Украинский хаос в поисках порядка

Феномен Ющенко: «Воля от власти»

«Кто первым встал — того и тапочки», — шутит «Русское радио». «Кто первым добежал до президентского кабинета на улице Банковой — тот и убедил президента в своей правоте», — это уже реальность украинской политики. На днях в подобном «забеге» участвовали Юлия Тимошенко — срочно летела из Парижа, прервав успешный визит во Францию, и Виктор Янукович — добирался из Донецка. Именно он первым пересек финишную черту — порог президентского кабинета.

Украинская политика существует по достаточно странным законам — по крайней мере, если о ней судить с точки зрения российского политического опыта и сознания. В ней нет источника сакральной харизмы высшего правителя, поэтому здесь одновременно могут существовать несколько субъектов, обладающих сопоставимым влиянием на политическую ситуацию. Верховный правитель в Украине изначально лишен каких бы то ни было авторитарных признаков и является консенсусной фигурой.

В нынешней ситуации наличествует три реальных политических субъекта — Тимошенко и БЮТ, Ющенко и «Наша Украина», Янукович и Партия регионов, два из которых попеременно объединяются против третьего.

— во время Оранжевой революции Ющенко и Тимошенко против Януковича;

— после отставки Тимошенко осенью 2005 года с поста премьера Ющенко и Янукович против нее, такая же комбинация возникла и при утверждении Януковича на пост премьера летом 2006 года;

— во время недавнего голосования по закону о Кабмине Янукович и Тимошенко против Ющенко и т.д.

Каждый из этих политиков жестко ненавидит двух других, и политическую ситуацию определяет то, какие из мотивов ненависти в данный момент будут более актуальными, и, соответственно, кого больше есть причин ненавидеть в данный конкретный момент.

Нынешний политический кризис существует в той же закономерности:

· Тимошенко и БЮТ — за роспуск Рады (новые выборы помогут вернуть ей реальную власть),

· «Наша Украина» — скорее за, чем против (сейчас у них власти почти нет, но будет ли она после предполагаемых досрочных выборов, неизвестно),

· сторонники Януковича — против (в этом случае мечтать о конституционном парламентском большинстве уже не приходится),

· Ющенко, словно Гамлет, колеблется.

В случае новых выборов Партия регионов занимает первое место, БЮТ — второе с небольшим отрывом, сторонники Ющенко переформатируются и занимают третье место. Прохождение Компартии Петра Симоненко под вопросом, но скорее реально; прохождение Соцпартии Мороза под очень большим вопросом.

Непоследовательность и нерешительность Виктора Ющенко — тема не только для анекдотов, но и для научных исследований в области политической психологии и элитологии.

Базовое качество для любого «человека политического» — воля к власти, жесткая борьба за властный ресурс. Виктор Ющенко, вероятно, может считаться уникальным явлением в мировой политике: в его поведении доминирует нечто противоположное, что можно определить как «волю от власти». Планомерно, начиная с декабря 2004 года, он сдавал властные полномочия. Ему казалось, что «страшнее кошки зверя нет», поэтому шаг за шагом он «отжимал» от власти Тимошенко и старался не замечать напора «донецких». В результате сторонники Януковича, да и сам Виктор Федорович, которые сначала решили, «шо усё пропало» и которых летом 2005 года уже было не сыскать в Украине, воспряли духом и начали постепенно возвращать утраченные позиции.

Апофеоз этого процесса случился в ночь на 4 августа 2006 года: Ющенко под давлением разнообразных обстоятельств вносит в Раду кандидатуру Януковича на пост премьер-министра. Янукович, в свою очередь, подписывает бессмысленный и декларативный Универсал, не имеющий никакой юридической силы, и начинает «донецкую» кадровую революцию, заполняя своими земляками все возможные вакансии в исполнительной власти.

Последний политический шаг, превращающий президента в номинальную фигуру без полномочий, — это образование в Верховной Раде конституционного большинства, способного преодолевать вето главы государства на законопроекты. Переход депутатов из фракции во фракцию не предусматривается Конституцией, однако никто не запрещает им голосовать так, как они считают нужным.

31 марта 2007 года на съезде «Нашей Украины», где от него ожидали обнародования указа о роспуске парламента, Ющенко заявил буквально следующее: «Если не будет возобновлена деятельность большинства на конституционной основе, я подпишу указ о роспуске Верховной Рады».

Из этого заявления следует, что подлинная цель действий президента и его окружения в последние дни — вовсе не роспуск Верховной Рады, а политическое давление на Януковича и парламентское простое большинство с целью недопущения превращения последнего в большинство конституционного.

Призрак второго Майдана

Многих волнует вопрос: будет ли второй Майдан?

Нет, не будет.

По крайней мере, в том формате, который был во время Оранжевой революции в конце 2004 года, его не может быть в принципе.

Тогда это было проявление политической онтологии — неподдельных народных эмоций и веры в самое что ни на есть «светлое будущее». Люди, в первую очередь киевляне, ощущали, что кучмовская власть украла у них самое ценное, что только может быть — собственную индивидуальность. Людям казалось, что власть их считает сборищем недочеловеков, которыми следует бесконечно манипулировать и которым можно «впаривать» любого кандидата.

Поэтому доминирующие мотивы майданного протеста выстраивались вовсе не по поводу Виктора Ющенко, а по поводу ситуации в целом. Виктор Ющенко в этих отношениях был не ключевой фигурой, а, скорее, технической: надо же что-то кричать на многотысячных митингах, должен же быть какой-то мобилизующий образ, в котором могут отражаться грезы о «светлом будущем». Но даже тогда Ющенко не был абсолютным лидером народных симпатий: Западная Украина голосовала преимущественно за него, Центральная Украина — преимущественно против Януковича.

Однако после инаугурации Ющенко в течение непродолжительного времени стало очевидно, что новая власть — это никакая не контрэлита, а представители старой и неэффективной элиты, порожденной Леонидом Кучмой. Где-то с весны 2005 года наблюдается массовое разочарование в Ющенко и его сторонниках, а также колоссальная по масштабам апатия. Оказывается, что цель ближайшего окружения нового президента — вовсе не модернизация Украины на тех принципах, которые декларировались во время революции, а очередной передел крупной собственности.

Попытка организовать второй Майдан — это уже чистая технология. Она была предпринята в июле 2006 года с тем же требованием, что и сейчас: роспуск Верховной Рады, назначение досрочных парламентских выборов. Причем тогда имелся важный эмоционально-этический фактор: избрание Александра Мороза спикером Верховной Рады в ходе сложной интриги. Многим сторонникам Ющенко и Тимошенко такая комбинация казалась предательством вселенского масштаба, и это хоть как-то повлияло на определенную митинговую активность. Однако попытка второго Майдана превратилась в фарс: несколько палаточных лагерей сторонников роспуска Верховной Рады на Майдане, большой палаточный лагерь сторонников Януковича и противников роспуска парламента в Мариинском парке были лишены мобилизационной привлекательности и резонансного эффекта.

Именно такой сугубо технологический формат политических акций является единственно возможным в нынешней ситуации: периодические митинги сторонников и противников роспуска, но речь идет не о простых гражданах, чье количество исчисляется сотнями тысяч и даже переваливает за миллион, а о сотнях и тысячах партийных активистов и околопартийной массовки, свезенной в Киев из Восточной и Центральной Украины за небольшие суточные и размещенной в палаточных городках.

Если Ющенко распустит Верховную Раду…

В той или иной сложной политической ситуации верховный правитель иногда поступает вразрез с существующим законодательством — например, как Ельцин осенью 1993 года. Однако для этого необходима, как минимум, соразмерная поступку личность: цельная, мощная, напористая, харизматичная, имеющая за собой поддержку части элиты и общества.

Такие люди в ситуациях кризиса руководствуются то ли революционной логикой, то ли логикой чрезвычайного положения и мотивируют нарушение позитивного права естественно-правовыми аргументами. Кстати, именно такова логика «партии третьего срока» в России по поводу переизбрания Путина в 2008 году. Но, опять-таки, это всё сказ не о Викторе Ющенко.

Для законного роспуска Верховной Рады необходимо хотя бы одно из трех конституционных условий, которые на данный момент у президента отсутствуют.

Однако Верховную Раду можно ликвидировать и без его участия — если 151 депутат одновременно сложит свои полномочия и депутатские мандаты (ст. 82 Конституции Украины). В этом случае необходимы постановления Верховной Рады о принятии отставки этих депутатов (ст. 81 Конституции), однако получается замкнутый круг: Верховная Рада, состоящая из 299 депутатов нелегитимна и подобные постановления принимать не может. Но политическая перспектива подобного сценария призрачна — достаточно вспомнить хотя бы о количестве миллионов «убитых енотов», отданных многими из персонажей Верховной Рады за депутатский значок.

В случае подписания президентом указа о роспуске Верховной Рады последней легитимной инстанцией, к которой будут апеллировать противники этого шага, станет Конституционный Суд Украины, где преобладают сторонники Януковича.

И тут больше шансов — и юридических, и политических, и лоббистских — на стороне противников роспуска.

В 1993 году Ельцин после вердикта Конституционного Суда о неконституционности указа № 1400 «выключил» этот орган из политического процесса и фактически узурпировал власть. Однако это, разумеется, история не о Ющенко.

Кроме того, сторонники Януковича способны мобилизовать массы в Юго-Восточной Украине против такого решения, что усугубит и без того немалый раскол в обществе и анархию в государстве. Кстати, на данный момент Янукович является не только премьер-министром, но и политиком с самыми высокими рейтингами.

Можно констатировать, что в Украине отсутствует институализированная контрэлита. Ющенко, Янукович, Юлия Тимошенко, а также политические силы, стоящие за ними, неспособны к радикальной модернизации своей страны, но и уступать власть тоже никому не собираются.

Это вовсе не призрак гражданской войны — пока даже представители силовых ведомств не готовы «мочить» кого бы то ни было в «сортирах». Это традиционное для украинской политики состояние перманентного политического хаоса.

Интересно, способен ли из этого хаоса в соответствии с теорией синергетики, когда-нибудь родиться новый порядок?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram