Уже неделя, как новостные и аналитические программы грузинского телевидения освещают исключительно события в центре Тбилиси. Число сторонников акции протеста, инспирированной оппозиционными партиями, с каждым днем, как будто, все увеличивается, а настрой их, несмотря на холодную и ненастную погоду, – становится все более все решительным. Готовность их подогревают бескомпромиссные выступления и комментарии лидера оппозиционного Национального движения Михаила Саакашвили, который срывает бурные аплодисменты толпы, язвительно критикуя президента Шеварднадзе.
Президент, между тем, предпринимает малопредсказуемые шаги. Поначалу, спустя несколько дней после начала выступлений, он ограничился лишь коротким телекомментарием, заявив, что прошедшие второго ноября выборы были самыми демократичными в Грузии (видимо, это должно было означать «грех жаловаться на их результаты»). После этого он почти на двое суток исчез из поля зрения, в то время как площадь перед Домом правительства в центре Тбилиси заполнялась протестующими со всей Грузии, несмотря на попытки властей перекрыть дороги и воспрепятствовать их приезду в столицу.
Наконец, в воскресенье ранним утром – в 9.20 – он неожиданно появляется на проспекте Руставели и предпринимает попытку поговорить с протестующими. Эта попытка, однако, ничем значительным не кончается, президенту приходится покинуть эпицентр событий под призывы «В отставку!», – причем стороннему наблюдателю могло показаться, что он особо и не стремился поговорить с людьми.
Несмотря на амбиции обоих сторон, вечером в воскресенье в правительственной резиденции президента все-таки состоялись почти двухчасовые переговоры между Шеварднадзе и лидерами оппозиции – Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зурабом Жвания. Переговоры эти, однако, вместо того, чтобы привести к разрядке ситуации, накалили ее еще больше. Саакашвили ушел с переговоров после того, как Шеварднадзе сказал, что не может с ним работать. Вернувшись к митингующим у Дома правительства, он заявил, что у Грузии нет президента, поскольку Шеварнадзе, по его мнению, не управляет ситуацией в стране. Такой вывод был сделан после того, как Шеварднадзе предложил разобраться в положении, что Саакашвили расценил как очередную попытку растянуть время.
В понедельник президент совершил поездку на запад страны. Сначала он посетил Мингрелию, родину бывшего президента Звиада Гамсахурдиа, сторонники которого громко протестовали против его приезда, а затем – Батуми, столицу Аджарии, лидер которой традиционно обвиняется грузинскими СМИ в попытках установления тоталитарного правления и регулярной фальсификации голосов в его регионе в ходе всех выборов в новейшей истории Грузии. Батуми встретил президента аплодисментами. О чем беседовали лидеры партий, каждая из которых по последним (официальным) сведениям получила наибольшее количество голосов на прошедших 2 ноября выборах (около 20% каждая), – не разглашается, однако журналисты сообщают о возможности присутствия на встрече никому неведомого представителя из соседней «третьей страны» (призрак «кремлевской руки» по-прежнему актуален для части грузинской оппозиции).
Оппозиция уже мало говорит о фальсификации результатов парламентских выборов со стороны властей. Ее главная цель после нескольких дней активной акции стала куда как радикальнее – теперь она требует отставки Шеварднадзе.
Однако, несмотря на заявления о том, что чуть ли не вся Грузия вышла на улицы, в действительности это далеко не так. Более того, уже в понедельник окончательно лопнули иллюзии относительно возможного единства оппозиции: акции протеста инициированы и поддерживаются всего двумя оппозиционными партиями (Национальным движением и блоком «Бурджанадзе-Демократы»), тогда как три другие крупные оппозиционные партии (промышленники, «Новые правые» и лейбористы) выступают с резкой критикой акции и обвиняют ее лидеров в безответственности. Те, однако, отступать не намерены, и в понедельник вечером заявили о начале голодовки, в которой, однако, пока участвуют несколько депутатов. Но не лидеры. Хотя, по некоторым сведениям, Саакашвили все же собирается принять в ней непосредственной участие. Другие же руководители оппозиционных партий решили предложить народу зрелища более вдохновляющие: на завтра перед Домом правительства намечен концерт с участием «звезд» грузинской эстрады в поддержку акции протеста.