но и Азербайджана, где проживает около 600 тыс. человек, в том числе на территории России около 148 тыс. человек.
Нынешняя система охраны трубопроводов в России архаична и не отвечает современным требованиям безопасности. Специализированной охраны трубопроводных систем просто не существует. Созданная в 2002 году специальная служба ОАО «Спецтраснефтепродукт» призвана заниматься вопросами охраны трубопроводов от несанкционированного вмешательства. Ежеквартально проводятся операции «Нефть» по пресечению попыток вреза с целью хищения нефти. Военизированная охрана не в состоянии охранять все необходимые объекты. Например, в Ставропольском крае из 400 объектов, подлежащих охране, распоряжением губернатора военизированная охрана, определена только на десятке объектах.
Сегодня частные охранные предприятия или ВОХР не имеют реальных возможностей осуществить контроль над всей протяженностью магистрального или промышленного трубопровода. Работники вневедомственной охраны, по старинке, патрулируют тот или иной отрезок трубы, в соответствии с правилами охраны магистральных газопроводов и дополнениями 94 года. Сотрудники Единой системы газоснабжения, в ведении которой находится 150000 км. газопроводов и 256 компрессорных станций. как и тридцать лет назад, при падении давления на одном из участков магистрали высылают аварийную бригаду, не зная кто и что встретит их на месте аварии. Если говорить о совокупных потерях, которые понесла российская сторона, то их можно сравнить с подрывами нефтепроводов в Ираке, там ежедневные потери за нефть, которая не поступает на терминалы, достигает 6 млн. долларов в сутки.
Предложения по энергетической безопасности
Насколько вообще безопасны такие объекты, как нефтепроводы, газопроводы и НПЗ? Технологические требования к безопасности трубопроводных систем, которые были в СССР, устарели и не применимы для ситуации современной России. У нее не только новая конституция, новая конфигурация границ, но и новые угрозы энергобезопасности, новые угрозы трубопроводных систем,
Во-первых, правительством должна быть выполнена федеральная программа сплошной очистки территории страны от взрывоопасных предметов, оставшихся после первой и второй мировых войн. Сегодня эта федеральная программа, фактически проваленная МЧС, находится в замороженном состоянии. Для того, чтобы вывести из строя нефтепровод или газопровод, не нужны десятки килограммов взрывчатки. В старых магистральных газопроводах газ передается под большим давлением, от 55 до 75 атмосфер, а в новых — до 120 атмосфер. Достаточно нарушить внешнею стенку газопровода, чтобы давление изнутри сделало разрыв максимальным.
Поэтому одна из основных проблем для России, очистить территорию от взрывоопасных предметов, таящихся в земле после прошедших боев. Есть смысл расширить «полосу безопасности» от взрывоопасных предметов, оставшихся после боевых действиях (составляющая ныне 32 метра в лесу и 45 метров на открытой местности), в зонах прохождения магистральных нефтепроводов и единых технологических коридорах, в которых располагается до 10-ти ниток газопроводов. В каждой из них транспортируется около 90 млн. куб. метров газа в сутки.
Во-вторых, необходимо приступить к разработке концепции безопасности трубопроводных систем. В современных условиях, когда угрозы трубопроводным системам носят не только техногенный, но и преднамеренно террористический характер, важно сформировать научно обоснованную теорию безопасности трубопроводных систем и разработать федеральные стандарты по примеру « Правил безопасности трубопроводов США».
В-третьих, необходимо ужесточить государственные требования к безопасности на этапах проектирования и строительства газо — и нефтепровода. Магистральные трубопроводы проложены не везде скрытно под землей. Часть нефтепроводов проложены без всякого заглубления, либо с минимальным заглублением. Кроме того, на поверхности совершенно открыто остаются наиболее уязвимые места: компрессорные и насосные станции, газораспределительные станции магистральных трубопроводов, нефтеперерабатывающие заводы, терминалы, плавучие платформы, вентильные узлы.
В-четвертых, необходимо приступить к созданию частных военных организаций и формирований (ЧВО). Этому предложению будет много противников. Но пятнадцать лет назад примерно такие же вопросы ставились, когда начали создаваться частные охранные предприятия. За 15 лет нормативная база приведена в соответствии с федеральными законами. Современные частные охранные предприятия функционируют под патронажем МВД, не секрет, то часть из них имеют или имели криминальное прошлое или настоящее. Смысл создания ЧВО именно и состоит в том, что эти структуры создаются для охраны объектов большой протяженности (нефтепромыслов, трубопроводных систем, плавучих платформ). Решением правительства этим структурам могло бы делегироваться часть прав на использования данных космической разведки, управления и связи. Возможна передача в аренду системы дешифрирования космических снимков, управления БПЛА, вертолетов и другой техники. Действующее законодательство не позволяет передавать объекты инфраструктуры в частную собственность.
В Северной Америке охрану этих стратегически важных объектов уже несут частные военные организации (ЧВО). Количество частных военных организаций и структур для охраны длинно — размерных объектов постоянно увеличивается. В настоящее время в Ираке, например, находится, по разным данным, от 15 до 20 тыс. человек, сотрудников ЧВО охраняющих трубопроводы и другие важные объекты.
