После смерти Ельцина практически не слышно комментариев по поводу изменения баланса сил, существовавшего ранее. А между тем, уход первого президента без сомнения будет иметь далеко идущие последствия для экономики и общества, наверняка инициирует новый передел сфер влияния, активизирует борьбу за производительные активы и финансовые потоки.
Рухнувший противовес
Заключенные при осуществлении транзита власти в 1999 году джентльменские соглашения и договоренности нынче объективно утратили силу, поскольку одной из сторон больше не существует. Можно утверждать, что нет больше и Семьи в том смысле, который мы вкладывали в это слово многие годы. Остались лишь отдельные разрозненные ее члены, не способные больше выступать единой командой.
До сих пор в руках питерской группировки находились преимущественно административные рычаги, а вся экономическая и финансовая мощь российской экономики, сформированная в 1990-е годы, оставалась в руках прежней элиты, так или иначе обязанной Семье своим положением. То же самое относится и ко многим региональным руководителям, во многом опиравшимся в своих отношениях с Кремлем на окружение прежнего Гаранта. Ничего этого больше нет.
Начнем с регионального управления. Наиболее ярким примером здесь служит ситуация вокруг продления полномочий Лужкова. Вброшенная несколько недель назад якобы инсайдерская информация о том, что Лужков хочет поставить перед Путиным вопрос о доверии, сегодня звучит не более, как хохма, издевка, потому что теперь ясно, что никакого нового срока не будет. Можно также забыть и о планах московского клана предложить вместо Лужкова запасной вариант в лице Бооса, пока еще остающегося калининградским губернатором.
Сегодня все больше источников утверждает, что в ближайшие недели между московской группировкой и Кремлем будет идти торг о капитуляции, а наиболее вероятным новым московским мэром станет многолетний друг Путина, представитель Президента в ЦФО Георгий Полтавченко. Причем, смена власти скорее всего произойдет летом, в период политического затишья, и нет никакой уверенности в том, что пришедшая на смену растолстевшей, обрюзгшей московской группировке молодая и хищная питерская команда силовиков не захочет съесть весь пирог, а не только ту часть, которая предназначалась ей изначально.
Материалов на московское руководство, начиная со стройкомплекса и заканчивая отоплением автобусных остановок, предостаточно. Не исключено, что через несколько месяцев мы станем свидетелями новой волны борьбы с коррупцией с использованием всевозможных силовых структур, эффектными задержаниями, громкими процессами.
До сих пор выход питерской группировки к обладанию недвижимостью, производственными активами, финансовыми потоками сдерживался присутствием что в Москве, что в регионах местных чиновников, игравших по правилам своих боссов, многие из которых были тесно завязаны на окружение Ельцина. Сегодня же мало кто сможет перечить федеральному чиновнику, ставленнику питерской команды, назначающему на ключевую позицию в любом секторе регионального управления своего человека.
Однако говорить о том, что прежняя элита сдаст нажитое «непосильным трудом» без боя, наивно. Конечно же, на местах будут происходит «холодные» и «горячие» войны с применением как официальных, так и криминальных методов ведения борьбы.
То же самое с полным основанием можно сказать о ситуации в экономике. Под удар одновременно попали активы стоимостью в сотни миллиардов долларов, контролируемые членами бывшей Семьи и приближенными к ней бизнесменами. Без сомнения передел затронет такие сферы, как черная и цветная металлургия, нефтедобыча и нефтепеработка, нефтехимия, электроэнергетика, телекоммуникации, морской и воздушный транспорт, но в первую очередь банковский и страховой бизнес.
В подтверждение этому приведу несколько фактов.
Во-первых, несколько дней назад по настоянию «компетентных органов» в результате «трудных переговоров» ряд высших чинов РАО «ЕЭС России» покинул свои рабочие места. Причем, это были топ-менеджеры, имевшие самое непосредственное отношение к финансовым потокам РАО, а также к проводимой в наши дни реструктуризации естественной монополии.
Во-вторых, на днях, как утверждается, по личному указанию Фрадкова, был приостановлен процесс приватизации госсобственности, проводившийся прежде всего в рамках Закона об автономных учреждениях, по которому многие объекты социальной сферы (вузы, больницы, музеи и проч.) фактически переходили в частные руки. Знающие предысторию принятия этого Закона вспомнят, что продавливался он представителями прежней элиты, потратившей немалые ресурсы на его принятие. Приостановлена также другая схема приватизации, по которой ФГУП в результате изменения юридического статуса становился ОАО и уже после этого выкупался законным способом.
В-третьих, в эти дни резко возрос поток предложений о продаже бизнесов, от самых незначительных до крупных даже по московским меркам, таких, например, как сетевые агентства недвижимости. Причем, первоначальные цены в сотни миллионов долларов говорят лишь о приглашении к разговору, собственники готовы «падать» до половины первоначально запрашиваемой цены. Излишне говорить, что одновременно с этим происходит массовый вывод активов, прежде всего, денежных средств.
В-четвертых, в ближайшее время будет пересмотрен ряд контрактов и договоров о слияниях и поглощениях, пусть даже заключенных под личным контролем Путина. Никто не говорит, что они будут расторгнуты, скорее всего, пересмотру будут подлежать условия, на которых они заключались. Прежде всего, это должно коснуться алюминиевой промышленности.
Страна на пороге нового масштабного передела. Не стоит удивляться тому, что все последние дни главная правительственная трасса, Кутузовский проспект, была постоянно перекрыта. Причем это было связано не с президентским посланием или чемпионатом мира по хоккею, а с проездом многочисленных кортежей правительственных лимузинов, на огромной скорости пролетавших в сторону Кремля и через какое-то время возвращавшихся обратно.
Режим «ручного управления»
К слову о послании президента. Отнюдь не случайно в нем прозвучала фраза: «С самого начала мы понимали, что работа по этим проектам требует особой управленческой схемы, или, как мы сейчас часто говорим, «ручного» управления». Без сомнения, режим «ручного» управления будет включен и при реализации всех озвученных Путиным предложений, касающихся распределения «путинского триллиона».
Напомню, что, во-первых, создается фонд реформы ЖКХ с уставным капиталом в 250 млрд. рублей, из которых 100 млрд. будет направлено на переселение граждан из аварийного жилья, а 150 млрд. — на ремонт жилищного фонда.
Во-вторых, за счет нефтегазовых доходов и дробления стабилизационного фонда создается фонд национального благосостояния, состоящий в свою очередь, из Банка развития, Инвестиционного фонда и Российской венчурной компании. Путин предложил выделить на создание фонда национального благосостояния 300 млрд. рублей, однако Кудрин оперативно предложил «добить» эту сумму до 450 млрд.
В-третьих, для реализации предложения о строительстве автодорог и благоустройстве городов, на что выделяется 100 млрд. рублей, также необходимо создавать новое ведомство, поскольку проворовавшийся дорожный фонд несколько лет как упразднен.
В-четвертых, в ближайшее время в России будет создана корпорация нанотехнологий, для чего ей будут выделены средства в объеме не менее 180 млрд. рублей. Государство делает попытку создания наноиндустрии, в которую войдут государственные научные центры, университеты, а также лаборатории частных корпораций. В этой части ситуация самая ясная, поскольку скорее всего государственная корпорация наноиндустрии будет создаваться на базе Курчатовского института, возглавляемого близким другом президента.
В-пятых, в 2007–2009 годах Путин пообещал поднять пенсии не менее, чем на 65%, для чего также потребуются несколько миллиардов рублей. Председатель Пенсионного фонда Геннадий Батанов тут же с готовностью доложил, что Пенсионный фонд готов к освоению новых средств, однако, этот демарш отнюдь не гарантирует ему продолжение пребывания в должности.
Наконец, в ближайшие двенадцать лет Россия должна будет построить 26 новых блоков АЭС, в которые предполагается проинвестировать 12 трлн. рублей или в среднем по триллиону каждый год. Для выполнения этой программы создан новый госхолдинг «Атомэнергопром», закон о котором уже подписан.
Нет сомнения в том, что все эти проекты будут реализовываться именно в режиме «ручного» управления, для чего в качестве «смотрящих» за деньгами будут подобраны многократно проверенные люди.
Путинский триллион
Кстати, многих заинтересовал вопрос, откуда вдруг появился этот пресловутый «путинский триллион». Нет, это не деньги от нефтянки, хотя без них тоже не обошлось. Скорее всего, триллион нарисовался на бумаге путем пересчета основных макроэкономических показателей развития страны за последние годы. В ведомстве Германа Грефа подсчитали, что по сравнению с 1980-ми годами отдача от капиталовложений выросла втрое, в результате бюджет страны регулярно занижается, а соответственно, неверно планируется экономический рост, рост зарплат и другие макроэкономические показатели.
По расчетам Грефа, в условиях инвестиционного бума, который якобы переживает страна, рост ВВП в этом году должен составить не менее 8%. Это тут же подтвердил Кудрин, сообщив, что рост ВВП в I квартале этого года составил 8,4%!
Доля логики в расчетах Грефа безусловно есть. В них не учитывается лишь один фактор, который может в течение нескольких месяцев похоронить всю путинскую стабильность. Это цена на нефть, доходы от экспорта которой составляют до половины федерального бюджета. Впрочем, пока на горизонте облаков не видно.
Экономика официантов и проституток
Повторюсь — Путин не зря говорил о режиме «ручного» управления. Он прекрасно понимает, что предстоящий транзит власти, когда в стране сменятся и президент, и парламент, требует особого, ювелирного государственного управления. Однако в сегодняшних условиях проблема транзита власти отягощается проблемой транзита поколений, когда старший возраст уходит (Ельцин, Ростропович, Лавров, тяжелейшее состояние Патриарха, многие «красные директора»), а идущие вслед за ними могут оказаться не готовы к столь резкому поколенческому перелому. Пример середины 1980-х годов прошлого века — лучшее тому подтверждение.
«Ручное» управление этими процессами представляется отнюдь не случайной метафорой, если оценить ту внешнеполитическую ситуацию, в которой в настоящее время находится Россия. Последние решения США против создания газового ОПЕК и включение России в «черный список» американского Торгпредства, отказ от допуска «Газпрома» к европейским газораспределительным сетям, всевозможные ухищрения, тормозящие строительство Балтийской трубопроводной системы, антидемпинговые меры по экспорту алюминия — лучшие иллюстрации отношения к России в мире.
Весь мир стремится к объединению, видя в нем единственную возможность выживать и развиваться. Антиподом может служить Восточная Европа, поодиночке ринувшаяся в объятия Европы Западной и моментально превратившая свое хозяйство в экономику официантов и проституток.
В сложившейся парадигме единственный выход для России — внутреннее объединение. Объединение партий, классов, кланов и группировок: питерских, московских, региональных, силовых, национальных, оппозиционных. Возможно ли это? Ясно одно: если консолидации не произойдет, а пока никакого движения в эту сторону не просматривается, нас ожидает повторение битвы на Калке, когда разрозненные и разбитые русские князья были положены под доски и раздавлены победителями, праздновавшими победу.
Простой народ сделали рабами: официантами и проститутками.