«Выбор сделан, — в пятницу 20-го апреля, хоть и с некоторыми допусками «Независимая газета» первая успела сообщить миру эту сенсационную новость. — В игре поставлена точка. Президент определился. Имя будущего президента России — Сергей Иванов. Имя будущего премьера — Дмитрий Медведев».
Не скрою, для меня этот заголовок стал как ушат с холодной водой, ибо ровно в эту же пятницу я собирался опубликовать свою собственную статью и практически с тем же самым, отмеченным выше хедлайном… и тут на тебе, получите. Повторяю, каково же было мое разочарование, почти шок, ведь я же мог и обязан был опубликовать ее на день раньше!
Ну, да ладно. С другой стороны, бегло ознакомившись с доводами статьи, я с нескрываемым злорадством отметил: «Ха, ребята, с первым лицом ошибки нет, но кто вам сказал, что Медведев будет премьером? Не иначе как сами додумали?»
А последовавшие затем в статье «объяснялки» были столь невразумительны, что без преувеличения можно было сказать: возможная сенсация так и не случилась, скатившись к небольшому конфузу. Конфузу, в который попадает шустрый ученик, содравший правильный ответ с последней страницы учебника, а на закономерный вопрос учительницы показать решение — подсовывает ей откровенную подгонку.
Я, конечно, не инсайдер, с высокопоставленными кремлевскими чиновниками в неофициальные беседы не вступаю, но зато имею глаза и уши. Потому предлагаю вам свою версию, почему якобы преемник Дмитрий Медведев, на самом деле… им никогда не был, а просто исполнял в этой стайерской гонке функцию разгоняющего «зайца» (который неизбежно сходит с дистанции) ради фаворита гонки.
Я не буду слишком оригинальным, если в качестве главного контраргумента «НГ» предположу, что в карточно-шулерской игре под названием «преемник» не так уж и важно, как долго вы присутствуете в рамке телевизора. Не имеет никакого значения, каков ваш интеллектуальный уровень, IQ. И уж совсем никому не интересно, какое текущее место занимаете вы среди игроков в этой гонке — первое или последнее. Ибо любой, пусть даже самый немыслимый гандикап здесь может быть преодолен с легкостью необыкновенной, поскольку победитель здесь определяется не собственно в игре, а целиком и полностью зависит от сдающего, в воле которого раздавать игрокам любые карты — хочешь шестерки, а хочешь тузы.
И в связи с этим возникает закономерный вопрос, а текущая «сдача» для Медведева (я имею в виду назначение его ответственным за нацпроекты в сфере строительства жилья, здравоохранении, образовании, повышения деторождаемости, борьбы с птичьим гриппом и прочее, прочее, прочее) — это «шестерки» или «тузы»?
Так вот, чтобы ответить на этот вопрос с полной определенностью, я предлагаю вернуться совсем в недалекое прошлое. Помните, весна 2003 года, Валентина Ивановна Матвиенко пробуется на роль губернатора Санкт-Петербурга, но пока еще практикантки (то бишь, в роли полпреда президента по Северо-Западу)? Так тогда, если кто-то не припоминает, ее главная функция присутствия в рамке как раз и сводилась именно к тем же самым функциями — жилье, образование, здравоохранение и тому подобное. Ну и каков был результат?
Несмотря на все телевизионные потуги, рейтинг Валентины Ивановны сохранялся в пределах каких-то жалких 7%. И лишь только после личного вмешательства президента, после того знаменитого ролика, о котором Коммерсант писал под заголовком: «Сколько стоит сняться в рекламном ролике с президентом», и где, в частности, говорилось:
«Телесюжет о встрече Владимира Путина с Валентиной Матвиенко (кстати, официально находящейся сейчас в отпуске), в ходе которой обсуждались городские проблемы, был показан вчера в новостях "Первого канала" и канала "Россия". "Вы один из кандидатов. Я искренне желаю вам победы на выборах. Но прошу заняться этими вопросами, несмотря ни на какую загрузку, связанную с предвыборной ситуацией. Поработайте как следует над бюджетом-2004",— заявил президент полпреду. Президент особо отметил, что с учетом опыта работы в правительстве Валентина Матвиенко смогла бы решать проблемы города, "может быть, даже лучше, чем те, кто сегодня несет ответственность за город". В ходе встречи президент даже звонил министру финансов Алексею Кудрину и уточнял у него объем средств, выделяемых на различные городские программы».
