Похмелье к поминкам

Пили мы, поминали, а как-то само собой подкатилось очередное президентское Послание. Послание, которое многие успели окрестить последним. Оставим в стороне экзерсисы по поводу сидевших задниц псевдокоммуннистов и коммунисток, не будем глубокомысленно анализировать, кому из выдвиженцев больше всего досталось дифирамбов, да и про похороны не станем упоминать, тем более, что всегда блестящий Константин Крылов намедни намекнул нам, что дедушка, мол, умер несколько раньше и неизвестно, кого, собственно, хоронили. (К вопросу о коммунистах: если крыловская версия окажется правдивой, в «дамках» окажутся как раз «краснозадые»).

Моя небольшая задачка — посмотреть, а что же собственно нового мы услышали. А возможно, и показать, как, в очередной раз, не всем понравилось «стабильное поступательное развитие нашей страны. Есть и те, кто, ловко используя псевдодемократическую фразеологию, хотел бы вернуть недавнее прошлое: одни — для того чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство, другие — чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности». Я бы еще добавил: вернуть татаро-монголькое иго, отказаться от полета Гагарина и не выиграть Родниной в фигурном катании.

Всего не охватишь, в цейтноте будем довольствоваться частями.

Местное самоуправление

Рекомендую обратить особое внимание на тезис Путина о местном самоуправлении, всемирно признанной, но совершенно бесполезной конструкции в условиях нынешней «властной вертикали»: «Прошедший год стал первым годом действия нового закона о местном самоуправлении. Значительно расширены компетенция и возможности местных органов власти. В целом, считаю необходимым продолжить процесс укрепления экономических основ местного самоуправления, и в первую очередь — за счет формирования достаточной доходной базы».

Господа хорошие, так доходную базу у органов местного самоуправления, решающих на местах все вопросы, начиная с местных библиотек и заканчивая уличным освещением, федералы с регионалами как раз и отобрали! Были какие-то несчастные земельный налог, налог на имущество физлиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы, так одни упразднили, опять же, в интересах трудящихся, а другие и собрать-то невозможно: для сбора земельного налога сначала нужны межевание и кадастровый учет, а вокруг налога на физлиц вообще целая заваруха началась, мама не горюй: как узнал народ, во сколько оценят их двухкомнатные хибары, так и стал звонить во все колокола — грабит, мол, местная власть!

Тут же начались разговоры о субсидиях и освобождениях, да что ж тогда соберешь-то в казну местную: тамошняя мышь и так с голодухи подыхает. Это, кстати, не аллегория — прошедшие в прошлом году выборы в местные органы власти повергли выигравших их новоиспеченных избранников в шок: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения организовывай, местные автодороги и мосты строй, транспортное обслуживание налаживай, общественный порядок обеспечивай, а на какие шиши?

Тут Путин успокоил, на то и Царь: «Все это, конечно, не означает, что федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах. Но важно то, что система управления становится более гибкой и более близкой к людям и что все больше решений принимается именно на местах… Однако наряду с передачей полномочий и финансовых ресурсов необходимо создать объективную систему оценки эффективности работы региональных властей и муниципалитетов». Для тех, кто не понял; на местах до кучи будут созданы контрольно-счетные органы, подотчетные Степашину (то, кстати, давняя его мечта).

Демография

Особенно народу понравился тезис Путина про демографию: «Появились и первые результаты проектной работы. Так, достигнутые показатели в реализации нацпроекта «Здоровье» можно рассматривать в качестве первых побед, пусть маленьких, но все-таки измеряемых тысячами жизней наших соотечественников. Сокращение смертности и увеличение рождаемости, достигнутые в 2006 году и в первые месяцы этого года, — очевидное свидетельство правильности наших усилий». К цифрам, ребята, к статистике.

