Путин должен начать с себя

Путин должен начать с себя

Вчера состоялось первое заседание Совета при президенте по борьбе с коррупцией, на котором Владимир Путин объявил, что пришла пора начинать серьезную борьбу с коррупцией. Он поручил возглавить эту работу на ближайшее полугодие премьеру Михаилу Касьянову. Однако в Государственной Думе многие скептически восприняли эту новость. Так, бывший заместитель Генерального прокурора СССР, депутат Виктор Илюхин, считает, что ни в ближайшее полгода, ни в ближайшие годы настоящей борьбы с коррупцией, к которой призвал президент, в России не начнется. Иначе, заметил Илюхин, Владимиру Путину надо будет начать эту борьбу с себя.

Разговор о борьбе с коррупцией в России хотелось бы начать с Грузии. Несколько дней назад новый грузинский президент Михаил Саакашвили объявил, что займется расследованием финансовой деятельности семьи Эдуарда Шеварднадзе. И одновременно с этим прокуратура Грузии обратилась к Швейцарии, Люксембургу и Лихтенштейну с просьбой заморозить банковские счета бывших грузинских руководителей. Ваш, Виктор Иванович, комментарий по этому поводу.

Ход нового грузинского лидера ожидаем и для меня понятен. В Грузии сложилась катастрофическая ситуация с коррупцией. Впрочем, как и в некоторых других бывших советских республиках, руководители которых думали не о народе, а о своем благополучии. Крали, воровали самым бессовестным образом. Известно, что Шеварднадзе поступал именно так. Все «хлебные» должности в Грузии были поделены между кланом Шеварднадзе и близкими к нему людьми. В результате народ страшно обнищал, а кучка правителей безумно разбогатела. Экономика рухнула. Ясно, что поднять ее за год невозможно. И Саакошвили предпринял мудрый ход. Чтобы успокоить народ, показать, что следует своим обещаниям, он объявил, что начинает реальную борьбу с коррупцией. Иное дело, как далеко он пойдет. Но это уже другой разговор. Пока же я считаю, что акцию нового грузинского руководства следует всячески приветствовать.

Но вернемся к России. Вчера наш президент заявил, что надо от слов, от шумихи вокруг борьбы с коррупцией, перейти к реальному противодействию ей. На Ваш взгляд, уменьшилась ли коррупция за четыре года правления Путина?

Нисколько не уменьшилась. Возможно, только поменяла форму. Сегодня коррупция стала шире, чем прежде. Высокие чиновники вовлекаются в деятельность коммерческих структур под видом членов советов директоров, консультантов и тому подобное. Хотя, известно, что продолжает иметь место и прямой подкуп. Прямо скажу, Путин за время своего президентства никакого заметного удара по коррупции не нанес. Конечно, к ответственности привлечены Ходорковский, Лебедев, кто-то еще из их братии, но не чиновники. Ни один чиновник, способствовавший растаскиванию олигархами государственных богатств, - в СИЗО не сидит. А ведь это они подписывали решения о передаче платонам лебедевым собственности по заниженным ценам. Разве это борьба с коррупцией в высших эшелонах власти? Это, извините, имитация такой борьбы.

Тем не менее, Владимир Путин вчера дал задание Михаилу Касьянову через месяц подготовить предложения как бороться с коррупцией. Возможно, стоит подсказать ему что-нибудь? Например, Вам, как одному из старейших депутатов и как известному правоведу-специалисту.

У меня есть опыт такого подсказывания. Он, к сожалению, печальный. В 1996 году, будучи председателем думского Комитета по безопасности, я обратился к президенту Ельцину с письмом, в котором предложил, чтобы министры и сам Борис Николаевич обнародовали свои иностранные валютные счета. Кроме этого я предложил, чтобы Ельцин и другие владельцы вкладов за рубежом - из числа высокоранговых госслужащих - перевели эти вклады в российские банки, чтобы они работали на отечественную экономику.

Ответ был получен такой: да, у президента есть счета в лондонских банках, но это все поступления от издания его книг. Посему ничего обнародовать не надо. Идея же перевода вкладов из-за границы вообще была проигнорирована. Не было сказано ни слова и о других владельцах зарубежных счетов. И это понятно: при Ельцине вся территория России была поделена между несколькими высшими руководителями. Дальний Восток и Восточная Сибирь с алмазами и золотом были под присмотром у него самого; север с его нефтью и газом был у Черномырдина; юг - у начальника аппарата Шумейко, и так дальше. Это означало, что без их ведома не мог решаться ни один хозяйственный или кадровый вопрос, касающийся поделенных территорий. Все вопросы решались непосредственно ими, а в Москву деньги возились мешками.

Но Ельцина уже нет, а Путин кажется совсем другой человек…

Я обращался и к Владимиру Владимировичу. Мы неплохо контактировали с ним, когда он возглавлял ФСБ, а я комитет по безопасности Госдумы. Памятуя это, я написал ему, когда он отработал президентом год, что необходимо срочно начать реальную борьбу с коррупцией, и дал свои рекомендации. Но он даже не ответил на мое обращение.

Могу сказать определенно, что Путин всерьез с коррупцией бороться не будет, так как сам повязан олигархами, они его социальная опора. Некоторых он, правда, одергивает, но только тех, которые ведут себя не так, как ему хочется. Так что и сегодня обращаться к нему с какими-то рекомендациями, - бессмысленно. Ведь борьба с коррупцией в России должна начаться с него самого. Так что и при втором президентстве Путина все у нас останется по-старому.

Вчера он снова свел все к общим рассуждениям. Опять слова, слова…. В отличие от того же Саакашвили, о котором мы говорили в начале нашей беседы. Тот начал действовать предметно: шутка ли - поведет расследование финансовой деятельности семьи Шеварднадзе!..

Что касается самого Совета по борьбе с коррупцией, то я считаю, что он должен состоять из независимых деятелей. И уж никак его не должен возглавлять премьер Касьянов, к которому имеется немало вопросов как раз по части коррупции.

Вопросы задавал парламентский корреспондент АПН Борис Кротков.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram