В российских политических кругах и СМИ обсуждается идея создания при президенте РФ Совета по национальной идеологии, который не только будет вырабатывать эту самую идеологию, но и управлять государственным агитпропом. В качестве возможных руководителей этого Совета называют Дмитрия Медведева, Игоря Сечина, Сергея Иванова и Сергея Миронова. Газета «Российские вести», один из официальных учредителей которой – Управление делами президента РФ, опубликовала сегодня преполагаемый список членов Совета. Среди них и обозреватель АПН Лев Сигал, от которого мы, естестественно, потребовали прокомменировать ситуацию. И вот что он заявил.
Я очень удивился, обнаружив свою фамилию в этом списке. Никто не спрашивал моего согласия фигурировать в подобном контексте. Я не имею удовольствия сотрудничать с г-ном Сидоровым, чья подпись стоит под статьЈй в «Российских вестях». Мне представляется, что если бы этот господин не ставил перед собой каких-то провокационных целей, то ему следовало бы обсудить этот вопрос с каждым из «кандидатов в члены Совета по национальной идеологии» прежде, чем публиковать свой список.
Затея г-на Сидорова и его покровителей мне представляется антиконституционной. Напомню, что гласит Конституция РФ.
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Следует подчеркнуть, что эта статья содержится в главе первой Конституции – «Основы конституционного строя». Если предложение о пересмотре положений этой главы будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Однако такого закона по сей день не существует. Иными словами, положения первой главы в настоящее время вообще не могут быть пересмотрены.
Попытку грубо нарушить требования Конституции, содержащиеся в этой главе, нельзя, на мой взгляд, рассматривать иначе как покушение на основы конституционного строя, а в случае успеха этого предприятия – как конституционный переворот, то есть тяжкое преступление.
Что касается состава Совета в целом, то, как справедливо отмечено в самой публикации, профиль многих кандиатов «часто не известен широкой публике». И никто не даЈт ни им, ни кому-либо ещЈ права формулировать национальную, то есть фактически государственную идеологию. Другое дело, что эти люди имеют полное право поговорить друг с другом на историко-философские темы, собравшись, например, на дружескую пирушку – что-то вроде платоновского пира. Примечательно, кстати, что один из них является наркологом…
С учЈтом всего вышеизложенного я бы просил г-на Сидорова сотоварищи незамедлительно вычеркнуть мою фамилию из своего списка. В противном случае я, возможно, прибегну к гражданско-правовой защите своего права на имя.