Власть в России — субстанция сакральная. Критика её мало кому интересна и воспринимается обществом в целом негативно именно в силу того, что верховного правителя на Руси с давних времён окружает аура божественности, которая даже в советские времена давала о себе знать. Куда интереснее попытки истолковать действия власти, но самое интересное — попытки предвосхитить эти действия.
Судьба элит: все побежали, и я побежал!
Мы вольны спросить себя: почему политическая элита в России никогда не может разделиться примерно на равные части и цивилизованно соревноваться в рамках двух конкурирующих политических партий? Возможно, «мы не сможем прокормить вторую КПСС» является одним из ответов, но, безусловно, не единственным. Почему такое соревнование всегда приводит практически к взаимному смертоубийству (уже сейчас мы видим, как начинают собачиться ЕР с СР, — в ход идут самые жесткие инструменты вроде компромата, уголовных дел, даже ножей, а ведь выборы ещё через 8 месяцев)? Возможно, ответ тут в стремлении к единоначалию и даже самодержавию, глубоко укоренившемся в менталитете наших элит, а также и стадное чувство, которое порою сильнее всяких позывов разума…
Ещё сложнее вести себя элите по отношению к потенциальным преемникам. За медиа-шумом и различными смешанными сигналами неподготовленному человеку очень трудно понять, какой же реальный расклад в шансах на власть между главными претендентами. Поэтому поддержка снизу преемнику будет организована только после движения (инициативе) сверху, то есть после официального объявления кандидатуры.
Три преемника от власти и один от оппозиции
Анализ существующих шансов на власть для потенциальных преемников сделан мною только на основе открытой информации. Всего я решил выделить 3 преемника от власти: «светского» — Д. Медведева, «силового» — С. Иванова и «духовного» — В. Якунина. Я исхожу из того, что власти нужно будет продемонстрировать электорату иллюзию выбора, для чего преемники будут очень разными и между ними будет организована искусственно или случится всамделишная борьба, причём довольно жесткая.
Светский преемник
Дмитрий Медведев может быть предложен электорату как ставленник либеральной части властного и бизнес-истеблишмента. Поддерживаемый самой большой частью крупного российского бизнеса (Газпром, Газпром-Нефть, РАО ЕЭС, другие крупные компании), Медведев способен мобилизовать самый большой предвыборный бюджет — порядка 2-3 млрд. долларов. Из общественных, светских институтов Медведев будет претендовать на поддержку большей части «Единой России», Совета Федерации и Общественной Палаты. Отношение к Медведеву в экспертном сообществе в целом положительное и даже доброжелательное.
Несколько невнятный публичный имидж Медведева будет изрядно приглажен, благо времени на это ещё есть много. Основной пункт предвыборной программы этого преемника будет преемственность курса Путина, то есть, продолжение курса на бурное экономическое развитие России в либеральном смысле, где государству будут оставлены только самые крупные ресурсные компании. Именно таким образом данный преемник будет способен организовать в свою поддержку немногие оставшиеся крупные олигархические структуры, над которыми с недавних пор постоянно довлеет призрак национализации.
Силовой преемник
Сергей Иванов позиционируется как «силовой» преемник — ставленник силового блока: спецслужб, армии и МВД. Финансовую поддержку данному преемнику, скорее всего, окажут Рособоронэкспорт, а также Объединённые Авиационная и Судостроительная Компании, которые ко времени выборов и будут сформированы. Также в пул спонсоров Иванова могут войти Росатом и Роснефть. Бюджет кампании Иванова может достигнуть 1.5-2 млрд. долларов. Основная поддержка поступит в виде централизованного голосования армейских частей, организаций ветеранов спецслужб и войн.
Публичный имидж Иванова практически сформирован и знаком даже большему числу россиян, чем имидж Медведева. Программа Иванова может быть выстроена вокруг тезиса о дальнейшей национализации сырьевых и производственных компаний, например, нефтяных и металлургических. Также Иванов может получить поддержку от «Справедливой России», как новый социалистический президент, который будет уделять больше внимания социальным вопросам.
