В ООН перешли от слов к делу: началась подготовка реформы этой организации. Сформированная генсеком Кофи Аннаном комиссия уже к лету должна представить свои рекомендации. От России в ее состав входит Евгений Примаков. Но так ли, Владимир Петрович, необходима нашей стране эта реформа? Ясно ведь, что в первую очередь она затронет Совет Безопасности ООН, может самым серьезным образом перетряхнуть его состав. Нельзя даже исключать, что может быть поставлен вопрос об исключении России из его состава, поскольку мы нынче, что греха таить, уже не те, что прежде.
За последние годы картина мира изменилась самым кардинальным образом: закончилась холодная война, появились другие великие державы, такие как Германия, Япония, Индия, Бразилия…. Поэтому, нравится кому-то или нет, пришло время менять и саму Организацию Объединенных Наций. Это процесс объективный, против которого, как говорится, не попрешь. Если, конечно, относиться к ООН всерьез, воспринимать ее как важнейший инструмент мировой политики. А я считаю, что только так и надо смотреть на нее. Она иногда и в прошлом оказывалась довольно действенной. А теперь роль ее не только может, но должна быть повышена.
Объективные процессы понятны. Но в политике определяющим моментом всегда являются национальные интересы. В наших ли интересах перестраивать ООН сегодня? Может лучше потянуть с этим?
К сожалению, Россия нынче не так сильна, каким был Советский Союз. Но и сегодня роль России в Совете Безопасности исключительно велика. Что, между прочим, нужно не нам одним. Поэтому нет оснований предполагать, что в реформированной ООН, в ее Совбезе, для России не найдется места.
А зачем, извините, другим нужно наше членство в Совете Безопасности? Не секрет, мы и сегодня портим там иногда кровь американцам. Взять хотя бы последние события вокруг Ирака.
Насчет американцев это правильно. Но разве значительной части остального мира наша позиция по Ираку была абсолютно ненужной? Это один момент, но есть и другой - не менее важный. Очень многие страны, как и Россия, заинтересованы в том, чтобы ООН играла в мировой политике все возрастающую роль. А чтобы роль какой-то отдельной державы - скажем прямо: Соединенных Штатов Америки – была хотя и важной, но не единственной.
Да, в реформированном Совбезе будет, очевидно, уже не пять постоянных членов с правом вето, а больше. Туда могут войти, как я уже называл, Германия, Япония, Индия, Бразилия. И тогда за нами останется, как будто, меньшая часть влияния: имеем сегодня один голос из пяти, будем иметь один из девяти. Но такой узкий арифметический подход несерьезен. Общий же выигрыш для мира будет несомненным. ООН станет более значимой, более влиятельной организацией.
Вы, Владимир Петрович, хорошо знаете США. А нужна ли им такая ООН?
Это уже другой вопрос. США, как я знаю, формально не против реформы ООН. Но, по большому счету, такая организация нынешнему руководству Соединенных Штатов вообще не нужна. С реформой или без реформы. В этом вся проблема. Они, не скрывая, говорят: мы все можем сделать сами, без ООН; ООН согласится - хорошо, не согласится - тоже ничего страшного, наплюем на нее. Вот этого как раз допускать нельзя. Посему сегодня надо укреплять ООН, а без реформирования сделать это невозможно. Более того, не надо бояться расширения Совета Безопасности за счет приема новых государств, имеющих весомый голос. Это ограничит претензии определенных кругов США на особую, единственную роль в мире. Повторю: реформа ООН сегодня нужна обновленному миру, в том числе и нам.
Вопросы задавал парламентский корреспондент АПН Борис Кротков.