Фонд «Общественное мнение» опросил граждан, как они понимают выражение "предвыборная агитация", достаточно ли им информации о партиях и как они относятся к тому, как сами партии рассказывают о себе.
12% из 68 % участников опроса, ответивших на первый вопрос, говорили не о смысле данного словосочетания, а выражали свое негативное отношение, называя предвыборную агитацию "болтовней", "трепологией", "очернительством", "подкупом", "растратой денег", "втюриванием нужного мнения", "бредом", "ярмаркой проходимцев". Остальные говорили в первую очередь о различных методах информирования избирателей о программах партии и о кандидатах в депутаты: распространение лозунгов, листовок, буклетов, газет; встречи с избирателями, публикации в СМИ, выступления лидеров партий по радио и на телевидении, организация митингов.
Чтобы проголосовать на выборах осмысленно, необходима определенная осведомленность о партиях, их программах, идейных позициях, о кандидатах в депутаты. Достаточно ли сегодня такой информации? – спросил ФОМ.
45% участников опроса заявили, что с их точки зрения, сегодня у избирателей достаточно информации, чтобы решить, за кого голосовать. Однако почти такая же доля опрошенных придерживается противоположной точки зрения (41%), причем чаще других сетуют на дефицит необходимой информации люди моложе 35 лет (54%).
Считают, что предвыборная агитация помогает людям определить свое отношение к баллотирующимся в Госдуму партиям, 42% опрошенных, что она только мешает - 19%; 22% наших сограждан уверены, что агитация никак не влияет на отношение избирателей к участникам предвыборной гонки. Относительно того, нужна ли вообще предвыборная агитация, мнения распределились почти поровну: 43% считают, что она необходима, 39% - что без нее можно обойтись.
Когда же речь заходит об "электоральной стратегии" самого респондента, то 53% участников опроса утверждают, что "не будут обращать внимания на предвыборную агитацию при принятии решения, за кого голосовать" (будут обращать внимание - 37% респондентов). Чаще других заявляют, что лично им для принятия решения предвыборная агитация не нужна, сторонники КПРФ (68%). Отметим, что среди приверженцев "Единой России" больше "открытых" для восприятия новой информации, чем тех, кто в ней не нуждается (соответственно 49% и 42%).
По мнению большинства россиян, сегодня партии и кандидаты в ходе предвыборной борьбы чаще прибегают к нечестным методам ведения агитации (59%), чем к честным (9%).
Респондентов попросили пояснить, что они понимают под "честными" и "нечестными" методами предвыборной борьбы, и привести примеры. На вопрос о честной агитации ответили только 12% участников опроса. Они назвали такие методы: "встреча с избирателями, учет их мнений, требований"; "статьи в газетах, выступления по ТВ"; "выступления в прямом эфире, когда им задают вопросы"; распространение агитационных листовок, плакатов; "подробная информация о партии или кандидате"; "рассказ о проделанной работе в предыдущие годы" и "о своих реальных результатах".
Среди нечестных методов респонденты чаще всего называют подкуп избирателей, раздачу "денег и водки", проведение банкетов, на которых "поят бесплатно вином" (11%).
7% опрошенных считают нечестным методом агитации популистские высказывания, невыполнимые обещания ("обещания сплошные, которые потом не исполняют, - они о них забывают сразу, как голоса набрали"). Клевету на соперников назвали среди нечестных методов предвыборной борьбы 5% респондентов ("интриги, черный пиар, очернение противника"; "выливать грязь, белое в черное переводить"). Нечестно, считают 2% участников опроса, приписывать себе несуществующие достоинства и заслуги, "говорить, что они самые хорошие люди, хвалить себя".
6% причисляют к нечестным методам агитации любой обман - от "невинного", "когда людям лгут", до уголовного, когда совершается "подлог", "подтасовка", "шантаж", "нарушение закона". 1% респондентов считают нечестным использование некоторыми кандидатами "административного ресурса", своего служебного положения или публичную поддержку президентом определенной партии. Какие же партии злоупотребляют доверием избирателей и используют нечестные методы ведения агитации - а какие ведут предвыборную борьбу в основном честно? "Лидером" по использованию нечестных методов оказалась, по оценке респондентов, ЛДПР, а "самой честной" - "Единая Россия" (данные в % от числа опрошенных):
Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.