За год до выборов нового президента России аналитика начали отслеживать количество упоминаний потенциальных преемников в прессе и на этой основе делать далеко идущие выводы. По-моему, такие выводы делать преждевременно и за этот год мы ещё не раз увидим, как тот или другой преемник вырываются вперёд по количеству упоминаний или по количеству появлений в новостях на ТВ. Пока судить о шансах на основании количества медиа-упоминаний ещё слишком рано и неправильно технически, так как кампания ещё толком не начиналась. Тем не менее, надо иметь в виду, что старт кампании преемника будет дан гораздо раньше, чем официальный старт президентской кампании.
Духовный преемник
Самым интересным, на мой взгляд, кандидатом будет Владимир Якунин. Пока что, это тёмная лошадка, но его «увлечение» православием, карьера дипломата и опыт руководства огромной государственной монополией делают его серьёзным претендентом на верховную власть. В круг спонсоров Якунина войдут РЖД и РПЦ, ещё одна естественная монополия, но уже «духовная». Также, будут привлечены немногие олигархические структуры, владельцы которых имеют склонность к православию. Возможно, по разнарядке сверху, пул спонсоров якунинской кампании пополнится за счёт крупных госмонополий. Бюджет кампании — на уровне 1-1.5 млрд. долларов. Основной электорат — клир и паства Русской Православной Церкви, а также, возможно, националистически настроенный избиратель.
Публичное лицо Якунина ещё малоизвестно широкой массе избирателей и тут могут быть приятные сюрпризы, так как Якунин стартует позже остальных преемников, в его кампании будут учтены все недостатки обоих других претендентов. Основной упор пропагандистской кампании Якунина будет сделан на восстановление инфраструктуры и, поэтому, будет иметь широкий отклик в регионах. Кроме того, данный преемник будет очень успешен, если правильно воспользуется православием как базой для духовной доктрины, на основе которой будет провозглашена новая идеология России как страны-цивилизационного центра (Третий Рим).
Оппозиционный преемник
Шанс Касьянова как серьёзного претендента на власть может придти только в случае увеличения давления государства на крупные частные сырьевые компании. Кажется, власть откажет Михаилу Несогласному в этом удовольствии, застопорив национализацию до следующего электорального цикла. До тех пор пока национализация оставшихся частных нефтяных и других сырьевых кампаний не проводится, Касьянов так и останется уличным маргиналом, которого поддерживает лишь небольшое количество демшизы. Никакое финансирование из-за границы не способно, к счастью, перебить тот внутренний финансовый и силовой ресурс, которым распоряжается действующая власть, которая, к тому же, полностью контролирует СМИ.
Невозможность преемника от олигархии
Печальный урок Ходорковского усвоен отечественными олигархами на «отлично» и никакого серьёзного олигархического кандидата выдвинуто не будет. Возможен олигархический кандидат-пугало, этакая страшилка, которая заставит голосовать противоположно.
Шансы на власть и другие кандидаты
Мы в данном материале оставили без упоминаний таких людей как А. Собянина, ибо по нашему мнению это слишком непубличный, аппаратный человек и вряд ли его будут выдвигать на высокий пост, хотя всё возможно — российская политика остаётся одной из самых непредсказуемых. Есть ещё несколько экзотических версий по личности преемника — от некоторых моложавых полпредов до министров кабинета Фрадкова, но мы не станем на них останавливаться.
Самые большие шансы на власть у «светского» преемника Медведева. Во-первых, потому что это означает продолжение курса Путина, во-вторых, так как этот преемник способен получить самый серьёзный финансовый ресурс, в-третьих, потому что остальные преемники вряд ли смогут представить адекватно конкурентоспособные кампании по сравнению с медведевской. Остаётся, правда, шанс сильного старта Якунина, который как преемник-сюрприз может грамотно проведённой кампанией увлечь объективно большее число избирателей.
Данный текст написан под влиянием и в качестве осмысления некоторых положений меморандума ИНС «Смена власти-2008 и необходимость конституционной реформы в России»