В прошлом году численность родного населения действительно уменьшалась не такими темпами, как в предыдущие годы, когда в год нас становилось меньше на 893 тысячи человек, хотя официальная пропаганда твердила про 700 тысяч (). В 2006 году по рождаемости (10,9/1000 человек населения) мы на почетном 178 месте из 223. По смертности за прошлый год наши показатели не в пример выше — 16/1000 человек или 22-е место, но тут обратный отсчет, так сказать. Итог: за прошлый год нас стало еще меньше: если согласно официальному Росстату в 2006 году российских граждан насчитывалось 142,8 млн. человек, то уже через год — 142,1 млн. и это несмотря на все нацпроектовские усилия. При этом, заметьте, на росстатовском сайте численность населения по рождаемости в 2006 году есть, а по смертности — нет («Нечего, падла, народ баламутить», — пел 25 лет назад любимейший Батька Шевчук.

Уважаемые Владимир Владимирович с соавторами! Инициатива об объявлении нацпроекта «Семья», а точнее, «Многодетная семья» (в Вашем послании это прозвучало менее убедительно — «Год семьи») звучала со страниц АПН еще 30 декабря 2005 года в «Новогоднем обращении». Мы не в обиде, был бы толк. В Вашем пассаже об объявлении «Года семьи» мне особенно понравилось перечисление тех, кто будет участвовать: государство (это понятно), общество (тоже понятно), бизнес (а этот-то с какого боку?).

Нацпроекты

«Нацпроект в области аграрно-промышленного комплекса не только доказал свою эффективность, но и продемонстрировал огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства, — изрек Путин. — Помог развитию инициативы и предпринимательства в деревне. В результате впервые за многие годы удалось остановить ряд негативных тенденций. Более того, для всех стало очевидным, что сельское хозяйство — это перспективная и потенциально высокотехнологичная отрасль нашей экономики». Про гибнущих в дороге импортных буренок, про неприспособленных к нашим кормам телят, про невозможность сдать выращенное писано-переписано и без меня.

Я вам другую быль расскажу. Был тут по делам в Краснодарском крае. Травка, как всегда зеленеет, сало, как водится, ядреное, фермеры, понятное дело, жалуются, но вот что поразило в их рассказе. Самым удачливым фермером у них является некто Пупкин, за год при помощи друзей из Россельхозбанка взявший аж 800 миллионов рубчиков! Причем, сидит он вечно хмельной в местном кабачке и думает: кого бы кинуть, на что бы еще кредит оформить! И ведь получается, бегут к нему доверчивые кубанцы! Можно, например, коровок купить по завышенным ценам, а можно — свинарник построить, да такой, что кроме золота в нем ничего не будет.

«Другой пример, — продолжает Президент. — Реализация нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Эта программа привела к значительной активизации строительства во всех областях: от малоэтажного — до комплексной застройки отдельных районов и даже городов».

Здесь слюни надо бы поубавить.

Во-первых, нет у нас ежегодного прироста строительной отрасли в 15%, если считать с мазанками и сараюшками, зарегистрированными согласно «дачной амнистии» — то да, а так нет.

Во-вторых, ни о каких 80 миллионах построенных метров жилья к 2010 году не может быть и речи — строительные мощности не тянут. На 65, ну на 70 тянут, а на 80 — никак. Что уж говорить о 100–130 миллионов квадратных метров в год, давайте уж тогда пообещаем «К 2020 году каждой семье — отдельную квартиру!».

В-третьих, Вы говорите, что «из 3 миллиардов квадратных метров жилого фонда России более половины нуждается в ремонте», а тот же министр Яковлев чуть раньше ляпнул, не подумав — 90%! Или более половины — и есть 90? Про объемы ветхого жилья спорить не будем — это как считать. Одно ясно: надо ремонтировать.

Вот здесь начинается самое интересное: где деньги, Зин? И Путин, молодец, отвечает: «Но, во-первых, деньги у нас есть и формирование расходной части бюджета: это всегда лишь вопрос выбора приоритетов как на федеральном уровне, так и на региональном (то есть лучший министр финансов Восточной Европы-2004 Кудрин — уже не лучший — авт.). А во-вторых, у меня есть и конкретное предложение: направить на эти цели значительные дополнительные доходы, в том числе от улучшения администрирования налоговых сборов, от приватизации государственного имущества, а также, может быть, и от продажи активов компании «ЮКОС» для погашения ее долгов перед государством». Налоговые сборы, если и улучшать, то надо менять всю экономику и выводить из тени 50% всех активов, на что, понятно, нынешняя власть не пойдет. Приватизировать, конечно, есть кое-что, по мелочи, но опять же в основном это стратегические резервы, которые надо бы продавать в последнюю очередь.