Новые подходы к безопасности трубопроводов
Система безопасности должна защищать не только от техногенных катастроф, но и от актов терроризма. Элементы трубопровода, которые находятся на поверхности, должны быть «залегендированы» и замаскированы. Одновременно рядом с ними может быть проложена ложная сеть трубопровода, за которой организованно постоянное наблюдение и контроль специализированных подразделений, способных быстро, в случае угрозы, обнаружить преступников и быстро их обезвредить. Для контроля над территорией, занимаемой трубопроводами возможно использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) российского производства «Проня», ДПЛА — БРАТ или «Пустельга».
В России компания «Газком» только начинает создавать новую систему космического зондирования Земли и в 2007 году выводит на орбиту два спутника серии «Стрелка» для наблюдения за транспортными системами. В США для постоянного наблюдения на всю длину трубопровода уже давно используют данные спутникового контроля, навигационную аппаратуру и беспилотные летательные аппараты, вертолеты, машины. Для внутритрубной диагностики трубопровода используют магнитные и ультразвуковые снаряды, сопровождаемые системой глобального позиционирования (GPS) для высокоточного определения трубопровода на местности, геодезических координат через искусственный спутник.
Организация безопасности трубопроводов это вопрос государственной безопасности, по которому правительство должно принимать решения. Та нормативная база, которая сейчас существует по защите и безопасности трубопроводных сетей, она современным реалиям безопасности не соответствует.
За добычу нефти отвечают нефтяные компании, а за охрану трубопроводов нет. Почему бы не передать это все в частные руки? Но, Михаил Фрадков, премьер-министр, выразил мнение о том, что нецелесообразно передавать нефтепроводы и газопроводы в частные руки. Он, правда, не объяснил, почему. Деньги на строительство трубопроводов и оборудование современными системами наблюдения и охраны у частных компаний есть, и хотя законодательство не препятствует им осуществлять подобные инвестиции, особого желания эти компании не проявляют, поскольку это вызовет значительное удорожание транспортируемых нефти и газа.
Трубопроводные системы, и это не секрет, имеют оперативно-стратегическое значение для наших вооруженных сил, поскольку существует определенная технология, когда заправка больших масс техники проводится именно из магистрального трубопровода. В рамках, например, ОАО «АК «Транснефтепродукт», действует система стратегической заправки топливом, которая фактически передала в распоряжение военных гигантскую заправочную станцию протяженностью 20 тысяч километров. Благодаря сотрудничеству с компанией, министерство обороны РФ за последние три года сократило 24 собственных склада ГСМ и планирует сократить еще 20 складов, это уменьшает затраты из военного бюджета на 0,5 млрд. рублей в год. Было бы логичным, чтобы куратором ЧВО и могла быть база именно этой компании. В стране достаточно подготовленных специалистов, которые уволены из армии по каким-то параметрам, но в состоянии нести охрану в составе ЧВО.
Изменения в законодательной базе по безопасности трубопроводных систем
Главная проблема в снижении уровня безопасности на трубопроводах для России — не деньги, а воля. Должна быть проявлена воля президента — дать поручение правительству направить в Государственную думу соответствующие поправки в имеющиеся законы по безопасности стратегически важных объектов — трубопроводных систем.
В частности, разработать законодательство по частным военным структурам, решить порядок передачи этим структурам части прав на использование инфраструктуры, космической техники и вооружений. Все должно быть определено решениями государства, законодательными актами, соответствующими положениями, инструкциями.
Может возникнуть резонный вопрос, кто должен за все это платить, можно себе представить, сколько все это может стоить? Должны платить владельцы. Государственные структуры и частные организации в равной мере. На уровне глав регионов должны приниматься соответствующие решения о вооруженной охране опасные объектов. Аналогичные решения должны приниматься на уровне местных властей, директоров крупных предприятий, связанных с непрерывным производством. Частным структурам, которые владеют трубопроводными системами, не хочется вкладывать дополнительные средства для обеспечения безопасности. Должна быть государственная воля, которая заставит руководителей государственных и частных предприятий, вкладывать деньги в новую систему безопасности, организовывать новые объекты, посадочные площадки для вертолетов, закупать беспилотные летательные аппараты, легкие летательные аппараты.
Модернизировать ту систему ВОХР, которая сейчас имеется, для нейтрализации новых угроз терроризма невозможно. Дешевле построить новую. Решение проблемы безопасности и предупреждении террористических актов на нефтегазовых трубопроводов возможно только в совокупности проведения сплошной очистки территории, разработке новой концепции безопасности трубопроводных систем, изменение и ужесточение требований к проектированию и строительству с учетом террористической угрозы, формированию системы деятельности частных военных организаций, изменения законодательной базы и принятия отдельных международно-правовых актов, регламентирующих деятельность структур безопасности на суше и на море.
Статья написана по мотивам выступления на заседании Экспертного клуба ИНС «Газпром» и государство. Угрозы сырьевой корпоратократии в России».