И я особо подчеркиваю, после перезапуска всей кампании, после ребрэндинга, где Валентине Ивановне вместо ответственной работницы СОБЭСа была предложена куда более солидная роль заслуженной хозяйки города и соратницы Путина. И особенно после этой замечательно выверенной фразы, в которой выяснилось, «что с учетом опыта работы в правительстве Валентина Матвиенко смогла бы решать проблемы города, "может быть, даже лучше, чем те, кто сегодня несет ответственность за город"», рейтинг Валентины Ивановны взлетел в верх как из катапульты, практически через два месяца сравнявшись с рейтингом самого ВВП.
По слухам из окружения тогдашних кураторов проекта Суркова-Павловского, президент радовался случившейся метаморфозе как маленький ребенок, — ведь, казалось бы, такая малость в деталях, а какой фантастический результат!
Так вот, теперь и ответьте мне: знал ли президент, что «сдает» г-ну Медведеву вовсе не тузы, назначая его координатором нацпроектов? — Конечно, знал! Сто процентов, знал!
Но тогда другой вопрос, а если знал, то тогда зачем Медведев, в чем его роль и нельзя ли было просто обойтись без него?
Да, в том-то и дело, что нынешняя роль Медведева в становлении президентом именно Иванова — крайне высока. Ибо, если бы преемниками были названы кто угодно из числа тех же Собянина, Якунина, Нарышкина, то да, действительно, фигура Медведева была бы здесь лишней. Но вот для Иванова…
Вы только вдумайтесь: генерал КГБ, сделавший карьеру в СССР, мастер пропаганды, разводок и доводок. Для многих интеллектуалов, особенно тех кому за сорок, один только вид Иванова в телевизоре вызывает нервную дрожь (даже если он ничего не говорит), а теперь представить его еще и президентом? Нет уж, нет уж!
При таком раскладе, кремлевские стратеги прекрасно понимают, что в поставленной задаче, где в качестве официального преемника выступает только Иванов, шансы кандидата от оппозиции возрастают многократно. Здесь может запросто сработать дилемма выборов 1996 года «Ельцин против Зюганова». В этом случае, пусть будет хоть Миша 2%, хоть Гарик 5%, хоть Геращенко 10% — лишь бы не Иванов. Причем к этому «хору испуганных» может примкнуть не только интеллигенция, но еще и предприниматели, обладающие, помимо собственно голосов, еще и необходимыми ресурсами (про Запад я вообще молчу).
А значит, буфер первой ступени необходим, — буфер, который я бы не стал категорично обзывать «фальшь-панелью» (как образно высказался о Медведеве Станислав Белковский). Скорее, здесь более подходит определение ароматической отдушки для… э…э… не очень вкусно пахнущей фигуры генерала.
По идее кремлевских политтехнологов, именно либерально настроенный Медведев не должен будет пустить потенциально возможного кандидата от оппозиции Касьянова во второй тур. В противном случае вырисовывающаяся там дуэль: экономист и либерал Касьянов против ястреба Иванова, может статься для Кремля настоящей катастрофой.
Как видите, все очень просто. Осталось только плавно перейти к вопросу: почему же все-таки реальное президентство Иванова определилось именно сейчас… не раньше и не позже?
Так и здесь все довольно легко. Давно замечено, что Кремль при подготовке своих стратегических проектов действует крайне скрупулезно. Ни одна даже самая маленькая деталь не должна уйти из-под их неусыпного контроля. Очевидно, что при упомянутом раскладе, отсечь оппозицию от второго тура — было бы большим успехом для Кремля, но все равно, все еще полдела. Ведь попав во второй тур, Иванову важно не просто выиграть у Медведева, а выиграть с очень ощутимым преимуществом. В противном случае, если они войдут туда с ощутимым перевесом Медведева или даже вровень, очень может статься, что либерал Медведев может запросто изменить «папе» и начать свою собственную игру по принципу «все или ничего». Все это не сулит ни Путину, ни силовикам ничего хорошего, поскольку за одной изменой далее может последовать целая цепная реакция.
А значит, нужна абсолютная уверенность, что все под контролем и все идет по намеченному плану. Нужен был знак свыше, что электоральные возможности Иванова не так уж и плохи. И именно такой знак и снизошел на Иванова буквально несколько дней назад. Я имею ввиду последний опрос Левады-центра, опубликованный в Газете.ру под шапкой: «Ивановы побеждают Медведевых». По моему глубокому убеждению, именно он, и появившиеся там данные результатов повторных выборов, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье, где Иванов без видимых причин и даже без «спецартподготовки» вдруг одержал уверенную победу над Медведевым 55% против 45%, — и сделал свое дело.