Что до «ЮКОСА» — то знайте, Михаил Борисович: все, что будет продано, найдено, занято под Ваши активы, пойдет не абы куда, а на решение жилищной проблемы «дарагих рассеян»! Кстати, тут и первый Фонд наметился, по реформированию ЖКХ — в объеме не менее 250 миллиадов рублей. Не запасной ли часом аэродром для кого-то?

Стабилизец

То, чего нельзя было делать ни в коем случае (я имею ввиду пилить Стабфонд именно так) — свершилось. Читайте:

Напомню: все нефтегазовые доходы предполагается разделить на три составляющие.

Первое — это Резервный фонд для целей минимизации рисков нашей экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а также для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией, что, еще раз подчеркну, напрямую направлено на рост денежных доходов населения.

Второе — часть нефтегазовых доходов должна идти в федеральный бюджет для выполнения прежде всего масштабных социальных программ.

И третье — Фонд будущих поколений, куда будут направляться все остальные нефтегазовые доходы. Считаю, что средства этого Фонда должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики, должны работать на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений. И, конечно, в этой связи, более правильно было бы назвать его именно Фондом национального благосостояния.

Первое направление было оправданным с самого начала — никто не знает, сколько продлится нефтяная лихорадка. А вот второе и третье направление — это то, против чего восставали все: от министра Кудрина до Вашего покорного слуги. Отныне незаработанные экономикой, данные нам Богом и предками деньги, будут беспардонно проедаться и сливаться. Посмотрите, куда предполагается направлять деньги от нефти:

· федеральный бюджет для выполнения прежде всего социальных программ;

· повышение качества жизни людей (на те же здравоохранение, строительство, безопасность, социалку);

· культура!!! Что такое «культура» в понимании кремлевских чиновников?

· Банк развития; (второй аэродром)!;

· Инвестиционный фонд (третий аэродром)!;

· Российская венчурная компания (четвертый аэродром)!

Самое интересное, что никаких пропорций не обозначено. Это значит, как решат граждане «за забором», соразмеряясь со своими аппетитами, так и будет. Вывод однозначен: завершается красивая операция по выводу активов страны за рубеж под названием «Стабилизационный фонд». Сначала вывели куда и сколько могли, а теперь вводим обратно по частям и схемам. Это ж чистой воды «кружочки»-«квадратики»: сначала деньги увели в тихую гавань, а потом часть отдаем и никто не знает, сколько там было и сколько осталось. Вариант «пенсионного займа» только в более широком масштабе.

Пенсии

Пенсии Путин никак не мог обойти стороной. Эта тема настолько часто звучала во всевозможных СМИ, что не замечать ее было просто нельзя. Я ее тоже «заметил», причем, предложил совершенно конкретные шаги, поддерживаемые и созвучные с предложениями многих других российских и зарубежных специалистов с мировыми именами. И что?

Оказывается, пенсионной проблемы в России нет! Слушайте: «Убежден: если своевременно принять необходимые меры, никаких кризисов пенсионной системы не будет». Какие меры? В чем их отличие от раздачи нефтяных денег? Где хотя бы приблизительное их перечисление?

“Считаю также, что в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет”, — продолжает Путин. И не только потому, что это кардинально и, что называется, на все времена не решает проблем с пенсионным обеспечением, но прежде всего потому, что у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита: это вопрос собираемости налогов, вывода из тени зарплат».

Вот здесь он прав — наполни Пенсионный фонд деньгами (для несведущих напомню — Пенсионный фонд наполовину финансируется из бюджета, наполовину — из налогов), и проблем действительно не будет. Какие я предлагал меры, повторю еще раз:

Первое. Нужно исключить из ЕСН те 6%, что идут на финансирование базовой части трудовой пенсии, а с ними — и саму базовую часть, переведя ее в государственное пенсионное пособие, коим она и является. Сам же ЕСН снижать не на 6%, а, например, на 3%, направив дополнительные средства в Пенсионный фонд. Довольны будут и предприниматели, и пенсионеры.

