АПН: Может ли, на ваш взгляд, очередное обострение внутриполитического противостояния на Украине подтолкнуть её к территориальному распаду?
Олег Неменский, политолог:
Полагаю, реальных предпосылок для запуска механизма распада Украины ещё не сложилось. Прогнозы её распада строятся на основании анализа электоральных предпочтений в регионах, на констатации наличия культурной, языковой и во многом даже политической границы внутри Украины, как и на оценке реальных противоречий в интересах населения разных регионов страны. Однако такой аналитический срез на уровне населения имеет тот недостаток, что полагает политику прямым выражением этих реалий. А это вовсе не так. Украинский политикум не является зеркалом электоральных предпочтений.
Да, украинская элита во многом поделена на финансово-промышленные группы, имеющие территориальную привязку. И конечно клановый регионализм накладывает на украинскую политику свой явный отпечаток. И всё же на самом деле сильные региональные кланы сейчас являются более общеукраинскими, чем внутрирегиональными. Их структура собственности в разной степени рассеяна по всей стране, их интересы в основном лежат в области общегосударственной политики. Такие кланы являются представителями населения своих регионов лишь в очень небольшой степени. Главная их цель – борьба за власть в Киеве, за её доли и за своё лобби при ней. Уже само это скрепляет Украину лучше, чем что-либо ещё.
Однако настроения электората, всё более осознающего свои региональные интересы, опять, как и в период «Оранжевой революции», могут быть активно использованы. Выражаться это может и в нагнетании тематики противоречий между Востоком и Западом Украины. За всем этим важно видеть тот факт, что противостояния «двух Украин» разыгрываются лишь как формы политтехнологии, а разговоры о потенциальном распаде Украины и необходимости защиты интересов населения той или иной её части (или её единства) – как политическая риторика, призванная активизировать те или иные чаяния электората на поддержку политической силы. Реальные интересы украинских кланов лежат вне области этой риторики.
Региональные элиты Украины имеют ещё очень молодую и шаткую структуру, они легко распадаются (особенно по достижении власти в Киеве), а место крупных кланов могут занимать ещё только складывающиеся. У них нет определённых собственно региональных интересов, нет и ясного территориального размежевания бизнеса. Наиболее сплочённый и регионально-монополизированный клан – донецкий, однако его сила позволяет претендовать на власть во всей стране, что мало сочетается с защитой интересов собственно двух восточных областей Украины (как и всего Юго-Востока).
Единственное, что могло бы стать реальной предпосылкой для будущего распада – это жёсткое отстранение одного из региональных кланов от власти в Киеве. Такой вариант просто заставит отстранённую ФПГ превратиться в сепаратистскую силу. Однако сам этот сепаратизм будет скорее способом шантажа Киева, а не реальной политикой самоопределения. Проект единого Украинского государства ещё не списан со счетов никем из основных политических игроков и элитные группы предпочтут в очередной раз достигнуть той или иной формы компромисса и согласия, чем поставить под удар всю государственность. Тем более что основные интересы украинских ФПГ во многом схожи. Заметьте, что и сам факт бегства депутатов из одной фракции в оппозиционную ей другую наглядно показывает эту общность.
Единственным реальным шагом на пути к распаду может стать решение о федерализации страны – при таком варианте впервые создаётся реальная структура, работающая на региональное самоопределение. Она возможна как форма разграничения сфер влияния и, опять же, компромисса. Но для того, чтобы украинские элиты пошли на такой шаг, должен произойти сильный сбой всей нынешней системы. Отрицать его возможность нельзя, так как на внутриукраинскую жизнь довольно сильное влияние оказывают внешние акторы (и здесь особенно большую роль может сыграть фигура Ю.Тимошенко, влияние на которую внешних сил очень велико), однако и ожидать неминуемой реализации такого сценария так же не приходится.
Украина по объективным причинам имеет сильное тяготение к распаду, но близких предпосылок для осуществления такого сценария ещё не сложилось.