Новые события вокруг ЮКОСа вызывают повышенный ажиотаж у части российских СМИ. Некоторые комментаторы утверждают, что гонения на ЮКОС приведут к международной изоляции России. Однако мировое общественное мнение в своих выводах весьма сдержанно. Об этом свидетельсвует интервью Анджелы Стент, директора Центра евразийских, российских и восточно-европейских исследований Джорджтаунского Университета, опубликованное информационным агентством Washington ProFile. Приводим выдержки их этого интервью.
Вопрос: Есть различие в российской и американской реакциях на дело ЮКОС?
Стент: Российская реакция на дело ЮКОСа очень неоднозначна. Существует широкий диапазон представлений: некоторые думают, что это действительно сигнализирует о разрыве с эпохой Ельцина и началом новой эры в российской политике, в которой будет намного больше государственного контроля и меньше некоторых демократических свобод. Другие считают, что это своего рода реорганизация в Кремле, но новое равновесие будет достигнуто, и затем Россия двинется вперед. Я считаю, что большая часть бизнес-сообщества, или, по крайней мере, часть бизнес-сообщества, полагает, что это, возможно, приведет к наведению большего порядка в бизнесе.
И я сказала бы, что реакция в Соединенных Штатах очень близка к российской. Есть люди, которые рассматривают это как решительный политический шаг, и есть другие - опять же особенно те, кто работает в экономическом секторе, кто считает, что после "дикого капитализма" 1990-ых, ситуация должна измениться.
Вопрос: В США популярно мнение, что арест Ходорковского был проведен в результате его увлечения политикой или из-за планов слияния ЮКОСа с компанией ExxonMobil?
Стент: Очень трудно сказать. Некоторые полагают, что одной из причин ареста был факт, что Ходорковский не остался верным договорЈнности, заключенной олигархами с Путиным - т.е. что они могут сохранить свои экономические активы, но что они не будут вмешиваться в политику. Путин не возражал против слияния компаний British Petroleum и TНK - ясно, что он не противник иностранных инвестиций. Но, я также слышала слухи о ExxonMobil.
Интересно, что международная реакция на арест Ходорковского была весьма приглушенной. Ни одно из правительств не сказало что-нибудь особо критическое в адрес России. Многие, например, премьер-министр Италии Берлускони, поддержали действия Путина. Дело ЮКОСа, как мне кажется, не окажет значительного влияния на систему взаимоотношений внешнего мира и России.