Второе. Отменить все льготы по уплате ЕСН и пересмотреть условия досрочного выхода на пенсию в направлении увеличения пенсионного налогообложения работодателей, использующих тяжелый труд. Также необходимо пересмотреть существующую шкалу налогообложения в зависимости от дохода. Доход, с которого начинаются льготы по налогу, должен составлять не мене 1 млн. рублей в год.

Третье. Пятилетний страховой стаж, достаточный для получения трудовой пенсии, необходимо увеличить до 30 лет. Пенсионное законодательство должно стимулировать людей как можно большее время работать легально, отчисляя часть доходов в Пенсионный фонд.

Четвертое. Рассмотреть норвежский опыт, объединив Стабилизационный фонд (или то, что от него останется) с Пенсионным. С 1 января прошлого года Государственный нефтяной фонд Норвегии переименован в «Государственный пенсионный фонд — Глобал». Основной целью нового норвежского Фонда стала стабилизация пенсионной системы страны в связи со старением населения, то есть передача нефтяного богатства будущим поколениям.

Пятое. Закончить работу по искоренению «обнала».

Вот за что Путину нужно сказать «спасибо», так это за фразу о добровольных пенсионных накоплениях: «По сути, нам предстоит сформировать пенсионный капитал граждан. Предлагаю следующий порядок его формирования. На каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина, на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить еще одну тысячу рублей. И, естественно, для того чтобы эти взносы в течение времени не обесценивались, они должны инвестироваться и обеспечивать необходимую доходность и надежность». За этот шаг, будь он будет доведен до ума, Путина с благодарностью будут вспоминать многие поколения россиян.

В одном Гаранта подставили: за фразу «за период с 2007 по 2009 годы увеличение среднего размера пенсий должно составить не менее 65 процентов» придется отвечать.

Электроэнергетика

Российская электроэнергетика, вопреки мнению Путина, столкнулась не «с нехваткой мощностей для дальнейшего роста», а с неэффективным менеджментом — наследием незабвенного дедушки Ельцина. За короткое время масса активов была выведена за рубеж, все финансовые потоки перенаправлены, а многие прежде энергодостаточные компании превратились в энергодефицитные. Поверхностный анализ показывает, что затраты на электроэнергию завышены как минимум на 20%, а любой специалист скажет вам, что их можно было бы легко снизить в 2 раза.

В отношении того, что «предстоит крупнейшая за последние десятилетия структурная реформа», Путин ошибся. Реформа идет, и справедливости ради нужно сказать, что в целом идет в соответствии с мировыми образцами реформирования энергетической отрасли. Но нигде, нигде в мире, при реформировании электроэнергетики во главу угла не ставились задачи привлечения инвестиций и оптимизации финансовых потоков, наоборот, люди думали об увеличении надежности энергоснабжения (собственной генерации и так хватало, а в Англии производство электроэнергии после реформы и вовсе сократилось), и, самое главное, — о снижении тарифов для населения.

Деньги у Чубайса есть, наши с Вами деньги, которые мы отдаем в виде оплаты за свет и тепло. Другое дело, куда они идут. А идут они на оплату услуг многочисленных консультационных и сетевых структур, затраты на которые за последние годы выросли в разы, на покупку топлива у нефтяников и газовиков (про те цены не Чубайс решает), на вспомогательные и прочие производственные работы. А вспомните недавний бред про перевод электроэнергетики с газа на уголь, формально под предлогом дорогого, но российского угля, фактически — из-за увеличения экспортных поставок «Газпрома».

Вобщем, дедушка-строитель умер, а строить опять надо. «Строить новые станции, модернизировать действующие, расширить сетевую инфраструктуру». За ближайшие же 12 лет мы должны построить 26 блоков, причем  на основе самых современных технологий». И конечно опять корпорация (пятый аэродром), куда же без нее. Довольный Кириенко уже знает, кто будет ее начальником.

В-общем, за дело, братцы. Запасных аэродромов у нас много, денег пока еще тоже, желания — хоть отбавляй. «Мы с вами должны с полной отдачей сил до последней минуты наших законных, конституционных полномочий и эффективно использовать то время, которое нам подарила судьба, чтобы послужить России».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram