В Москве, в гостинице "Будапешт", состоялось заседание Экспертного клуба Института Национальной Стратегии, посвященное роли и месту "Газпрома" в России предвыборной 2007-2008 годов.
Повестку дня собравшимся экспертам сформулировал директор спецпроектов ИНС Юрий Солозобов. Он предложил к рассмотрению вопрос о том, не превратился ли газовый монополист России в некое "государство в государстве", чьи финансовые, да и политические возможности уже больше государственных, в его выступлении были затронуты и такие сюжеты, как создание корпоративных "вооруженных сил" "Газпрома" и возможность выдвижения ставленника "партии "Газпрома" на роль преемника Владимира Путина. Подобная постановка вопроса была практически сразу оспорена в ряде выступлений на Экспертном клубе.
Так, по мнению Владислава Иноземцева, главы Центра исследования постиндустриального общества, "Газпром" не может рассматриваться ни как самостоятельный политический и экономический субъект, ни как ТНК западного типа. "Газпром" находится в полном подчинении у правящей бюрократической прослойки, которая и диктует "Газпрому" правила поведения и бизнес-политику, иногда прямо во вред именно деловым интересам газовиков.
В свою очередь, учредитель Института Национальной Стратегии Станислав Белковский, согласившись с тем, что "Газпром" ничем не напоминает западного типа корпорацию, предложил не рассматривать коммерческие структуры путинской России в отрыве от фигуры как самого президента, так и правящей бюрократии. По его мнению, данная группировка не ассоциирует себя с российской цивилизацией, эти люди ассоциируют себя с государством исключительно с точки зрения личных интересов и исключительно тогда, когда они находятся у власти. Поэтому "Газпром" ими рассматривается как источник получения краткосрочных максимальных прибылей, а модернизация отрасли и стратегическое планирование их не интересует, что можно видеть на примере "газовых войн" с Украиной и Белоруссией.
По мнению Андрея Фурсова, директора Института русской истории РГГУ, в России сейчас формируется корпорация-государство, и все вопросы, связанные с "проблемой Газпрома", надо решать, исходя из этого положения. Речь идет о том, что корпорации по своей мощи достигают масштабов государства, а государство начинает вести себя как особая, первая среди равных корпорация, отказываясь от целого ряда социальных функций. Для корпорации-государства "рынок важнее социальной сферы, свобода важнее равенства и справедливости, а полиция – важнее армии, государство заботится только о тех, кто внутри, но те, кто внутри – это и есть корпорация".
Тема соотношения государственных, корпоративных и общественных интересов в России и мире была продолжена в выступлениях «элитолога» Оксаны Гаман-Голутвиной, философа Александра Неклессы, историка Александра Шубина.
С докладом о состоянии безопасности трубопроводных систем и возможных путях ее обеспечения выступил военный историк Александр Цыганок.
Во второй части заседания эксперты сосредоточились на более частных и прикладных вопросах, главным из которых стал вопрос о путях реформирования «газового гиганта». Мысль о неизбежности и необходимости реформы «Газпрома» - нацеленной одновременно на повышение его эффективности и ограничение его амбиций - была аргументирована в выступлениях экономистов Леонида Пайдиева и Вадима Вещезерова, специалистов по энергополитике Михаила Крутихина и Александра Караваева, экономического журналиста Дмитрия Верхотурова.
Основные выступления участников Экспертного клуба будут опубликованы на АПН.