Скандальное «приостановление» объединения ЮКОСа и «Сибнефти» остаЈтся в центре внимания отечественного и мирового бизнес-сообщества. Российские и западные издания первые полосы посвящают анализу ситуации и выяснению подоплеки произошедшего. Практически никто не сомневается: во всем виновата политика. Неудивительно, что фондовый рынок - самый непосредственный экономический индикатор – по-прежнему находится в депрессивном настроении. Некоторые участники предпочли вообще воздержаться от торговли бумагами ЮКОСа, расценив происходящее как чистую манипуляцию с непонятными политическими целями. Ситуацию прокомментрировал АПН независимый эксперт по вопросам экономической безопасности, кандидат экономических наук Леонид Карцев.
Не является откровением, что в «мутной воде» специалистами удачно ловится рыбка. Михаил Ходорковский по этому поводу сказал: «В обстановке хаоса очень хорошо зарабатываются деньги». На сидении в тюрьме своего руководителя, оказывается, можно хорошо заработать, если играть на понижение собственных активов, а потом скупать их по заниженной цене у доверчивых миноритариев. Их только нужно время от времени запугивать. Очень хороший способ консолидации активов.
Одновременно можно раскачивать котировки всех «голубых фишек», хотя и с разной степенью эффективности, продуцируя «своею собственной рукой» негативный инсайд и сливая его доверенным инвестиционным компаниям. За счет продуцируемых таким образом колебаний корпоративного рынка, а также связанного с ним валютного и госбумаг последние могут очень хорошо заработать (и уже заработали). Чем выше частотность колебаний и чем более они резкие, тем больше заработок.
Российский рынок в случае с «делом ЮКОСа» также столкнулся с хорошо скоординированной политико-экономической кампанией внутри и вне страны по манипуляции с котировками акций и деловой репутацией государства как такового. Специалистам вполне по силам за $50 млн. сломать любой восходящий тренд российского фондового рынка, а за $500 млн. погубить этот самый рынок на долгие времена. ВсЈ дело в умелом и заранее подготовленном использовании информационных поводов, накладываемых на априорно предвзятое отношение к России определенных кругов на Западе.
В российской и зарубежной прессе прошли несколько информационных волн, каждая примерно по 100-150 публикаций, посвященных теме незаслуженности присвоения России инвестиционного рейтинга ведущим агентством Moody’s, экономическому авантюризму администрации президента Путина, подпавшей под влияние ФСБ и рискованности любых инвестиционных вложений в российскую экономику. Одна из этих волн пришлась на первую декаду ноября, другая - на последнюю декаду ноября. От слишком резких выводов в отношении России авторов указанных публикаций удерживает, по-видимому, лишь то, что в настоящее время эта страна является одним из самых дисциплинированных должников в мире.
Кампания по дискредитации была хорошо скоординирована и привела к фазовым существенным снижениям котировок ведущих эмитентов. Паники и действительно серьезных экономических потрясений удалось избежать только благодаря отличным макроэкономическим показателям России за последние полгода и персональной работе президента с зарубежными инвесторами и главами ряда государств.
Спекуляции на колебании корпоративных котировок широко встречаются по всему миру. Они не были бы особенно опасны для государства, если бы не были скоординированы с политической кампанией по дискредитации России как страны с авторитарным и даже антисемитским режимом, призывавми исключить еЈ из «большой восьмЈрки» и общеевропейских процессов.
В настоящее время Россия не защищена от возможной скоординированной атаки финансовых, корпоративных и политических махинаторов. Необходимо разработать меры системного противодействия этим рискам. Со временем, когда объемы рынков существенно возрастут, неизбежно возрастут и последствия удачно проведенных атак на финансовые и фондовые рынки. Теоретически это может привести к массовым беспорядкам и даже к насильственному изменению конституционного строя. С учетом имеющейся практики использования механизмов «бархатных революций», взятых на вооружение западными правительствам по отношению к нестабильным режимам на Востоке и на территории бывшего СССР, это уже не кажется фантастическим. Последний пример – Грузия. К опасной черте приближались Украина, Белоруссия и Молдавия.
Профилактические меры могли бы включать в себя работу с позитивной экономической и политической информацией государственного и корпоративного происхождения, интерпретацию еЈ в системном ключе, работу со СМИ по сетевому алгоритму, работу с экспертным сообществом, работу с заинтересованными инвестиционными и страховыми компаниями и банками. После двух-трех неудачных спекулянтских атак на рынки и на государственный строй их инициаторы поймут, что экономикой и политикой лучше и дешевле заниматься по отдельности.