Абсолютно убежден, результаты этого опроса и стали выстрелом стартового пистолета (после которого в НГ и «узнали» имя настоящего преемника)! А дальше все как по накатанному. Не прошло и дня (а может быть, в тот же день) как обыватель увидел по всем каналам похожие как две капли воды репортажи на ОРТ, РТР, НТВ.
«Президент сегодня вернулся к обсуждению мегапроекта по развитию нанотехнологий — индустрии невидимых глазу молекулярных устройств и механизмов. На совещании в Первом национальном наноцентре, коим стал знаменитый Курчатовский институт, Владимир Путин однозначно заявил: "Это то направление деятельности, на которое государство не будет жалеть никаких средств. Вопрос только в том — и, Сергей Борисович, я обращаюсь сейчас к вам как к первому заместителю председателя правительства — в том, чтобы эта работа была правильным образом организована, и чтобы средства, которые будут запрашиваться на реализацию этой программы, эффективно расходовались. Чтобы они эффективно вкладывались и приносили ожидаемый результат", — дает поручение Владимир Путин».
При этом, что такое в реалии нанотехнологии и есть ли они у нас хотя бы в зародыше? Никто толком не знает… как и никто толком не знает, что на самом деле скрывается за наукообразными и похожими по заумности названиями бактерий типа acti-regularis, что живут исключительно в телевизионной рекламе Активии. Что это такое, и чем они лучше обыкновенных молочно-кислых бактерий, — «пипл» не знает, но зато хавает офигенно, по двойной цене и с большим удовольствием.
Ну и как вам? Ничего не напоминает? Старт дан. Не может быть никаких сомнений, но уже завтра или, в крайнем случае, послезавтра, эфир будет переполнен одной и той же нарезкой:
«…и, Сергей Борисович, я обращаюсь сейчас к вам как к первому заместителю председателя правительства — в том, чтобы эта работа была правильным образом организована…»
Той самой «нарезкой», появление которой может означать только одно: придерживаемые до поры до времени Владимиром Владимировичем тузы и короли, наконец-то нашли своего обладателя. И этим обладателем стал — Сергей Иванов, как оказалось из всех мельтешивших на экране «фальш-панелей», — единственно реальный преемник. Все остальное — бутафория… третий глаз на причинном месте, дабы сбить соперника с толку.
И напоследок, пришло время ответить на другие, — пожалуй, самые интересные, — из оставшихся вопросов. Я имею в виду следующее: теперь, когда карты вскрыты, становится особенно любопытно, — а как поведет себя Дмитрий Медведев? Продолжает ли он видеть себя реальным игроком, или ему уже икнулся г-н Вешняков, которого отыграли втемную и выбросили на обочину как ненужный балласт? А оппозиция, какие преференции может принести ей столь раннее вскрытие?
Что касается ответа на первый вопрос, то я на него уже ответил выше: у Дмитрия Медведева нет ни шанса, ни даже полшанса, не то чтобы стать премьером, а хотя бы остаться в правительстве в нынешнем качестве. При президенте Иванове лучшее, на что может надеяться Медведев — это сохранить свои позиции в Газпроме (да и как же быть по-другому, ведь Медведев — это ж креатура Путина, а не Иванова, а значит Медведев Иванову не друг, а конкурент).
А если отвечать на второй, то да, пожалуй, лучшего подарка для оппозиции трудно себе представить. Ибо как я уже отмечал выше, лишь только кандидатура Иванова как единственного преемника, оставляет за оппозицией какие-то шансы. Любые другие расклады — заведомый проигрыш. Более того, если взглянуть на шансы игроков с теоретической точки зрения, то вы не поверите, но как раз здесь шансы оппозицию мне видятся поинтересней.
Но…. но это только в теории. На практике же, в наметившимся давнишнем противостоянии Сурков-Павловский против всех остальных, последние выглядят ужасающе плохо (по моему мнению, из последних сыгранных 100 партий, 99 из них, они проиграли с детским матом и в два хода). Голубоглазый дилетантизм оппозиции, отсутствие стратегии и хоть какое-то объективное видение поляны, однозначно склоняет меня к мысли: «ну, нет у них методов против Кости Сапрыкина»... Нету!
Так что, резюмируя все вышесказанное, в одном я только соглашусь с «Независимой газетой»:
Имя будущего президента России — Сергей Иванов.