Жизнь российского губернатора непроста. Особенно такого, которого поддержал Кремль. И уж, в особенности, того, кого он поддержал с массой оговорок и нехотя. Потому что взамен такому губернатору приходится давать более чем серьезные обязательства. Вот и свежепереизбранный глава Свердловской области Эдуард Россель претерпевает… О нелегкой губернаторской доле размышляет обозреватель АПН Анна Остапчук.
Абсолютно очевидно, что одним из условий крупной сделки, заключенной между ним и федеральным центром, была поддержка Кремля дробь «Единой России» в обмен на активное лоббирование московской идеи укрупнения регионов. Что, в принципе, не должно было выглядеть абсолютно чудовищным с учетом бэкграунда Росселя – отца-основателя виртуальной Уральской республики. Иными словами, в 2003 году Владимир Путин вроде был дал свердловскому мечтателю реализовать то, за что Борис Ельцин в 1993 году выгнал его с работы. Тогда Россель хотел объединить под знаменами мощной автономии Свердловскую, Пермскую, Оренбургскую, Тюменскую, Челябинскую и Курганскую области. 10 лет спустя он покусился лишь на три из них – свою Свердловскую предложил слить с Челябинской и Курганской. Причем, как уже сообщил АПН, немедленно разнесся слух о его самоустранении, – тут, весьма возможно, источником выступили росселевские структуры, - что сам-то Россель готов покинуть пост губернатора и занять место полпреда Латышева. То есть, встать над схваткой.
Однако потенциальных участников объединения это явно не устроило. Вся неделя прошла не столько под знаком заявления Росселя о необходимости объединить три субъект в один ("Свердловская и Челябинская области вместе смогут вытянуть депрессивный Курганский регион", для чего у исполнительной власти Свердловской есть все необходимые "наработки"- заявил он), сколько под знаком резких возражений ведущих политиков Челябинской и Курганской областей.
В Челябинской Думе, как рассказывает «Уралполит.Ру», первым прокомментировал слова соседнего губернатора спикер областного парламента Виктор Давыдов, который заметил, что «Росселю там делать нечего, а мы тут будем комментировать». По мнению Давыдова, переизбранный Россель просто «набрал кредитов, которые нужно как-то возвращать». И вообще, свердловчане «слишком уж завидуют тому, как хорошо идут дела в соседней Челябинской области», – резюмировал господин Давыдов.
Его поддержал заместитель по ЖКХ Виктор Чернобровин, который поведал коллегам, что в Свердловской области некоторые небольшие города не получают нормального теплоснабжения, а посему, убежден депутат, губернатору Росселю лучше бы заниматься этим, чем делать громкие заявления о необходимости укрупнения регионов.
Челябинский губернатор Петр Сумин был более сдержан в своих оценках. По его словам, целесообразность укрупнения 89 российских регионов хотя бы до цифры 50 сегодня ни у кого не вызывает сомнений, другое дело, как это реализовать на практике. Объединять в одном субъекте Федерации такие разные и самодостаточные области, как Свердловская и Челябинская, по мнению губернатора, не имеет никакого смысла – «эта инициатива абсурдна. Челябинской области и особенно областному центру - Челябинску - это объединение принесет лишь одни потери». К тому же, обмолвился Сумин, он не сомневается в итогах возможного референдума по этой теме на Южном Урале. Население скажет однозначное нет предложенному слиянию, заявил челябинский губернатор.
Это мнение поддержал и глава Курганской области Олег Богомолов, который не один раз заявлял, что "Курганская область не будет огородом для Свердловской области". По словам Богомолова, "такие идеи вызывают только раздражение во всех территориях, а значит, носят дестабилизирующий характер". В пресс-службе зауральского губернатора отметили, что у Курганской области большой промышленный потенциал: здесь расположены месторождения урана, а недавно обнаружены запасы углеводородного сырья.
Как подчеркивает местное издание «Коммерсантъ-Урал», в интервью этой газете пресс-секретарь Богомолова Дмитрий Серов откровенно заявил: «Нам есть, что терять». И его можно понять: элиты всех регионов, участвующих в объединении, проигрывает, если реализацию идеи укрупнения берет на себя элита одного из них.
При этом оба губернатора заявляют, что не допустят объединения - это они обсудили еще во вторник. Более того, они подчеркивают, что губернатор Россель, хотя озвучивал идею слияния довольно часто, ни разу не обсуждал с ними свой проект укрупнения региона.
Эдуард Россель знаком с мнением своих коллег-соседей, но по-прежнему уверен в необходимости объединения трех территорий в один субъект федерации. "Я знаю, что Петр Иванович Сумин, товарищ мой давний, ревностно к моей идее относится. Но как бы ни обижались он или Олег, жизнь покажет, кто прав", - считает губернатор Россель.
Конечно, в первую очередь, коллеги просто показали Эдуарду Росселю, за какое сложное и неблагодарное дело он взялся. Однако, скорее всего, речь пока идет не о реальном намерении федерального центра, а о системе «пробных шаров», закатывать которые взялся отец «Уральской республики»: в конце концов, жителям Челябинска или Кургана не выбирать Росселя в губернаторы, так что ему не очень важна популярность среди широких или узких элитных кругов этих регионов. С другой стороны, огонь негатива, вызванный Росселем на себя, теперь не повредит Кремлю. Наоборот, здесь уже могут начинать делать выводы: о реальном влиянии свердловского губернатора, о позиции – хоть и выраженной опосредованно - его соседей, а также о перспективах объединения в уральском регионе.
Так что, в любом случае, все должны остаться довольны.